This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



4Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Обзоры


"Музыка -- народная потребность!" Л. Бетховен
В русскоязычном Интернете тема классической музыки слабо освоена. Кажется, уже все поп- и рок-музыканты в России имеют свои веб-страницы, в то время как академическая музыкальная тусовка еще только делает в Сети свои первые шаги. Первый и пока единственный e-zine, рассказывающий о классической музыке, -- это издаваемый автором при поддержке Cityline (www.cityline.ru) "Московский Музыкальный Вестник" (www.mmv.cityline.ru). По оценкам агентства Infoart (www.infoart.ru), около 22% русскоязычных пользователей Сети интересуются классической музыкой. Поэтому рано или поздно в Сети должна была проявиться и профессиональная организующая инициатива, которая могла бы объединить любителей классики, предоставить им максимально полную информацию о современном состоянии академической музыки в России, наконец, дать возможность общаться между собой. После года напряженной работы мы вправе сказать, что такой инициативой в российской Сети является именно "Московский Музыкальный Вестник".


Музыка


- содержание
- оформление

www.mmv.cityline.ru/mgc/

Московская консерватория

Если говорить о российских музыкальных организациях в целом, то можно с уверенностью сказать, что Интернет еще не принят в качестве серьезного инструмента для работы. С другой стороны, "передовые" институты уже довольно давно пытаются найти свое место в Сети. Московская консерватория ведет в этом направлении активную работу. Другое дело, что мало просто компьютеризировать помещения, дать возможность серфинга студентам и профессорам, пусть даже по выделенной линии. Главная задача -- объяснить, что Интернет -- это среда именно общения, а не только флирта. Что с его помощью можно решать вполне серьезные задачи.

Пока что сервер МГК выглядит довольно странно. Однако есть сведения, что в скором времени он переедет на собственное доменное имя и на другой компьютер, и вот тогда...

***
***

www.weekend.ru/root/classic/

Знание -- сила!

Мало кто слушает классику в машине. Или во время воскресной уборки. Такая музыка требует определенной концентрации внимания, поэтому, слушая ее, практически невозможно заниматься чем-то еще. Но кроме концентрации необходимы еще и какие-то (хотя бы минимальные) знания: чем, например, соната отличается от сюиты и по каким правилам они построены? Ответ на такой или подобный вопрос вполне можно получить на данном сайте, который является своего рода "энциклопедией начинающего меломана". Покопавшись в ней часок, можно уже без страха читать буклет "классического" CD -- незнакомые слова почти наверняка не встретятся.

****
*****

www.sitek.ru/~shaliapin/

Шаляпин on-line

В 1998 году исполняется 125 лет со дня рождения великого русского певца Федора Шаляпина. Этой дате было посвящено несколько крупных событий в российской музыкальной жизни. Так что неудивительно, что и в Сети появился довольно крупный сайт о Шаляпине. Естественно и то, что инициатива запуска такого проекта принадлежала частному лицу, так как официальные музыкальные организации до сих пор, за редким исключением, упорно игнорируют Сеть. Впрочем, Интернет, кажется, всегда держался на энтузиазме частных лиц.

Вот и в этом случае трудом и энергией одного человека для всеобщего пользования открылся впечатляющий источник информации об одном из самых выдающихся певцов XX столетия. Кроме текстов, рассказывающих о жизни и творчестве Шаляпина, можно обнаружить и различные справочные данные (биографии композиторов, либретто опер и тексты некоторых номеров, например).

*****
***

www.classical.music.ru

Игра в классику

Источников информации об академической музыкальной культуре в русскоязычной части Интернета поразительно мало. Тем большим событием становится появление каждого нового "независимого" сайта на эту тему. С другой стороны, сетевая самодеятельность иногда дает довольно странные результаты. На ум приходят всевозможные "домашние странички Василия Пупкина". Случайно забредая на одну из них, долго не можешь понять, какую цель преследовал автор, публикуя свой "шедевр".

Описываемый сервер вряд ли можно причислить к жанру "home page", и все же цели его создания откровенно неясны. Возможно, идея заключалась в организации архива музыкальных записей. Возможно -- в создании музыкальной энциклопедии. Впрочем, если посмотреть более отстраненно, это творение довольно точно отражает ситуацию с классической музыкой в России вообще: диски как-то записываются, консерватории вроде работают, а общий смысл происходящего просматривается с трудом.

***
****

www.conservatoire.spb.ru

Санкт-Петербургская консерватория

Петербург -- особенный город. Его "особенность" отчетливо видна даже в призрачном мире Интернета. Меня всегда удивляло, какое море информации содержится на www.spb.ru. Мало того, хозяева этого сервера очень активно ссылаются на другие питерские страницы.

Результат -- любая необходимая информация о Петербурге появляется на мониторе максимум через пять минут после начала поиска, при условии, что она вообще есть в Сети. Поэтому неудивительно, что в Интернете давно существует сервер Петербургской (хотя в музыкальном мире ее все еще часто упоминают как Ленинградскую) консерватории. Не исключено, что это вообще первый сервер об академической музыке в РУНЕТе. Жаль только, что большая часть информации -- на английском.

****
****

www.russianet.ru/bashmet/

"Главный альтист мира" в Сети

Даже в академической музыке есть свои "поп-звезды". Кто сегодня не слышал о Ростроповиче? Странно только, что www.rostropovich.com еще до сих пор не появился: Альтист Юрий Башмет, несомненно, популярный исполнитель, да и его социальная активность почти так же велика, как и в случае с Ростроповичем.

Правда, до собственного доменного имени "главный альтист мира" тоже пока не дорос. Есть только развернутая home page на RussiaNet. Зато очень презентабельная -- с биографией, дискографией и RealAudio.

И все-таки нет в мире совершенства. Для музыкантов анекдоты про альтистов -- все равно, что для всех остальных -- анекдоты о чукчах или "новых русских", и доподлинно известно, что Башмет знает их миллион. А на сайте нет ни одного. Почему?

*****
***

www.tchaikovsky.ru

Хотели как лучше

П.И. Чайковский наверняка входит в пятерку наиболее исполняемых композиторов в мире. Нет человека, который бы не знал этой фамилии. Потенциал, заложенный в таком адресе, просто поражает воображение: во-первых, красиво! Во-вторых, какая экономия на рекламе! Ну а в-третьих, в случае внезапных финансовых затруднений на такой домен и покупателя можно найти при желании.

А на деле ситуация такая же, как и с "Классической музыкой в России". Название хорошее, а толку -- чуть. Говорят, классическая музыка -- не прибыльный бизнес. По крайней мере хозяева "Чайковского" (который на самом деле называется "Московская классика" и, по всей видимости, задумывался как символ корпоративного величия Ассоциации лауреатов Конкурса им. Чайковского) явно не имеют денег (или желания) для того, чтобы довести свое детище до ума. А может быть, они уже просто заплатили все налоги?

**
**

www.ippe.rssi.ru/home_rus/obninsk/orchestra/

В городском саду играет

Если год назад основными пользователями Сети в России были "технари", то сегодня компьютерщики почти не привлекают к себе внимания, растворившись в пестрой толпе "веблюдей". Среди которых уже легко различить и лица музыкантов. Вообще, как ни странно, большая часть немногочисленных страниц, связанных с академической музыкой, создана не в Москве или Петербурге, а в местах, которые принято называть "провинцией". Вот где, скажем, находится Обнинск? Далеко? На самом деле это вовсе даже не далеко. С точки зрения пользователя Интернета -- так вообще рукой подать. Но нас в данном случае интересует не столько расположение города на карте, сколько культурно-технологическая ситуация в нем. Ситуация, как выясняется, благополучная. В городе есть камерный оркестр. И доступ к Интернету. В чем теперь можно убедиться прямо за собственным монитором.

*****
****

www.frinet.dux.ru/classica/

Сайт любителей искусств

У электронных СМИ есть громадное преимущество перед обычными, "бумажными". Их издание не требует денег. А бумажным журналам приходится постоянно заниматься какой-то суетливой коммерцией, и если журнал о спорте может заработать деньги на свое существование, журналу об академической музыке это сделать гораздо сложнее. Тем не менее такие журналы все еще существуют, и даже неплохо выглядят. Один из них -- "Журнал любителей искусств", издающийся в Петербурге. Журнал, правда, публикует материалы не только о музыке, но уделяет ей достаточно внимания. Приятно то, что редакция не считает лишним публиковать в Сети полное содержимое номеров. Хотя, видимо, и здесь золотой телец все подпортил: почитать можно только статьи по июль 1997-го. Известно, что "бумажный" вариант продолжает выходить и сейчас, а вот на публикацию в Сети денег уже, видимо, не хватает. Прискорбно.

*****
***

win.postman.ru/~fyodor/theremin/

Электроакустический авангард

В недрах Московской консерватории давно существует сообщество композиторов и исполнителей под названием "Термен-центр". Эта организация всячески пропагандирует современную электроакустическую музыку. Выражаясь более цинично -- авангард. Учитывая то, что в мире довольно много поклонников всевозможных музыкальных инсталляций, вполне логично выглядит появление сетевого представительства "Термен-центра". Все многочисленные офлайновые акции, проводимые Центром, освещаются на этом сайте. А в последнее время, кажется, "Термен-центр" даже проводит какие-то онлайновые мероприятия. По крайней мере, об этом говорится в новостях сайта. Как эти мероприятия выглядят на самом деле, я не видел, так что врать не буду.

****
****

Борис ЛИФАНОВСКИЙ
boris@doubt.com



4 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84