This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



4Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Обзоры



Кино


Адвокат дьявола (The Devil's Advocate)

США, 1997

Режиссер: Тэйлор Хэкфорд
В ролях: Кину Ривз, Аль Пачино

www.wbmovies.com/DEVILS/

Юный, но чрезвычайно успешный флоридский адвокат (не проиграл ни одного процесса) защищает в суде преподавателя-педофила. Во время допроса пострадавшей школьницы нездоровый очкарик начинает мастурбировать. Адвокат, видимо, до того пребывавший в уверенности, что его подзащитный невинен, как закарпатская домохозяйка, в ужасе запирается в клозете, подумывая о том, что стоит, пожалуй, отказаться от дела и не брать греха на душу. Здесь ему очень некстати попадается журналист и берет его на слабо -- мол, учись проигрывать. Адвокат -- руки в брюки, возвращается в зал заседаний и спасает извращенца от верной каторги. И, понятно, незамедлительно получает предложение от Мефистофеля, сосредоточившего ныне свою деятельность на юриспруденции в Нью-Йорке (наконец-то нам сказали прямым текстом, что все юристы имеют дело с Преисподней).

Начинается полумистический полукомический спецэффектный триллер -- адвокат настолько любит свою работу (красивая жизнь -- деньги, выпивка и женщины -- прилагается), что не находит времени вспомнить о своей супруге и хоть секунду подумать, какую должность в высших (низших) сферах на самом деле занимает его босс. Короче, Фауста из адвоката не получается: слишком он инфантилен и несознателен. Бедную супругу тем временем донимают ведьмы и ей хочется домой. Когда до смышленого юриста доходит наконец, в чем суть, ему остается лишь помахать платочком от "Гермеса" вслед последнему автобусу обратно наверх на Землю.

А ведь можно представить себе ситуацию и так: юный адвокат, опешив от наглой мастурбации клиента, вышел в клозет, где ему привиделся весь этот кошмар. В ходе которого в качестве мелкой детали выясняется, что так и не севший за решетку педофил убил ребенка. Очнувшись, он возвращается в зал и тут же публично пишет увольнительную. Совесть и душа в сохранности.

И почему, спрашивается, законники-американцы так и норовят увязать совесть с адвокатурой? Ну какая разница, знает юрист всю правду о клиенте или нет, если у него работа такая -- представлять интересы подзащитного в суде? Право не дарованное -- предоставленное обвиняемому Конституцией. Более того, из сюжета и серьезно-забавных эскапад Люцифера-Аль Пачино следует, что всякая работа, связанная с удовлетворением тщеславных амбиций, проходит по его ведомству. Что остается? Разве что рыть землю от забора до обеда, а после обеда -- писать романы в стол и никому никогда их не показывать -- вот уж точно, занятия не от лукавого.

Дрянь хорошая, дрянь плохая...

Студия Горького, 1998

Режиссер: Александр Хван
В ролях: Армен Петросян, Никита Тюнин, Оксана Фандера

Как правильно переложить Pulp Fiction на современную московскую почву? В чем разница между Москвой 1998-го и Лос-Анджелесом 1994-го? Какие между ними "маленькие отличия" -- little differences? Вот, по-видимому, вопросы, занимавшие Александра Хвана и студию Горького, когда они ставили "Дрянь..." -- малобюджетный камерно-комнатный комический film noir на три действующих лица об одном парне, пришедшем в гости к своему приятелю и его жене и в течение полутора часов пытающемся выбить из них причитающуюся ему сумку с долларами. Pulp Fiction цитируется напрямую -- разговор о little differences между биг-маками и коноплей, к примеру, заменен беседой о "маленьких нюансах" в разнице между плохой и хорошей дрянью. Вместо рассуждений о пастырях и божественном вмешательстве -- анекдот про Винни-Пуха (как справедливо замечено в фильме -- несмешной) и небольшая дискуссия о женитьбе: что лучше -- in bed или in deep. Некоторые сцены, да и сюжет в целом, явно намекают на Reservoir Dogs. Фильм "Джеки Браун" Хван посмотреть не успел.

Фильм Хвана, не подразумевая сколь бы то ни было сложных интеллектуальных конструкций, основан на трех идеях: игре в блеф, намеке на интригу между парнем и женой его приятеля и простом соображении, что нормальный человек не запросто выстрелит в живое существо, даже если оно его сильно обидело. Добавим парочку хронологических отступлений, иногда -- надо отдать им должное -- вполне изящных, и фильм готов.

Проблема в том, что в таком кино, благо оно в жанре и без претензии, должна присутствовать логика поступков и отношений -- в фильме Хвана ее можно обнаружить не всегда. От простой ошибки: зачем в одном из отступлений герой покупает в баре Marlboro, если он только что прочел лекцию, как бросил курить два года назад, до поведения, временами совершенно необъяснимого. Не говоря о том, что разобраться в причине возникшего казуса не представляется возможным.

Ну и бог с ней, с логикой. На безрыбье и рак рыба. "Дрянь..." -- полноценная попытка сделать малыми средствами увлекательное кино, с персонажами, диалогами, слэнгом и сюжетом, что, особенно последнее, выгодно отличает ее от уже имеющихся в наличии немногочисленных отечественных жанровых упражнений. Иногда дрянь -- вполне качественная; иногда -- так себе; иногда все же сильно смахивает на толченый анальгин.

Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting)

США, 1987

Режиссер: Гас Ван Сэнт
Сценарий: Мэтт Дэймон и Бен Эффлек
В ролях: Мэтт Дэймон, Робин Уильямс, Бен Эффлек, Минни Драйвер

В 1989 году в своем знаменитом, хоть и довольно занудном "Аптечном ковбое", ставшем одной из страниц многотомно-однообразного манифеста еще судорожно подергивающего жабрами к концу 80-х поколения Х, Гас Ван Сэнт запечатлел самого Уильяма Берроуза, а в главной роли неисправимого вора-наркомана-отщепенца-хиппи-переростка выступил Мэтт Дилон. Ван Сэнта назвали независимым и выдали ему соответствующий диплом. Теперь, после того как последний его фильм "Умница Уилл Хантинг", поставленный по совместному сценарию двух умниц Дэймона (27 лет) и Эффлека (25 лет), был, что твой "Титаник", выдвинут на "Оскара" по 9 позициям (две, в частности сценарий, выиграли), обиженные поклонники всеми силами пытаются вышеназванный диплом отнять, обвинив Ван Сэнта в том, что он предал поколенческие идеи и воспел чересчур понятные и потому презренные жизненные ценности.

"Оскаров" "Уиллу Хантингу" и впрямь было за что давать.

От сюжета о гениальном подростке -- нарочито неправдоподобно гениальном, способном с одинаковой легкостью доказывать теоремы Ферма и рассуждать о Шекспире и французском экспрессионизме, равно как и задавить любого из присутствующих в диалоге тет-а-тет, но никак не желающем строить свою жизнь, будь то семья или карьера, вместо того предпочитающем предаваться выпивке и праздному шатанию -- с первых минут веет банальностью и предсказуемостью. Мальчик замкнут в себе -- понятно, в детстве полу-Эйнштейн полу-Моцарт подвергался побоям, отсюда и комплексы в душе ребенка. Хотите отдать его психотерапевту -- нужен не простой врач, а такой, чтобы мог стать ему заместо папы, чистый душой и с супругой, непременным образом погибшей от рака пару лет назад: травмы всегда сближают. Хотите отдать его любвеобильной девушке -- имейте в виду, что сразу ничего не получится: сначала поработают друзья и новый папа, потом мальчик сделает над собой внутреннее усилие -- что-нибудь и выгорит. Финал -- загадка для идиота. Единственно неизвестно, что первое одержит верх в душе нового полноценного члена общества -- карьера или узы брака. Но это лишь вопрос очередности. Этот скучный, иногда невыносимо приторный сюжет спасает лишь ловкость диалогов и неплохая игра актеров. Тех самых, что придумали сюжет и написали диалоги.

Не так давно московские синефилы имели возможность ознакомиться с фильмом "В погоне за Эми" -- последней картиной независимого режиссера Кевина Смита (теперь уж точно бывшего независимого -- в "Уилле Хантинге" он выступил в роли ко-продюсера), известного малобюджетными штудиями о бездельниках из рабочих районов. Фильм, главную роль в котором сыграл Бен Эффлек, а Мэтт Дэймон снялся в эпизоде, удивил синефилов, во-первых, простотой истории (любовный треугольник), во-вторых, тем искренним чувством, с коим эта история была изображена. Единственный вывод, который можно было извлечь из "В погоне за Эми": радость полноценных отношений дается истинным участием и тяжелой внутренней работой -- бесплатного хлеба не бывает. Но ведь мы это и так знали. Антигомосексуальная идея -- чтобы начать жить правильно (см. единственный вывод), необходимо перешагнуть через собственную гомосексуальность, -- кстати, заметная и в "Уилле Хантинге", на фоне столь прописных истин выглядит более чем второстепенной. (Другой независимый -- работал когда-то на подпевках у Джармуша -- Том Ди Чилло ("Жизнь в забвении") своей новой вполне элегантной комедией "Настоящая блондинка" дает понять, что главное -- всегда быть хорошим человеком, любящим и открытым окружающему миру. И все у вас получится. Без него бы не догадались.)

Неподдельность и сила эмоции, с которой Кевин Смит, Мэтт Дэймон и Бен Эффлек поют банальную правду о смысле современной жизни, искренняя радость от возможности рассказать о том, что накипело, поразительны: как будто молодые ребята только что открыли четвертый закон Ньютона и спешат поделиться с миром. Реакция публики эмоции соответствует вполне. "Умница Уилл Хантинг" расставил наконец все по своим местам: доброжелательная, банальная и слегка навязчивая азбука жизни и человеческих отношений от недавних подростков узаконена отныне в качестве американского киностиля -- идеологии -- рубежа веков. "Оскары" выглядят вполне осмысленными -- не ругать же их, в самом деле, за то что они такие молодые, модные, добрые, открытые, честные, активные и, главное, искренние.

Так стоит ли обижаться на Ван Сэнта и отнимать у него медали, если вся его вина -- в том, что он по-прежнему испытывает живой интерес к молодым людям в возрасте 25-27 лет. Это не он меняется, а мальчики.

Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru



4 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84