This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



4Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Тема



Коммуны, communities и другие
странности конца XX века


Вика ВИНОГРАДОВА
vica@ladno.com

Люди заинтересованы друг в друге больше, чем в том, что им готовы предложить изобретатели софта. Вся хитрость в том, чтобы изобрести новые, более богатые способы общения.
Марк Джефри, изобретатель "ThePalace"

Независимо от того, где и с кем вы находитесь, вам иногда бывает одиноко. А может быть, вам просто хочется расширить круг общения, а с ним и кругозор. Какова бы ни была причина, вероятно, что вы (одновременно со множеством других похожих на вас людей) проводите определенное количество часов у экранов компьютерных мониторов с целю общения и поиска той среды, того сообщества, где вам удобно и интересно -- community.

Сегодня миллионы ежедневно посещают свои избранные communities, а компании, их предоставляющие, миллионы же и зарабатывают.

Зачинателем online communities считают WELL (www.well.com). В конце 80-x веб-сайт Kaliforniica Sausalito предложил пользователям новую форму общения -- по интересам, в реальном времени и с возможностью установления длительных отношений (почти как в романах). Сервис пользовался необычайным успехом, и вскоре возникли новые модели сообществ. Они отличаются по принципам организации, технологиям, размерам, целям и демографике. Однако главная причина их успешного существования -- возможность общаться и самовыражаться в определенной упорядоченной форме, без энтропии излишней информации.

1. ECHO (Эхо)
(www.echonyc.com)

Основанная в 1990 году, задолго до появления Нью-Йоркской Силиконовой Аллеи, ECHO (East Coast Hang Out, или Тусовка Восточного Побережья США) была прозвана виртуальным салоном Нью-Йорка. Основательница -- 30 летняя Стэйси Хорн (Stacey Horn), еще будучи студенткой Interaсtive Telecommunications Program в Нью-Йоркском университете, собрала в ECHO писателей и художников, музыкантов и актеров, артистов всех направлений, создав "альтернативу всему остальному".

Оперируемая через telnet, система не отличается простотой интерфейса, однако пользуется необычайной популярностью благодаря широчайшему диапазону тем и интеллектуальной мощи участников. Уважаемые в Нью-Йорке личности погружаются в глубокие дискуссии на тему кино, театра, публикации новых книг, цензуры и любви в Интернете и в менее глубокие беседы об уходе за садом, о погоде и путешествиях. Каждый уважающий себя "мультимедишник" хоть изредка, да поинтересуется новостями ECHO. Из 15 000 зарегистрированных членов сообщества около 40% -- женщины.

ECHO разбито на "конференции", каждой из которых руководит модератор, направляя темы бесед, объявляя новости или убирая грубых участников. Сама Стэйси руководит конференцией "кино" ("Я обожаю кино, это самая любимая тема бесед и любимое время препровождения", -- говорит Стэйси Хорн). Она уверена, что Интернет, в первую очередь, -- это люди, и уже потом технологии. Компания не только дает возможность общения через асинхронный чат, но и предоставляет провайдерские услуги, возможность построения веб-сайтов (ECHO разместила на своих страницах Whitney Museum of Art). Плата за эти услуги вместе с членскими взносами (20 долларов в месяц) составляет финансовую модель компании.

Симпатичная Стэйси, с юношескими чертами лица и огромными глазами, обрамленными черной оправой квадратных очков, поясняет, что расширение до национальных или международных масштабов или коммерческий успех не представляют основного интереса. В ее стильном офисе в Tribek'e по-прежнему работают всего трое молодых людей. Сама же Стэйси не ограничивается заботой только о первом своем детище. Недавно вышла в свет ее книга в 352 страницы "Cyberville: Clicks, Culture, and the creation of an Online Town". Престижный "Publishers Weekly" постановил, что "в век, когда корпорации ищут возможности заработать деньги на Интернете, эта книга должна стать настольной для всех, кто хочет лучше понять человеческую сторону и гуманитарный потенциал киберпространства".

2. WWWAC (World Wide Web Artists Consortium или Сообщество Художников Интернета)
(www.wwwac.org)

WWWAC -- также нью-йоркское изобретение, известен как "MUST READ MAILING LIST". Образованный в конце 1994-го молодым человеком по имени Каэл Шэннон (Kyle Shannon), лист поставил себе целю создать "круглый стол" про все, что касается Интернета. Лист функционирует как е-mail service и распространяется по обычной системе массовой электронной почты по подписке.

В 1994 г. это было новинкой, сегодня -- обычное явление, но лист за три года не умер, а вырос со 150 до 3000 человек.

Это более специфический круг общения, максимально суженный диапазон тем: только об Интернете. Здесь задают вопросы о том, как поменять цвет в клетке таблицы, как наладить непослушный CGI script, где приобрести 216-цветовую палитру для Netskape и MS Explorer. Более широкие темы затрагивают войну броузеров, политику Федерального правительства в вопросах Интернета, цены провайдеров и общие новости индустрии.

Для тех, кого интересуют отдельные темы, такие, как кино, коммерция, интерактивная новелла, бизнес в Интернете, созданы специальные группы

по интересам, которые так и называ-ются -- SIG. Подписавшись на них, получаешь специально отобранную информацию вдобавок к обычным сообщениям. Несмотря на то, что этот сервис существует только через электронную почту, он представляет одну из самых важных и уважаемых коммун среди людей, работающих в новой медии. Каждый месяц проводятся встречи членов консорциума, как общие, так и по интересам, где акулы интернетного бизнеса (CEO SONY, основатели PSEUDO, журналисты из MACWORLD и т.д.) рассказывают о своих секретах и делятся мыслями с более "зелеными" участниками. Чтобы стать официальным членом консорциума, не обязательно быть "специалистом". Достаточно посетить по крайней мере три встречи, и тогда ваше имя и веб-страница появятся в реестре WWWAC.

35-летний основатель Каэл Шэннон пользуется помощью волонтеров, а также провайдерскими услугами ECHO, а потому все море важнейшей информации предоставляется бесплатно. Шэннон же, через год после образования WWWAC, организовал Agency.com, одну из самых успешных компаний Нью-Йорка по предоставлению услуг веб-разработки.

3. GEOCITIES (Гео Города)
(www.geocities.com)

Называющая себя самым большим community в мире, GEOCITIES насчитывает почти 1,7 млн членов и вырастает на 8000 новых пользователей ежедневно. Этот гигантский муравейник был задуман Дэвидом Бонетом (David Bohnett) из Калифорнии в ноябре 1994 года. Идея проста -- упорядочить огромное количество информации в Интернете и предложить ее по четкой схеме, одновременно предоставляя различные формы долговременного общения по интересам за плату.

Geocities гораздо агрессивнее развивает модель построения персональных веб-сайтов и бесплатную электронную почту. Отдельная часть сайта -- GeoPlus -- предлагает "экспериментировать, самовыражаться и определять свое лицо, писать интерактивные новеллы, находить своих родственников и устанавливать новые связи, а также создавать оригинальные мультимедийные проекты со streaming видео и аудио". И все это за 4,95 доллара в месяц. Как говорится, Geocities "has it all".

Агрессивный подход к развитию персональных страниц объясняется просто -- валовой продукт, массовое количество зарегистрированных пользователей приносит огромные рекламные деньги -- до 70% от общего дохода компании. (Персональную страницу можно построить на любом языке.) Другие денежные поступления -- от электронной коммерции (книги, музыка, софт) и членских взносов зарегистрированных пользователей. Общий оборот в календарном 1998 году, по предсказаниям самого Бонета, составит 1520 миллионов долларов.

Огромной популярностью пользуются чаты и форумы, но чтобы в них войти, необходимо быть членом GeoCities. Под зонтик предлагаемых тем вошли практически все возможные категории (Искусство & Литература, Театр, Бизнес и Деньги, Инвестирование, Реклама; Образование, Развлечения, Кино, TV, Музыка, Игры, Покупки, Спорт, Путешествия, Технологии, Наука, Программирование, Космос, Семья и Дети, Здоровье, Медицина, Питание, Кулинария, О женщинах, тинейджерах, голубых и лесбиянках).

Большинство (60%) членов GeoCities "приходят" из Северной Америки, и 40% -- "из других стран мира". Демографию посетителей своей компании владелец определил просто: "очень похоже на общую демографию пользователей Интернета". 42-летний Дэвид Бонет, стильный и подтянутый, прежде занимался бизнесом развития компьютерных систем, но всегда интересовался такими онлайновыми сервисами, как CompuServe и AOL. Выпускник университета Южной Калифорнии и университета Мичигана, где он получил MBA, признается, что "В 1994 году, когда веб предстал по-настоящему мощным течением, мне просто стало интересно попробовать создать сервис, основанный на Интернете".

Сегодня, четырьмя годами позже, в компании работает 115 человек, построены GeoCities в Японии (www.geocities.co.jp), а в будущем, по расчетам Бонета, ожидается увеличение мощности канала, которая означает больше интерактивных возможностей (как Real Audio и Real Video), а также дальнейшее разрушение географических барьеров, что приведет к настоящему мировому сообществу. И жить все будут в GeoCities.

4. TRIPOD (треножник)
(www.tripod.com)

Как и GeoCities, Tripod, расположившийся недалеко от Бостона, -- страница-гигант, однако с фокусом на студенческую молодежь 2030 лет. На сегодняшний день (15 апреля 1998 года) в Tripode зарегистрировано 1 294 937 членов, построено более 2 400 000 страниц и создано 55 Подов. Что такое Под? Это способ разделения тем по категориям, метафора, принятая Tripodom для представления информации. Вместо того чтобы "читать раздел страницы", вы строите свой Под (нишу) и в нем завязываете круг общения (Media, Web/Tech, Work/Money, Homelife, Women, Issues, Health/Sports, Fun&Games). Отличие от GeoCities -- фокус на communities и поддержании долговременных отношений между участниками, независимо от валового количества построенных персональных страниц.

Основанная в апреле 1995 года 24-летним Бо Пибоди (Bo Peabody) как курсовая работа с одним из профессоров, компания предоставляет не только community services, но и разрабатывает свои собственные программы по web publishing, электронной коммерции и продает их по невысоким ценам.

С 10 миллионами начальных инвестиционных денег студент из Бостона создал одну из самых посещаемых страниц в Интернете со штатом в 60 человек, которая была недавно куплена LYCOS (поисковой системой) за 58 миллионов долларов.

26-летняя Маргарет Гулд Стюарт (Margaret Gould Stewart), выпускница небезызвестной Interactive Telecommunications Program в Нью-Йорке, присоединилась к компании и давнему другу Бо два года назад и стала человеком N 2. Вице-президент по развитию коммуны, она поясняет, что самые популярные Поды посвящены отношениям между мужчиной и женщиной, путешествиям и жизни в колледже. Маргарет с удивлением обнаружила, что, несмотря на фокус компании на 2030-летних, многие посетители страницы -- тинейджеры. Она объясняет это тем, что "девочки приходят в Tripod затем, чтобы научиться быть девушками и узнать, что их ожидает впереди и о чем говорят взрослые".

Все услуги в Tripod'а -- Поды, чат, конференсинг -- бесплатные, и первая же страница призывает вас присоединиться к сообществу молодых людей, "встряхнуть вашу собственную киберпочву, даже если вы не знаете разницы между HTML и NFL". Расписавшись в книге гостей, вы получаете возможность не только разузнать, кто же приходит на построенную вами персональную страницу в Tripod, но и представить свой собственный профиль. Видимо, такая техника срабатывает и для реальных знакомств -- Tripod стал свидетелем сотен бракосочетаний между членами сайта.

Пибоди планирует заработать 12 миллионов долларов в следующем году; и фундамент такой уверенности -- мощный поток посетителей, зарегистрированных и нет. К чести Tripod'a, информация о пользователях не продается в компании по прямому маркетингу, и основной доход поступает от рекламы. Tripod публикует печатный журнал для студентов университета под названием "Инструменты для Жизни" (Tools For Life) с миллионным тиражом, а также заключил договор на книгу "Tripod: The Book", которая выйдет в 1998 г.. Добродушный Пибоди говорит, что его цель на будущий год -- "стать самой посещаемой страницей в мире к концу 1998 года. Точка".

5. The Globe (Глобус)
(www.theglobe.com)

Образованный 1 апреля 1995 года под именем WebGenesis, The Globe, прямой соперник Tripod'a и замахивающийся на AOL, был основан как эксперимент двух студентов Корнельского университета. Стефан Пэтернот (Stephan Paternot) и Тод Кризельман (Todd Krizelman) подумывали о создании совместного бизнеса, но даже и не мечтали, что их "юношеское" начинание (обоим сейчас по 24 года) будет поддержано 20 миллионами долларов другого выпускника их университета, мультимиллиардера и основателя империи Alamo-Rent-А-Car, Майклом Иганом (Michael Egan).

С таким мощным вкладом (самая большая единичная инвестиция в интернетную компанию в истории индустрии) молодые люди организовали сообщество для 1835-летних, насчитывающее более миллиона участников и вырастающее на 100 000 человек в месяц. Почти 2000 членов -- из республик бывшего Советского Союза, в основном из России и Украины. "Наша цель, -- поясняет симпатичный Пэтернот, -- создать в первую очередь атмосферу, где пользователи чувствовали бы себя комфортно". В "Глобусе" уютно, но за плату. Финансовая модель построена на 25-долларовом членском взносе. Реклама также присутствует, однако главное в "Глобусе" -- chat rooms, и рекламодатели обходят их стороной, поскольку, когда люди разговаривают онлайн, они редко замечают рекламные баннеры. Худощавый Кризельман поясняет, что 25 долларов в месяц не настолько большая сумма, чтобы отвратить пользователей от посещения сайта. "Вдобавок, если человек за что-то платит, ему тяжелее уйти, он возвращается".

Средний посетитель "Глобуса" проводит на сайте по полчаса в день, пять раз в неделю. "Особой популярностью, как и в Tripod'e, пользуются чаты на темы отношений, любви и романтки (SPARK)", -- улыбаются молодые люди. Здесь у вас есть возможность не только поговорить со всеми присутствующими в чате, но и установить свою собственную частную линию, и тогда вы можете "шептаться" с вашим партнером без излишнего любопытства других.

В июле 1997 г. The Globe добавил "фильтрующую" программу "Матадор", которая позволяет "выключать" грубые вторжения в chat rooms. В октябре компания заключила контракт с Simultronics, лидером по предоставлению онлайновых игр, включая азартные игры. В начале 1998-го "Глобус" вошел в партнерские отношения с InteleTravel (также финансируемой Майклом Иганом) и уже сейчас предлагает полный набор услуг по путешествиям -- от резервирования авиабилетов, до заказа гостиницы.

Молодые люди понимают, что одна из опасностей -- чересчур быстрый рост компании и недостаточный менеджерский опыт ее основателей. Офисы "Глобуса" занимают три этажа (Тод жалуется на тесноту их личного офиса и постоянно неработающий кондиционер -- нет времени на мелочи), вырастают на 8 человек в месяц и насчитывают около 70 работников. Однако молодые предприниматели верят, что The Globe вырастет в самое большое интерактивное сообщество в Интернете, опередив AOL (www.aol.com) с ее 19 000 комнатами чата. "Мы уже предоставляем все основные сервисы AOL, однако наше преимущество в том, что мы фокусируемся на социальной динамике".

В будущем друзья планируют расширять услуги сайта -- добавив банковские операции, заказ билетов в кино, химчистку и т.д. "Мы хотим, чтобы люди жили у нас, как в реальном городе, общались, тусовались, чувствовали себя дома", -- поясняет импозантный Тод, который недавно прибрел реальный "дом" -- громадную квартиру-лофт в SoHo.

6. The Palace (Дворец) (www.thepalace.com)

The Palace отличается от всех описанных communitites тем, что он основан на визуальной репрезентации участников и использует свою собственную платформу (программу). Графический интерфейс представляет лабиринт комнат, составляющих дворец, очень красочный и яркий, где участники общаются посредством чата в реальном времени. Вы можете передвигаться по экрану, переходить из одной комнаты в другую. Каждый пользователь появляется как смешное желтое лицо, которое впоследствии можно поменять на другого персонажа (аватар) или даже создать свой собственный. Печатаемый вами текст появляется рядом с вашим персонажем.

Первая версия "Дворца" увидела свет в историческом 1994 году. Сосоздатель и вице-президент "Дворца", ныне 30-летний Марк Джефри (Mark Jeffrey) поведал, что на сегодняшний день распространено 23 миллиона копий софта. Основной контингент пользователей -- американцы, но с "очень существенной долей покупок за рубежом". Возраст варьируется чрезвычайно широко. Компания не владеет точной демографической информацией о посетителях, так как внимание сосредоточено на продаже серверов для пользователей программы. Однако интересен тот факт, что более молодые посетители "Дворца" принимают визуальный интерфейс без проблем, в то время как люди постарше выказывают некоторое неприятие (что легко объяснить годами использования текстового интерфейса ДОС и небыстрого перехода к Windos/GUI [graphic user interface]). Марк уверен, что в ближайшем будущем этот переход закончится, и роль аватаров значительно возрастет.

Главное преимущество визуальной среды перед текстовой в том же, что и разница между Windows и ДОС, согласно Джефри. "Это тяжело объяснить словами, но легко понять, когда видишь, -- в этом и секрет, -- поясняет бывший инженер из Delphi. -- Если вы один раз использовали визуальный интерфейс, очень тяжело возвращаться к архаичному текстовому подходу". Визуальная среда придает ощущение пребывания в реальном пространстве и социальной среде (каждая комната представляет различный по времени и стилю интерьер). Пользователь может проектировать человеческие функции на свое "поведение" на экране монитора: жесты, повороты головы, шаги и т.д. Немаловажным моментом является тот факт, что вы также видите тех, с кем общаетесь.

Представляя Интернет как настольную АНТЕННУ, а не "очень интересный телефон", Джефри мечтал создать среду, которая стала бы виртуальным миром, управляемым его жителями: "подвешивайте" фото вашей любимой собаки, программируйте ваше личное радио. Не имея возможности претворить идею в прежней компании, Delphi Internet, Джефри "нашел" Джима Бамгарднера (Jim Bumgardner), работающего в Time Warner. Тот уже изобрел "Дворец" для CD-ROMa, и Джефри "перенес" его в Интернет.

Финансовая модель похожа на другие подобные компании, как Real Media или Netscape. Обычная версия программы может быть сгружена бесплатно, но за остальное нужно платить. У "Дворца" проблем немало: V-Chat и другие визуальные чаты, разработанные Mikrosoft, оставляют мало места для свободного дыхания, однако основатели не унывают: за ними стоят Intel, Time Warner и SoftBank, один из главных игроков в финансировании мультимедийных компаний.

Итак, делайте ваш выбор, господа!

Другие communities, заслуживающие внимания:
www.ivillage.com -- женская сеть
www.aol.com -- и так все понятно
www.station.sony.com -- игровая зона SONY
netculture.miningco.com -- урбанистическая коммуна
www.gURL.com -- tusovka для девочек-тинейджеров
www.nycnet.com/toilets -- туалеты Нью-Йорка



4 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84