This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



3Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Технология



Торговля информацией через Интернет: метаморфозы бизнес-модели


Даниель ХЕНДРИК
аналитик CBSF Financial Group, Россия
igm@emn.ru

Российские и международные издательские компании одними из первых оценили коммерческие преимущества Всемирной Паутины -- по сравнению с другими средствами доставки для торговцев информации Интернет является самым экономичным способом дистрибуции. Более того, возможность процессинга кредитных карт и микроплатежей позволяет продавать информацию через Интернет не только в больших подписных объемах, но и "в час по чайной ложке", что теоретически открывает новый слой потребителей для информационных компаний.

Иллюзия о возможном резком увеличении объемов продажи информации путем ее дистрибуции через Интернет, подкрепляемая магией статистики по сокращению издержек такой дистрибуции (против традиционной доставки информации в виде печатных изданий), вызвала в 90-х годах настоящую золотую лихорадку в медиа-индустрии, когда сотни издательских и информационных компаний устремились в Интернет, инвестировав в создание мощных серверов, ориентированных на продажу информации.

Итоги 1997 года однозначно показали, что ставка на продажу информации через Интернет в массе своей не оправдалась, и только небольшое количество интернет-серверов действительно смогло построить свою бизнес-модель вокруг доходов от подписки на их информацию. Огромное предложение бесплатных информационных ресурсов в Сети и нежелание пользователей оплачивать информационные ресурсы в Интернете подтолкнуло к банкротству такие мощные серверы как NewsNet, InfoWizard (принадлежащий компании Amulet Inc), EyeQ (группа Bell & Howell). Dow Jones Markets объявил о значительном сокращении персонала в конце 1997 года в преддверии ожидаемой ликвидации этого подразделения корпорации Dow Jones & Co. Целый ряд интернет-серверов были вынуждены согласиться на сделки по поглощению более крупными медиа-организациями -- в частности, именно таким образом Desktop Data приобрела компанию Individual Inc., а M.A.I.D -- компанию Dialog, малоудачливое интернет-подразделение медиа-конгломерата Knight-Ridder.

Эта волна реорганизации в медиа-отрасли, во многом инициированная общим спадом спроса на платную информацию, пока не коснулась российских компаний. Все наиболее крупные информационные интернет-серверы, запущенные в России в последнее время, пока тешат себя надеждой генерировать существенные доходы от продажи информации через Интернет. К таким серверам можно отнести сайт газеты Moscow Times (www.moscowtimes.ru), журнала "Эксперт" (www.expert.ru), сайты компаний "Финмаркет" (www.finmarket.ru), "Скейт" (www.skate.ru) и "АК&M" (www.akm.ru). Однако можно ожидать, что уже в этом году эти интернет-серверы будут вынуждены искать дополнительные источники дохода, чтобы оправдать издержки на их поддержание, и в этом плане изначальная ориентированность Moscow Times и "Скейт" на продажу интернет-рекламы выглядит весьма логичной альтернативой (а пока -- дополнением) доходам от подписки на информацию.

Тем не менее, переориентация на доходы от рекламы и поставка индивидуализированной информации стала центральной тенденцией развития информационного бизнеса в развитых странах, особенно в США. По оценкам CBSF Financial Group, за последние два года американские интернет-медиа-компании потеряли около 3 млрд долларов США выручки от подписной информации за счет переключения их клиентов на конкурентные бесплатные информационные ресурсы, субсидируемые за счет интернет-рекламы. При этом такие компании как Marimba, PointCast и другие удобным образом "поймали волну", учтя в своей деловой концепции как желание интернет-пользователей получать индивидуализированную информацию, так и готовность рекламодателей размещать чрезвычайно целенаправленную рекламу в Сети, тщательно ограничивая круг рекламной аудитории.

Интересно, что дополнительный удар по подписному финансовому информационному бизнесу в Сети в конце 90-х годов нанесли правительства целого ряда стран, прежде всего США, субсидировав бесплатные интернет-серверы, раскрывающие информацию о публично торгуемых компаниях. Так, по некоторым оценкам, введение сервера EDGAR в США, содержащего годовые отчеты и промежуточные финансовые и операционные результаты по всем акционерным компаниям США, регулируемым Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам США, самым непосредственным образом отняло около 600 млн долларов в год у таких проектов как Lexis Nexis и CDA Spectrum, специализировавшихся на торговле годовыми отчетами через Интернет.

В эпоху продолжающейся революции в экономике издательского и информационного бизнеса, большинство аналитиков в США сходятся на следующих принципах "выживания" информационной компании в Интернете:

  • ставка на доходы от интернет-рекламы;
  • полное использование современных интернет-технологий работы с информационными массивами, включая качественное агрегирование информационных материалов и поисковые механизмы, кросс-линки, персонализированное содержание, поставку автоматических напоминаний и извещений;
  • развитие и культивирование сильных торговых марок, только вокруг которых может формироваться лояльная и устойчивая пользовательская аудитория.

Поставщик финансовых новостей компания Bloomberg и новостная сеть C|NET анонсировали свои намерения по созданию совместного сервиса по предоставлению финансовых известий пользователям. Аналитики расценивают достигнутое соглашение как большой успех для этих компаний, поскольку этот альянс может успешно конкурировать с другими поставщиками подобной информации (Microsoft Investor или альянс Yahoo/Reuters). C|NET в результате соглашения получит доступ к рекламе на телевизионных каналах, принадлежащих Bloomberg, предоставляя своим партнерам возможности использования с наибольшей эффективностью новых сетевых средств массовой информации.

Рейтинг Российских интернет-серверов по числу посещений*

1. "Коммерсантъ-Daily" 50 000
2. "Независимая Газета" 48 000
3. АК&M 45 000
4. "Эксперт" 40 000
5. Moscow & StPete Times 35 000
6. "Общая газета" 33 000
7. РИА "Росбизнесконсалтинг" 30 000
8. "Аргументы и Факты" 18 000
9. "Финмаркет" 15 000
10. Skate 12 000

* Рейтинг учитывает только информационные агентства некомпьютерной тематики, финансовые и деловые СМИ.

Все серверы на русском языке, за исключением Moscow Times, StPetersburg Times и Skate, представленных на английском языке. Число посещений измеряется наименее аккуратным способом -- числом хитов в месяц (средний показатель по январю-февралю 1998 г., округленная оценка).

Источник: Netskate Internet Ads Report, Rambler,
статистические отчеты по интернет-серверам

Редакция попросила прокомментировать материал эксперта, работающего в одной из российских компаний, специализирующихся на информационных услугах.
Его ответ был довольно резок:

Не нужно изобретать велосипед. Изобретайте антиграв, -- это труднее, но доходнее

Не существует сетевой коммерции! Нет такого предмета -- как нет коммерции телефонной или телеграфной. Есть просто коммерция -- хорошая или плохая.

И одна от другой отличается только тем, что хорошая коммерция при возникновении нового рынка использует его особенности, а плохая пытается этот рынок подогнать под наработанные штампы и приемы. В начале века по только что запущенным телефонным линиям передавали симфонические концерты. Так что все это уже было...

Вот и автор статьи рассматривает Интернет как еще одно средство массовой информации. В этом-то все дело. Но на самом деле Интернет -- это средство массовой коммуникации, а не информации.

А это означает, что публикация как средство наживы теряет всякий смысл.

Во-первых, пока живут на свете Либерия, Панама и остров Мэн, невозможно юридически предотвратить возникновение пиратской версии. Особенно, когда себестоимость такой акции практически равна стоимости читательской подписки, а время публикации лишь на несколько минут отличается от официального. Допускаю, что есть на свете альтруисты, делающие это из любви к свободному обращению информации. Допускаю. Но я не знаю более дешевого и безопасного способа выбросить конкурента из информационного поля. Во-вторых, объемы общедоступной информации растут невообразимыми темпами. И чем дальше, тем больше вероятность, что необходимую ему информацию в той или иной форме читатель сможет получить в другом месте, бесплатно или за деньги.

К большим финансовым потенциалам, связанным с сетевой рекламой, я также отношусь сдержанно. Одно из самых заметных благ, принесенных с собой в СМИ телевидением, -- это кнопка. В газете или журнале ты воленй-неволей прочтешь рекламу банка "Беспросветный кредит". Ее величество Кнопка дает тебе безболезненный способ избежать рассказа о критических днях Жени.

Сеть -- еще более интеллектуально насыщенный носитель, чем обычное вещание. И притом изначально ориентированный на СЕЛЕКТИВНЫЙ прием информации. Угадай с трех раз, сколько найдется желающих получать нужную информацию с рекламным довеском, если будет технологичный способ почти всгда этого избежать?

Именно в этом, как мне кажется, причина скепсиса автора сатьи. Он рассматривает Интернет через призму наработанных в других сферах технологий продаж, и удивляется, -- почему же они не сработали. И примеры, к слову, приводит из этой области.

Да они и нем могли сработать! Потому что для другого рождены...

Что же, на мой взгляд, стало объектом зарабатывания денег в Сети там, где был достигнут успех?

Прежде всего, это не сама информация, а сервисы вокруг нее. Речь идет, например, о содержании баз данных, обладающих удобным сквозным поиском, добротной тематической каталогизацией, продуманными пользовательскими возможностями, развитой и надежной инфраструктурой пополнения. Автор приводит в качестве примера проект Lexis-Nexis. Я специально просмотрел список источников, накапливаемых в фондах проекта. Уже сегодня большая часть их доступна в открытом или почти открытом доступе; завтра, убежден, их будет еще больше. Но люди платят, и дай Бог всей сетевой контент-коммерции вместе взятой со всеми ее изысками выйти на уровень оборотов только этого одного проекта, работающего по примитивному протоколу telnet!

За что же платят?

1. Не проблема найти в журнале "Форбс" статью о Потанине, зная хотя бы год выхода номера. А попробуйте найти мировую прессу о нем за последние три месяца. Ровно эти три месяца вы и будете разгребать гору пустой породы, которая на вас обрушится. Итак, первое, за что платят, -- за отсутствие мусора.

2. Разыскивая прессу о Потанине, для меня важно получить не только "очищенную" прессу за эти три месяца; для меня не менее важно НЕ ПРОПУСТИТЬ ту единственную статью, которая может представлять интерес. Вольный доступ к информации имеет своей оборотной стороной вольное ее опубликование. Никто ни за что не отвечает. Итак, второе, за что платят деньги, -- за гарантированное предоставление информации.

3. Lexis-Nexis обладает в высшей степени продуманной структурой библиотек и подбиблиотек. Эти заранее приготовленные "лоточки" для поиска в них необходимой информации выполняют роль той самой тематической классификации, которой в Интернете по-взрослому не будет, боюсь, еще ой как долго...

Сегодня поиск информации в Интернете ограничивается двумя методиками: поиском наличия в тексте булевой совокупности лексем (сюда же относится и так называемый "морфологический" поиск) и поиском информации по вручную смонтированным (и поэтому крайне неполным) каталогам типа знаменитого каталога Yahoo!. Это естественно -- Сеть есть совокупность неструктурированной информации.

Я не буду расписывать возможности Lexis-Nexis. Что-то мне нравится, чем-то я никогда не пользуюсь. Но факт остается фактом: сведя информацию из самых различных источников в рамках одного проекта, появилась возможность придать ей внутреннюю структурность; а это уже совсем другое "качество жизни". Это позволяет, помимо поиска поключевым словам и поиска в предметном каталоге, ввести еще с десяток совершенно новых логических механизмов поиска нужной информации в массиве. Третье, за что платят, -- за предварительное полезное для вас изменение самой информации.

Вот, на мой взгляд, те три кита, на которых будет строиться доходность работы с информацией в Сети.



3 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84