This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



2Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура



Мистер Net.Art

Записки члена жюри и специального приза


Оля ЛЯЛИНА
olialia@inter.net.ru

В первых числах января к адресу irational.org/tm/, принадлежащему лондонской net.артистке Rachel Backer (псевдоним Trina Mould), добавился фолдер /mr/. Используя обороты журналистов, пишущих репортажи с международных фестивалей, можно написать и так: в этом уютном местечке встречал именитых гостей первый международный конкурс Mr.Net.Art'98, то есть Мистер.Сетевое.Искусство.

Кстати, точка между словами net и art имеет более чем случайное происхождение. Примерно около двух лет назад сетевой художник из Любляны Вук Чошич (www.vuk.org, до войны в Югославии жил в Белграде, археолог) переписывался с Алексеем Шульгиным (www.easylife.org, до Интернета был фотохудожником и нашим соотечественником). И вот одно из писем в этой цепочке рассуждений о судьбах сетевой культуры и искусства сломалось, и среди невразумительных знаков, букв и цифр вдруг оказалось слово, которое никто не писал, но которое явно что-то значило, особенно на фоне ascii бардака -- Net.Art.

Термин прижился сначала как шутка, позже как имя собственное, принадлежащее международной группе художников, выставлявшихся прошлой осенью в Ars Electronica (www.aec.at).

1997 год ознаменовался не только повышенным интересом к сетевому искусству среди подписчиков прогрессивных листов nettime (www.desk.nl/~nettime/), rhizome (www.rhizome.com), syndicate (www.v2.nl/east/) и 7-11 (www.ljudmila.org/7-11/), но и разборками по поводу точки: что она значит? Какие процессы сетевой жизни за ней скрыты? Какие тенденции сетевого английского (американского) она отображает? Какие последствия это повлечет? Почему в конце концов не net/art, а то и net:art, а может, даже просто netart или net art? (Я, например, если это кому интересно, сторонница и употребительница последнего.) Но, как бы то ни было, первое слово дороже второго: написание с точкой победило и прижилось, став именем нарицательным. За ним теперь не несколько одаренных особей, а группы, направления, критики, фестивали, призы и все остальные составляющие художественной и околохудожественной жизни.

Что касаетса Mr., то появился он вовсе не в ответ на Miss.Net.Art" -- такое никому в голову пока не приходило. Наверное, настоящая причина состояла в том, чтобы не злить cyberfeminist(ок) или, скорее, чтобы не выбирать победителей среди них. Если вы еще не знакомы с киберфеминизмом, то посмотрите www.icf.de/obn/ или www.dds.nl/~beards/ .

Побороться за звание лучшего в своей поло-возрастной группе предложила амстердамская журналистка, большой друг всех нет.артистов Josephine Bosma -- один из лучших сетевых критиков и автор радиопередачи Website Story, и, кстати, один из идеологов cyberfeminizm(a). Она же собрала жюри, состоящее из единомышленниц: C. Sollfrank, D. McCartny, художниц С. Young, T. Mould, N. Bookchin, меня, редактора Ризомы R. Green, оператора знаменитого белградского радио B92 -- V. Manojlovic, а также молодого бельгийского искусствоведа по кличке Fokky, которая прошлым летом защитила диплом по теме Net.Art.

Когда я пересматривала странички конкурса, то поймала себя на мысли, что Mr. это или Miss. не так уж и очевидно. Зато бросилось в глаза, что претендентов на звание Мистера оказалось всего на 16 особей больше, чем членов жюри. Но дело все-таки не в количестве (и ни в коем случае не в качестве), а в том, что если бы не названия файлов, то трудно было бы понять, чем жюри отличается от конкурсантов. Это, на мой взгляд, типичная болезнь любых сетевых мероприятий, имитирующих офлайновые. Структура веб-документов слишком демократична и непафосна, чтобы организатор от конкурсанта и победитель от проигравшего отличался положением. Линки они и есть линки. Что бы ни происходило - все в конце концов превращается в картотеку, каталог, базу данных по тому или иному вопросу.

Но это для стороннего наблюдателя. Внутри же бушевали настоящие страсти. Личные симпатии членов жюри пересекались друг с другом и с соображениями политкорректности. Склонность вынести оригинальное решение - с нежеланием оригинальничать. В итоге тройка победителей выглядит так:

Первое место заполучил Web Stalker (www.backspace.org/iod/). Сталкер - это не мужчина и вообще не человек, поэтому лидерство проекта группы лондонских художников и дизайнеров казалось неуместным именно в этом конкурсе, но такое произведение действительно заслуживает особого внимания. Web Stalker -- это как-бы альтернатива Нетскейпу и Эксплореру, попытка создать броузер, который в корне меняет отношения пользователя с паутиной, он превращает пользователя из мухи в паука. Этот броузер совершенно непригоден для производственных нужд, поэтому коммерческий успех ему не грозит. Открывая Web Stalker, ты видишь чистый экран или, скорее, чистый лист, на котором ты рисуешь окна, в которых задаются различные функции серфинга. Stalker -- на 90% арт-проект, создание абстрактной картины Cети. Он малопригоден для привычного кликанья по ссылкам, но своевременно и вдохновенно наполняет комбинацию net.art новым содержанием.

Вторым стал Mr.Superbad (www.superbad.com), а третьим оказался бельгиец Michael Samyn (www.zuper.com).

Когда жюри подсчитало баллы, то многие его члены сильно удивились: новичок американец Superbad и бельгийский художник Michael Samyn, не замеченные ни на каких Интернет-тусовках и никак не настаивающие на своей принадлежности к обсуждаемому виду искусства, обогнали такого именитого претендента, как Хит Бантин. Оба наших соотечественника хоть в призеры и не попали, но среди симпатий жюри фигурировали. Об Алексее Шульгине: "Его новый порносайт www.easylife.org/xxx/ гораздо интереснее сухих концептуальных конструктов, из коих большей частью состоят произведения сетевого искусства". О Вадиме Эпштейне: "Его большие очки так восточноевропейны и так сексуальны".

Не буду настаивать на том, что Mr.Net.Art'98 стал настоящим событием и потенциал web show был использован на все сто. Хотя закончился он достойным казусом: fokky разослала по листам результаты голосования до того, как это голосование закончилось. А берлинская газета Der Tagesspiegel (www.tagesspiegel-berlin.de) опубликовала их еще на два дня раньше, и к тому же все перепутала.

Теперь посмотрим, как победитель распорядится доменом mr.net.art.com (главный приз) и о чем поведает мистер Superbad в трехчасовом чате со мной (специальный приз).



2 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84