This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



2Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура



Пишем про Интернет

Советы непостороннего


Антон НОСИК
anton@inter.net.ru

Есть мнение, достаточно часто повторяемое в последнее время в Сети и на бумаге, будто бы 1998 год должен стать для России "годом Интернета". На чем такое мнение основывается и почему выбран именно нынешний год, а не прошедший или будущий, гадать не возьмусь, поскольку точный смысл выражения "год чего бы то ни было" применительно к целой стране для меня загадочен. Зато применительно к бумажной прессе я могу с полной ответственностью обещать, что для нее 1998-й действительно станет "годом Интернета", причем готов даже пояснить конкретный смысл этого предсказания. Оно означает, что в 1998 году все без исключения ведущие отечественные газеты и журналы общего профиля -- и те, где первые публикации на сетевые темы начались пару лет назад, и те, где слово "Интернет" по сей день пишут латинскими буквами, не склоняя, -- возьмут себе за правило писать о Сети регулярно и помногу. Возможно, даже больше и чаще, чем до сих пор писали о компьютерах.

Это мое предчувствие (вернее -- уверенность) основывается и на личном опыте сотрудничества со столичной прессой, и на четком понимании того, откуда вообще в газетах берутся статьи о Сети. Все механизмы тут -- довольно простые и понятные: в профессиональных журналистских и газетных кругах накапливается критическая масса людей, недавно подключившихся к Интернету и потому не без основания пребывающих в убеждении, что они только что открыли для себя новую планету для обитания, причем планета эта оказалась не в пример лучше и уютнее той, где до сих пор протекала их жизнь. Попутно неофиты выясняют, что более ста миллионов человек во всем мире (включая их собственных читателей, одноклассников, сокурсников, друзей детства и родственников, разбросанных по свету) на этой планете уже благополучно прописались. Что Интернет (русскими буквами, мужского рода, склоняется) -- это не галлюцинация, не сон, не игральный автомат и даже не модная "игрушка для американских дебилов" (ї М.Ю. Соколов, 1996), а modus vivendi, достоинства которого способен оценить даже полностью равнодушный к компьютерам и технологии человек. Неизбежным следствием такого открытия становится в худшем случае желание самому начать писать об Интернете, а в лучшем случае -- желание организовать в своей газете или журнале интернетовский раздел и пригласить в него тех авторов, чьи статьи о Сети показались достойными внимания.

Сказанную выше фразу про "худший" и "лучший" случай не стоит понимать чересчур буквально. По моему глубокому убеждению, профессиональный журналист, делающий на первых порах фактические ошибки в статьях об Интернете, всегда напишет о нем лучше профессионального технократа, чьи публикации изобилуют специальным жаргоном и либо усыпляют читателя, либо усугубляют и без того распространенное технофобское поверье, будто бы для запускания Нетскейпа необходим по меньшей мере диплом по программированию. Опять же, не поймите превратно: я вовсе не хочу сказать, что знакомство с программированием начисто отбивает у человека умение интересно писать; любой выпуск "Компьютерры" содержит достаточное количество доказательств обратного. В конечном счете, условием появления хорошего текста об Интернете является удачное сочетание грамотного литературного языка (что, кстати сказать, в России чаще встречается среди программистов, чем среди газетчиков) и общей добросовестности автора, не ленящегося свериться с первоисточниками при попытке разъяснить читателю не до конца понятое им самим слово. Такой, например, жанр, как обзоры ресурсов Паутины, вообще не требует никаких специальных навыков, отсутствующих у обозревателя бумажной прессы или составителя новостных дайджестов. Единственная оплошность, которую мои коллеги тут подчас делают, состоит в попытке выдать какой-нибудь классический сайт, фигурирующий в Yahoo! с 1995 года и переставший обновляться пару лет тому назад, за сногсшибательную новинку сезона и жемчужину рубрики New/Hot. Избежать такой ошибки довольно просто: достаточно скормить ключевые слова и понятия описываемой страницы любому поисковому роботу -- и сразу станет понятно, как соотносится данный сайт со всей массой ресурсов на сходную тему... Впрочем, это уже частности, и не будем забегать вперед.

Поскольку до конца нынешнего года я рассчитываю увидеть интернетовские рубрики на страницах каждого ежедневного, еженедельного и ежемесячного московского издания, то осмелюсь дать ряд советов создателям таких рубрик -- как их авторам, так и редакторам. Авось мой собственный трехлетний опыт проб и ошибок на этой ниве кому-нибудь да и пригодится...

Прежде всего хочется развеять одну фундаментальную легенду из редакционной мифологии. Согласно этой легенде, "любые компьютерные статьи надо писать для чайников". Будто бы за счет этого расширяется аудитория соответствующих рубрик в издании общего профиля.

Беда заключается в том, что требование "писать на доступном для чайников уровне" в устах многих редакторов означает отказ от использования таких слов, как Нетскейп, Эксплорер, FTP, клиент и сервер, IRC, ICQ, URL, browser (в любой транслитерации), HTML, HTTP, скрипт, баннер, траффик, аттачмент, кодировка, КОИ8, CP1251, транслит, веб... Объявляя все эти слова "недоступными пониманию чайника", редактор при этом исходит из своего собственного лексикона, поскольку с его точки зрения слово FTP представляется ничуть не менее загадочной тарабарщиной, чем "паралипоменон", "андеррайтинг" или "дихлор-дифенил-тетрагидроканнабинол". Если при этом редактор находится в возрасте старше 45 лет и имеет основания считать себя самым крутым газетчиком или тележурналистом в отечественной истории, то переубедить его смогут, конечно же, не подчиненные, а разве что его собственные домочадцы, когда станут достаточно часто произносить все эти тарабарские слова за обеденным столом.

Если же редактор -- человек сравнительно молодой, у которого самодовольство не полностью отбило остатки воображения, то рано или поздно он обречен понять, что незнание того или иного термина -- явление в высшей степени преходящее. Привязываться в рубрике к уровню осведомленности читателя, который к Интернету уже подключился, а слова Эксплорер еще не узнал, -- значит искусственно ограничивать аудиторию компьютерных статей весьма узкой и постоянно обновляющейся прослойкой пользователей. С таким же успехом можно адресовать специализированную газету для авиапассажиров (in-flight) только тем читателям, которые уже зарегистрировались на посадку, но в самолет еще не сели... Между тем действительный успех любой специализированной рубрики (равно как и издания, рассчитывающего заработать с ее помощью дополнительные очки) состоит в завоевании постоянной аудитории, для которой интернетовские публикации послужат поводом регулярно покупать газету или журнал, смотреть телепрограмму или слушать передачу по радио. Установкой на "чайников" (точнее -- на чайники) такого результата никогда не добьешься.

Другое, отчасти родственное предыдущему распространенное заблуждение состоит в том, что компьютер -- это техника, прибор, набор микросхем, устройство которых читатели не проходили в школе, а потому действительно полезные компьютерные статьи должны носить характер ликбеза. Чтобы опровергнуть это заблуждение, достаточно хоть полчаса продуктивно поработать за клавиатурой современного компьютера -- будь то под MS-DOS, Windows 95/NT4.0, OS/2 Merlyn, MacOS или даже (страшно сказать) XWindow на любой разновидности UNIX. После этого волнующего опыта -- если, конечно, его должным образом осмыслить -- приходит понимание одной простой истины: чтобы эффективно работать с компьютером, совершенно не нужно представлять себе, как он устроен. Потому что абсолютное большинство компьютеров на свете сегодня управляется одним и тем же графическим интерфейсом, представляющим собой сочетание стандартного набора нарисованных кнопок и словесных команд на родном для пользователя языке. Для успешной работы с любой современной персоналкой достаточно освоить именно этот интерфейс, а вовсе не влезать внутрь компьютерного корпуса, поочередно ощупывая слоты PCI и чипы RAM, или пересчитывать по пальцам миллионы транзисторов, запрятанных в корпус Пентиума. Отсюда вывод: пользователю современного компьютера не нужен ликбез в кондовом популяризаторском смысле. И начала кибернетики ему тоже не нужны -- как автомобилисту не нужны сведения по технологии крекинга нефти для того, чтобы эффективно заполнять свой бензобак по мере надобности.

Самое замечательное свойство хорошей интернетовской рубрики в прессе общего профиля -- то, что тематика такой рубрики понятна на тысячу выпусков вперед. Нет никакой необходимости пробовать пальцем воду или искать тропинку по минному полю. Тут есть одна-единственная, простая и общедоступная формула успеха, основанная на четком представлении о целевой аудитории и специфике темы. Эта тема -- новости, то есть все те вещи, которые случились в Интернете, Паутине, компьютерном бизнесе и вокруг за последнюю неделю или месяц (в зависимости от периодичности рубрики). Новые компьютерные игры и программы, новые сайты, новые технологии, новые возможности, новые средства коммуникации, новые сервисы, новые обнаружившиеся проблемы, события и открытия. Это есть тот единственный вид газетной информации, которая всегда и всякому интернетовскому пользователю может оказаться полезной, независимо от стажа его работы за монитором или в Сети, независимо от его специальности и уровня компьютерной эрудиции. Это -- единственный вид товара, который журналист всегда может продать любому читателю, даже если читатель в сто раз лучше журналиста осведомлен о протоколе TCP/IP и его уровнях.

Скажем пару слов о периодичности интернетовских рубрик. Некоторые редакторы всерьез полагают, что если пользователей Интернета среди их читателей мало, то заметки для них можно публиковать редко и нерегулярно. Что правда, то правда: можно. Но идеально бессмысленно. Сама цель создания интернетовской рубрики состоит в том, чтобы выработать у читателя привычку узнавать информацию об Интернете из данного источника. Такая привычка может быть создана только за счет регулярности появления интернетовских заметок в одни и те же дни, на одном и том же месте, с анонсом на обложке или в оглавлении. Поскольку уже сегодня ни одна московская ежедневная или еженедельная газета не может претендовать на звание единственного источника информации о Сети (такие рубрики на момент написания этой заметки регулярно выходят уже в полудюжине газет и десятке журналов), то не стоит ожидать, что пользователь Интернета будет выискивать интересную ему информацию, если не знает заранее, где именно она должна появиться. Если его не приучить искать такую информацию в определенные дни на определенной полосе -- он ее будет просто пропускать. И правильно сделает. Вырабатываемая Интернетом привычка к прицельному чтению материалов по интересующей теме -- прекрасная замена докомпьютерным навыкам пролистывания всех страниц подряд в надежде случайно наткнуться на нужные тебе сообщения. Опыт всемирной Паутины с ее сотней миллионов доступных документов учит: всего не перелистаешь. И даже стремиться не надо.

Последняя рекомендация моей сегодняшней заметки: братья редакторы, любите линклисты! Это -- самый информативный жанр публикации, когда-либо придуманный человечеством. От своего далекого предка -- телефонного справочника -- грамотно составленный линклист отличается стопроцентной применимостью и полезностью сразу всех включенных в него адресов. Любая новость имеет так или иначе ограниченный круг читателей, поскольку она ограничена единой темой, которая не всякому интересна: кто-то не любит компьютерных игрушек, другому безразличны корпоративные новости... А линклист на 15-20 ссылок может в каждом своем выпуске содержать актуальную и полезную информацию абсолютно на любой вкус. Причем существует великое множество адресов в Интернете, которые стоит знать всякому: поисковые машины, каталоги, библиотеки программ и текстов, справочники, словари, энциклопедии, бесплатные сервисы... Любите линклисты, братья редакторы!



2 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84