This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



1Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Технология



Рождество в Сети


Как случилось, что Интернет - один, а дат - много

Влад ЛИСИН
vlis@terminal.cz

Православные христиане - так уж повелось - отмечают светлый праздник Рождества 7 января. Впрочем, Юлианский календарь - довольно обычное явление. Многие страны перешли на новый стиль еще позже России. Шведы, например, в 1700 году решили прибавлять по дню каждый год, потом в 1723 ошиблись, устроив себе двойной високосный год, и в конце концов просто плюнули и выкинули 13 дней, сделав 1 марта после 17 февраля (www.pip.dknet.dk/~pip10160/).

Швеция часто была примером для России, еще со времен Петра Великого (www.dana.edu/~dwarman/showie.htm). Каждый раз, отправляясь с поля битвы в Москву рубить очередные головы и бороды, он удивлялся, как это Швеция нормально функционирует при многолетнем отсутствии короля в столице. Потом удивляться перестал и в лоб скопировал шведскую систему чиновничьих классов, как прежде перечерчивал голландские корабли. Так что, несмотря на победу под Полтавой, шведская бюрократия нас все же завоевала.

Армяне (www.sain.org) переплюнули и Россию, и Грецию, (www.goarch.org), где Рождество отмечают 24 декабря, но в остальном следуют Юлианскому (старому) календарю. Армяне уверены, что исторически Рождество отмечалось 6 января и на 24 декабря было перенесено римским монахом Денисом Малым не по календарным причинам и не по подсказке святого духа, а для того чтобы эта дата совпала с каким-то языческим праздником, которых во времена Римской империи было хоть отбавляй. Поэтому Армянская апостольская церковь (www.sain.org) отмечает Рождество 6 января по Юлианскому календарю и 18 по Григорианскому.

Запутаться в церковной жизни нетрудно. Однако Сеть тем и хороша, что, потянув за ниточку ссылки, можно потихоньку вытянуть весь клубок и соткать из него верную картину. И вот что получается. Изначально Церковь была едина. Историческими центрами христианства были города, в которых первыми епископами стали апостолы. Иерусалим, Антиохия, Александрия, Рим, Константинополь (нынешний Стамбул).

Поскольку основы веры требовали координации и совместных усилий, епископы собирались на Вселенские соборы, на которых обсуждалось много вопросов - от того, что должен включать в себя Новый Завет, до борьбы с расхождениями в понимании божественной сущности Иисуса.

Первый такой Собор состоялся в Никее в 325 году (www.goarch.org/access/actionline/coucils/).

Земного главы у Церкви не было, все епископы были равны перед Богом и принимали решения сообща. С 451 года епископы Рима, Константинополя, Антиохии, Александрии и Иерусалима носили патриарший титул.

Советы проходили мирно и демонстрировали всецерковное согласие, пока на четвертом Совете, состоявшемся в городе Халцедоне в 451 году, несколько епископатов не отказались поддержать его решения, отколовшись от единой Церкви.

Кто откололся? Малые, или восточные Церкви: Индийская церковь (www.marthoma.org), Сирийская церковь (www.syrianorthodoxchurch.org), Эфиопская церковь (www.students.uiuc.edu/~moges/), Коптская церковь (www.coptic.org), Армянская церковь (www.sain.org). Эти Церкви именуют Православную Церковь Римской, поскольку ко времени первого раскола западная Римская империя приказала долго жить, а столица была перенесена в Константинополь - главный город восточной Римской (Византийской) империи.

Самая экзотическая из восточных церквей, конечно, коптская. Копты - прямые потомки древних египтян, само слово "копт" происходит от греческого "аигиптос" (от египетского Хак-ка-Птах - "из дома Птаха" - Птах был весьма почитаемым в Египте божеством), язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов.

Христианство у коптов пало на благодатную почву, потому что вера в умирающего и воскресающего бога (Осириса) была распространена у них многие тысячелетия. С энтузиазмом приняв христианство, копты, многие из которых были на римской службе, стали распространять его по всей Римской империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию - www.suisse.com) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города (people.delphi.com/ivanor/zroaen0.htm).

Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой (www.celtic.org).

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом (www.ocf.org/orthodoxpage/reading/St.Pachomius/index.html), равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Все они - потомки фараонов.

После раскола Египет был завоеван арабами-мусульманами, с которыми копты не смешались, а, будучи отрезанными от остального христианского мира, как бы законсервировались; про коптов все забыли, пока на них не наткнулась в ХIХ веке американская протестантская миссия.

В Сирийской церкви в качестве религиозного языка используется другой редкий язык - сирийский, диалект древнеарамейского, на котором говорил Иисус.

Менее или, пожалуй, совсем неизвестна у нас Индийская церковь (www.marthoma.org), основанная в Малабаре (Керала) апостолом Фомой в 52 году. После падения соседней Иранской церкви (была и такая) под натиском мусульман она, как и коптская, была оторвана от остального мира и многие века верно xранила раннеxристианские традиции.

Тверской купец Афанасий Никитин, совершивший путешествие в Индию и Иран в ХVI веке, писал, что, когда индийцы узнали о его христианских убеждениях и увидели на нем нательный крест, то перестали его опасаться и стали очень дружелюбны.

Португальские мореплаватели, открывшие морской путь в Китай, менее всего ожидали встретить христиан в этой экзотической стране. Желающие послушать христанские гимны на хинди могут при наличии RealAudio сделать это на www.marthoma.com/ music.html.

Итак, с первым расколом все более-менее прояснилось. Однако легче от этого не стало, потому что близился второй раскол.

Карл Великий (www.mygale.org/01/carolus/histoire/charles.htm), создавая империю на обломках Рима, нуждался в сильной религиозной поддержке, которую он и получил от венчавшего его на царство папы. В обмен на это папа получил поддержку сильного франкского государства, весьма далекого от Византии как с географической, так и с культурной точки зрения.

Обладая большой властью на западе, римский патриарх решил, что и на востоке его авторитет так же велик, и объявил себя главой Вселенской Церкви (www.vatican.va), что остальными патриархами принято не было, однако к полному разрыву не привело.

Окончательную точку в разрыве Вселенской Церкви с Римской поставили крестоносцы, разграбив в 1204 году столицу православного мира град Константинополь. Множество христианских святынь из тех, что хранятся ныне в римско-католических соборах, были украдены при разграблении Константинополя (www.ocf.org).

Римляне не оставляли надежд объединить Церковь под властью пап, в результате чего на свет появились совсем уж невероятные композиты типа

Сирийской Мелкитской церкви (www.cam.org/~stcroix/eglisang.htm) (не путать с Сирийской), попавшей под власть римских пап во времена крестовых походов, потом отданной турецким султаном Патриарху Константинопольскому, а потом снова вернувшейся к папам. Правда, в результате этих перестановок у нее осталось не так много приверженцев.

К композитам следует отнести и некогда запрещенных в СССР униатов, или греко-католиков, отправляющих обряды по православному чину, но находящихся в унии с Римом (www.ugkc.lviv.ua).

Православная церковь, как и прежде, представляет собой сообщество самоуправляемых Церквей, независимых друг от друга, но объединенных единым вероисповеданием, общей духовной жизнью и совершенно одинаковой церковной литургией.

Административными вопросами каждой Церкви занимаются епископы этой Церкви. Епископ большого города называется архиепископом или митрополитом, если этот город - административный центр (www.gocanada.org, www.oca.org).

Если самоуправляемая Церковь - большая, и митрополитов в ней много, то митрополит главного города страны именуется патриархом (www.patriarchate.org). Например, в России епископ Санкт-Петербурга - митрополит, а епископ Москвы - патриарх (www.russian-orthodox-church.org.ru).

Церкви, в особенности в тех странах, где православие не распространено, часто находятся в организационном подчинении у исторических патриархатов. Не стоит, однако, воспринимать это как раскол - речь по-прежнему идет об единой Вселенской Церкви.

Любой православный любого национального происхождения может обратиться в любую православную церковь за исполнением таинств крещения, конфирмации, миропомазания, святого причастия, исповеди, венчания и получения святых даров.

Кроме того, во всех православных церквах во всем мире используется единая литургия, и, зная ее текст на родном языке, можно без труда слушать ее на любом другом. Литургия эта, именуемая литургией Иоанна Златоуста, повторяется каждый день уже почти две тысячи лет (www.goarch.org/live.htm).

Протестантство - реакция народа на искажения веры римскими иерархами. Лютер, Ян Гус и прочие отцы протестантства ратовали за богослужения на национальном языке, а не на латыни, за отмену индульгенций и т.п. Процесс дробления христианского мира с этого момента стал неуправляем. Сотни существующих ныне христианских конфессий - лучшее тому доказательство (www.theologic.com).

Однако надежда на единство все-таки есть. Сеть, как совершенно новое средство общения, сближает людей с невероятной скоростью. Обмен мнениями и информацией происходит практически беспрерывно и немедленно, и конечно это происходит не только с веселыми картинками, но и с духовными ценностями.

Возможно, Сеть и станет тем местом, где, наконец забыв старые обиды и сняв взаимные проклятия и упреки, объединятся вновь у порога ХХI столетия христиане всего мира.

И тогда уже не надо будет выяснять, когда кому следует праздновать Рождество.



1 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84