This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



1Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура



А в Германии все спокойненько...


Владимир ФИЛАТОВ
dvova@koan.de

Как известно, что русскому в радость, то немцу - смерть. Однако есть истинные или даже общечеловеческие ценности, близкие всем цивилизованным народам. "Разговаривать по телефону" - занятие, популярное на любом континенте. В последние годы на телефон возложена еще одна непростая задача - служить посредником между человеком и мировой компьютерной сетью Интернет. Причем первоначальная функция телефона может со временем просто отойти на второй план. Чего больше - сходств или различий в телефонизации и интернетизации двух европейских стран? Что готовит ближайшее будущее? Попробуем ответить на этот вопрос.

Первое, что удивляет россиян - обычные телефоны-автоматы. В Германии каждый автомат имеет свой номер, а это значит, что на него можно позвонить. Опять же - с любого телефона-автомата можно позвонить в любую точку планеты. На вокзалах и в аэропортах не редкость автоматы со встроенным факсом, оплачиваемым обычной телефонной карточкой.

Второе - доступность телефонных услуг. Чтобы стать обладателем телефонного номера, нужно лишь заполнить бланк формуляра на любой почте или локальном пункте Deutsche Telecom. Количество номеров не ограничено. Установка стоит 100 DM. В эту стоимость входит посещение клиента служащим телефонной компании, монтаж розетки и, конечно, комплект из двух телефонных книг. Хочешь ISDN? Нет проблем. Получаешь две независимые телефонные линии со скоростью передачи данных до 64 KB/s и три телефонных номера. Месячная плата за использование ISDN-подключения в два раза больше, чем за обычный телефон (24,60 DM). ISDN довольно сильно распространен в Германии и является неплохим решением для желающих одновременно передавать факс и говорить по телефону (www.telekom.de/isdn/infocenter/). Особой "гордостью" является возможность ISDN-телефона определять номер позвонившего абонента. Если у него тоже ISDN-подключение...

Третье - преобладание тонового набора номера над импульсным. Точнее, возможность выбора между двумя способами набора.

Теперь речь пойдет об отличии, которое, возможно, удивляет немцев больше, чем россиян.

Среднестатистический немец с большим недоверием воспринимает информацию о том, что за городские телефонные разговоры в России не взимается никакой дополнительной платы. Тот же немец считает, что лишь очень богатые страны могут себе такое позволить...

Однако ситуация с телекоммуникационными услугами в обеих странах должна скоро сильно измениться. 1 января 1998 года в Германии наступает конец монополии Deutsche Telecom. Видимо, в этом же году в России могут ввести повременную оплату за телефонные разговоры. Причем "расклад" может оказаться диаметрально противоположным. Пока 16 частных компаний по всей Германии собираются составить конкуренцию "Телекому". Некоторые из них вынашивают проекты введения бесплатных городских разговоров за счет увеличения стоимости междугородных и международных. Другие предлагают вариант, уже апробированный в Швеции, - разговоры бесплатные, но каждые 3 минуты прерываются "рекламной паузой". В любом случае, текущие прогнозы - с демонополизацией Deutsche Telecom грядет понижение тарифов. Вряд ли немцев, часто общающихся с Америкой, не раздражает тот факт, что разговор Германия-Америка обходится почти в 3 раза дороже, чем такой же разговор Америка-Германия. Похожая ситуация и с российско-американскими международными разговорами.

На сегодняшний день, несмотря на всю свою "национальную гордость", Россия частенько заимствует многое с Родины ГЈте и Шиллера. Если же это коснется не только похожих законодательных актов, продуктов питания, рекламных клипов и аспирина, но и системы телефонных тарифов, то Родину Достоевского и Толстого ожидает следующее. Вводится понятие "такт". В ФРГ его стоимость с обычного домашнего телефона - 12 пфеннигов. Итак, в рабочий день с 9 до18 часов можно наслаждаться общением или перемещаться по "Автобану данных" (модный ныне термин) за один такт лишь 90 секунд. С 5 до 9 утра и с 18 до 21 вечера - 150 секунд, а с 21 до 5 утра - аж 240. В выходные и государственные праздники просто халява - с 5 утра до 21 часа 150 секунд за такт.

Немудрено, что многие конкуренты Deutsche Telecom начали свою рекламную кампанию еще год назад и именно с предоставления интернет-услуг. В этой области монополия отсутствует. Примером может служить компания NetCologne (www.netcologne.de), сотрудничающая с "коммунальными" службами города-миллионера Кельна. Ее задача - опутать город оптоволоконными кабелями и предложить (в первую очередь, жителям Кельна) существенно более высокую скорость передачи данных по Интернету. Следующая цель - предоставление телефонных услуг по стоимости, меньшей чем у Deutsche Telecom. Ежемесячно на рекламных щитах красуется отчет - сколько еще миллионов DM инвестировано в телекоммуникации.

Ну а как там с Интернетом, спросите вы. При такой грабительской политике. При проклятущей повременной оплате... По данным Института немецкой экономики (Institut der Deutschen Wirtschaft), 2,3 миллиона немецких семей подключены к Сети. По сравнению с предыдущем годом прирост составил 42%! Обсуждение интернет-ресурсов и различных общедоступных прелестей Интернета довольно сильно вытеснило привычные разговоры о новинках видео- и кинорынка. Интернет стал частью моды и стиля жизни. На него работают радио и телевидение, газеты и журналы. Редкий рекламный клип не заканчивается магическим "http://www...", вызывающим нездоровое любопытство у детей и взрослых. Весьма часто потеря интернет-невинности происходит еще в школьные годы. Многие одиннадцатилетние дети уже грезят Интернетом и посещают специальные кружки-клубы при школах. Далее, единожды попав в Сеть, ребенок, вырастая, постигает мир взрослого Интернета в институтах и университетах. Пока ты учишься, институтский или университетский вычислительный центр предоставит тебе бесплатно адрес электронной почты и неограниченный доступ в Сеть. Бесплатный Интернет воспринимается студентом как само собой разумеющийся, естественный подарок. Он ему полагается так же, как налоговые льготы или скидка на проездной билет. Как правило, курирование и руководство студенческим интернет-проектом осуществляется на уровне федеральной земли. На примере Северной Рейн Вестфалии это выглядит так. Университетские серверы соединены между собой выделенными каналами связи. Студент может получить адрес и доступ к Интернету в вузе любого города земли. Причем доступ - как в вычислительном центре, так и из дома. Единственный интернет-провайдер, к которому сложно прозвониться, - учебное заведение, предоставляющее эти услуги студентам, не пожелавшим рассматривать веб-страницы в стенах родного учебного заведения. Интернет - в студенческие общежития! В комнате нет отдельного телефона, зато есть выход во весь мир. И интерес к телефонным разговорам через тот же Интернет постепенно пробуждается. Семинары и лекции - по Интернету! Немецкий проект находится в стадии тестирования. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы училось. Учиться порой лет до 30 с хвостиком для немецкой системы образования - нормальная ситуация.

Ну а если не учиться, то как добраться до заветного чуда (или чудища) XX века? Тот же среднестатистический немец обращается к тому же монополисту - Deutsche Telecom (www.telekom.de).

T-Online (www.t-online.de) сегодня является самым большим межрегиональным интернет-провайдером Германии. Число клиентов приближается к 1,7 миллиона. На мой взгляд, успеху T-Online способствовало несколько факторов: все та же "национальная гордость" за родного немецкого провайдера, на услуги можно подписаться вместе с установкой телефонного номера (15 DM подключение, 8 DM ежемесячно, каждая минута в on-line до 18 часов - дополнительные 8 пфеннигов, после - 5 пфеннигов), где бы ни жил клиент, соединение происходит по городскому тарифу. Последнее очень важно, так как мало найдется клиентов, желающих платить по междугороднему тарифу за доступ к Интернету. Поэтому другим популярным межрегиональным провайдерам - AOL (www.germany.aol.com), CompuServe (www.compuserve.de), Eunet (www.eunet.de), Metronet (www.metronet.de), Microsoft Network (www.microsoft.de/msn/) приходится обзаводиться двумя десятками POPs - "местами своего присутствия".

Цены на услуги этих провайдеров весьма различны. Microsoft Network, как правило, лидирует по скоростным показателям в тестах специализированных журналов и телепередач. Его цены - 12 DM ежемесячно, включая 2 бесплатных часа, 6 DM - дополнительный час или 49 DM ежемесячно - неограниченный доступ. Однако довольно хорошо прижился на немецкой земле более медленный, но "халявный" Интернет-провайдер Germany.net (www.germany.net). Эта компания - типичная "родственница" российской Extranet. Презентация сети прошла на выставке CEBIT в марте этого года. Количество клиентов на сегодняшний день - 270 000. Germany.net представлена практически во всех крупных городах Германии. Не поддерживает некоторые сервисы Интернета. Для работы с электронной почтой - годится. Для блуждания по вебу неудобна тем, что периодически, а бывает, и неожиданно появляются веб-страницы рекламируемых фирм. Выбор за клиентом - или смотреть рекламу, или проигнорировать ее одним нажатием клавиши. Зато бесплатно - плати только за телефон.

Что же привлекает вышеописанного немца в Интернете? Как и в любой другой стране, в немецкоязычном Интернете находится огромное количество On-Line версий обычных изданий. Однако в онлайн-версиях содержится довольно часто более широкое освещение того или иного вопроса. Например, журнал Foсus (www.focus.de) провел исследование-обзор рынка услуг сотовой связи (www.focus.de/mobilfunk/) и фирм- провайдеров Интернета (www.focus.de/provider/) в Германии. В одном из номеров еженедельника исследование было опубликовано, но полностью и бесплатно все результаты обзора доступны лишь в онлайн-версии. Другой практический случай иллюстрирует привычное отношение к Интернету как к неиссякаемому источнику актуальной информации. Предположим, некий Herr или Frau X из города Y захотел прокатиться на поезде в город Z, расположенный в противоположном конце старушки Европы. Если он не подключен к Интернету, то ему или ей предстоит изначальное предварительное путешествие в справочное бюро на вокзал. В Сети можно смело шагать по адресу bahn.hafas.de, и уже самому, не мучая сотрудников железной дороги, выбрать наиболее приемлемый вариант по времени, классу поездов, количеству пересадок и т.д. Постепенно немецкие бюргеры начинают привыкать и к онлайн-торговле. Один из пионеров в этой области на немецкой земле открылся около года назад при участии таких гигантов как IBM, Karstadt, Neckermann. В ассортименте универмага My-world (www.my-world.de) около 800 тысяч наименований товаров и услуг.

В первый день открытия было зафиксировано более миллиона посещений. Пока доставка осуществляется только по Германии, но в ближайшие планы входит распространение своей деятельности на весь мир. Как и во всем мире, огромным спросом пользуются страницы бесплатных объявлений, агентств по трудоустройству, страховых компаний, туристических фирм. Идея найти в Интернете наиболее дешевые авиабилеты к отпуску давно не кажется фантастической. Некоторые банки объявили о готовности в следующем году производить повседневные денежные переводы клиентов через Интернет. Это грозит обоюдной выгодой (или разорением) для клиентов и банков. Наиболее полный и, на мой взгляд, весьма хорошо классифицированный каталог немецкоязычных ресурсов называется Dino и находится по адресу: www.dino-online.de.

Однако в Германии все чаще слышна и русская речь. Хотя, видимо, не этот вопрос обсуждал Билл Гейтс в городе Дармштадте в штаб-квартире T-On-line за день до своего визита в Москву. А ведь около 3 миллионов населения Германии прекрасно изъясняется на "великом и могучем" и в той или иной степени стремится к информации на нем же. Единственный мне известный провайдер, прекрасно владеющий русским, - мой провайдер - Kleeblatt Internet Services (www.koan.de) из города МЈнхенгладбах, что в Северной Рейн-Вестфалии, - немецкий отросток цветущего семейства "Клевер" (www.klever.net). Посмотрим, что будет в этом секторе рынка дальше. Однако увеличение в последнее время интернет-ресурсов на русском языке в Германии и о Германии позволяет судить и о росте числа желающих эти ресурсы использовать. В 1997 родился сервер туристической фирмы Orbita Tours (www.orbita.com), информационно-культурного центра "Стрела" (www.strela.com), газеты "Контакт" (www.kontakt-online.com).

Специфическая система тарифов на телефон не могла не сказаться на качестве Интернет-услуг. Любой провайдер посетует на загруженность каналов в "дешевое" время после 18 часов и на то, что днем линии чересчур свободны. Наиболее частый гость киберпространства днем - сотрудники организаций и студенты. Вряд ли что-либо изменится до конца года. Безусловно, 1998 станет переломным для развития телекоммуникаций в двух странах. Утверждать, что платный телефон стал сдерживающим или фатальным фактором для развития Интернета в Германии, я бы не стал. Надеюсь, что и в России введение подобной "услуги" если и произойдет, то мягко и без ужасных потрясений для одного из самых динамично развивающихся, острозубых и остроумных секторов Всемирной паутины.



1 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84