This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



1Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура



В ожидании крылатого мифа


Антон НОСИК
anton@cityline.ru

Мне много раз приходилось слышать - в основном, от представителей узкопрофессиональных программистских кругов, - что главным бичом всей компьютерной прессы является вопиющий дилетантизм ее авторов. Я не знаю ни одного журналиста, пишущего на компьютерные темы, которого не обвиняли бы в незнании элементарных азов предмета, в грубом искажении истины, перевирании основных понятий и других смертных грехах, за каковые оного жалкого ламера следовало бы гнать поганой метлой подальше с глаз читательских...



АНТОН НОСИК - ОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ, ПИШУЩИХ ПРО ИНТЕРНЕТ И В ИНТЕРНЕТЕ

Наверняка многие упреки, предъявляемые компьютерной прессе и отдельным ее представителям, имеют под собой фактические основания. Errare humanum est: журналисту, пишущему о компьютерах, ошибаться столь же естественно, как и его коллеге, освещающему вопросы международной политики, здравоохранения, спорта, биржи, государства и права, семьи и школы. Определенная степень погрешности заложена в самой задаче автора, создающего популярный текст о предметах, глубокое постижение которых требует серьезной специальной подготовки. Труд журналиста, втискивающего все многообразие и сложность описываемых событий в колонку-другую новостей, сродни работе составителя недельной телепрограммы, которому нужно в двух-трех фразах аннотации отразить краткое содержание "Криминального чтива" или "Зеркала". Вообразите исследователя творчества Тарантино или Тарковского, который возьмется разносить в пух и прах подобную аннотацию из "ТВ-Парка" или "Семи Дней", упрекая ее составителя в непонимании всей глубины режиссерского замысла. По-моему, это будет, по меньшей мере, нелепо. И столь же нелепо критиковать журналистов, пишущих об Интернете и компьютерах, за неадекватное освещение специальных вопросов на страницах популярных изданий.

Потому что наша работа не имеет даже отдаленного отношения к ремеслу technical writing, с позиций которого нас так часто и с таким удовольствием судят.

Конечно, досадно, когда журналист, пишущий про Windows, не знает разницы между оболочкой и операционной системой, или когда адрес документа в формате URL приводится без учета чередования строчных и прописных знаков, умение различать которые по сей день сохранилось на доброй половине веб-серверов обитаемой суши. Грустно находить в текстах (чужих и своих) перевранные расшифровки технических сокращений, перепутанные названия фирм и их торговых марок (Epson - марка, Seiko - фирма; Panasonic - марка, Matsushita - фирма), неверные объяснения принципов действия различных устройств и протоколов, арифметические просчеты (1 мегабайт = 1 миллион байт) и прочие досадные ошибки, происходящие чаще от невнимания, чем от действительного невежества автора, но ничуть этим не извиняемые...

При всей возможной нашей досаде, значения таких ошибок не стоит преувеличивать. Потому что весь вред, который они могут причинить читателю, лежит в гипотетической сфере. К примеру, если в некоей статье написано "акции Netscape на Уолл-стрите сильно упали в цене", то это, безусловно, ошибка или вранье (кому как больше нравится): акции Netscape продаются на NASDAQ, то есть в Вашингтоне или online. Однако для читателя, который этой ошибки не заметил, она, скорее всего, просто неактуальна. Если же нашелся человек, который по-настоящему заинтересовался вопросом и надумал, под влиянием прочитанной статьи, прикупить акций Netscape, то каким бы путем он ни отправился к своей цели - через брокерскую контору, дружественный банк или службу онлайновых торгов - невозможность купить оные бумаги на Уолл-стрите станет ему ясна гораздо раньше, чем он потратит первый рубль на их приобретение... То же относится к неверной расшифровке сокращений: читатель, заинтересовавшийся темой публикации, узнает об ошибке из первого же специального источника, куда автор публикации его отослал. А незаинтересовавшийся с одинаковой легкостью забудет и неверную, и правильную расшифровку...

Есть, однако, другой серьезный бич у компьютерной журналистики, заметно мешающий полноценному развитию жанра. Это - отсутствие в большинстве новостей даже намека на внутреннюю драму, за которой рядовому читателю-пользователю было бы так же интересно следить затаив дыхание, как за ходом суда над О. Джей Симпсоном, семейными неурядицами покойной принцессы или последними приготовлениями к войне с Ираком... Компьютерные новости бедны сюжетом.

На это можно заметить, что и вся мировая литература сюжетами не богата. Борхес, например, насчитал четыре: о падении города, о возвращении героя, о несчастной любви и о самопожертвовании Бога. Если этого подручного материала хватило авторам античным и современным, чтобы создать все дошедшие до нас шедевры беллетристики, то и компьютерная журналистика может вполне обойтись сходным запасом сюжетов. Беда, однако, заключается в том, что очень немногие авторы, пишущие на компьютерные темы, сознают потребность в эмоционально окрашенной фабуле для своих сочинений. Многим представляется, что новости киберпространства и инфорынка - сродни бегущей строке биржевой сводки. Ремингтон поднялся, МакДоннелл упал. Учетная ставка по иене заморожена до выяснения причин. Компак туда, Делл сюда, IBM на оба фронта, Microsoft uber alles.

Все это было хорошо пятнадцать лет назад, когда компьютеры для массового читателя представлялись такой же абстракцией, как шарикоподшипники, станки с ЧПУ или луноходы. Однако сегодня, когда персональный компьютер можно видеть в каждом втором американском и каждом третьем европейском доме, а в России ежемесячно производится вдвое больше персоналок, чем телевизоров, стиральных машин или кухонных плит, подобный подход к освещению новостей киберпространства выглядит некоторым анахронизмом. Компьютеры - это повседневная реальность нашей жизни, и пора уже писать о них так, чтобы читать было не менее интересно, чем пользоваться ими...

Я не пытаюсь сказать, что попытки мифологизировать хронику компьютерной жизни до сих пор не делались. Чего стоят известные эпосы - о завоевании Биллом Гейтсом мирового владычества, о гибели UNIXоидных богов, о выклеванной печени Спамфорда Уоллеса или бесконечная история Явы, которая любила, но так и не вышла замуж... Ведь можем, когда захотим! Проблема, однако, заключается в том, что новостей - тысячи, а эмоционально окрашенных среди них - с гулькин. И кому охота убивать свой досуг на поиск жемчужин в нескончаемом потоке одноликой информации про суд между Intel и Digital, с последующей покупкой первым последнего, или про очередной benchmark, оправдавший или не оправдавший ожидания? Специалистам компьютерного рынка это, конечно же, интересно - а кому еще?

Надо сделать компьютерные новости интересными для всех пользователей на свете, а не только для программистов, фанатов и реселлеров. Как этого добиться - вопрос почти риторический; во всяком случае, ответ на него выходит далеко за рамки нынешней моей заметки. Очевидный рецепт, выше уже предложенный, - место сухого пересказа цифр и фактов (зачастую не слишком понятных и самому рассказчику) должны занять репортажи с эмоциональной окраской, субъективным подходом, с положительными и отрицательными персонажами. Компьютерной журналистике нужен миф и сюжет. Иначе ее уделом в национальной прессе навсегда останутся задворки специализированных рубрик, вроде колонки по бриджу или биржевой сводки.



1 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84