This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



1Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Обзор



Европа


"Мужчина моей жизни" (Mon Homme)

Франция, 1996

Режиссер: Бертран Блие
В ролях: Анук Гринберг, Жерар Ланвен, Валерия Бруни-Тедески
Прокат: "НТВ-Профит"

Представьте себе, что вы живете в Париже. Даже нет. Представьте себе, что вы - парижская проститутка. Нет, не так. Представьте себе, что вы - парижская проститутка, искренне влюбленная в свою профессию. Работающая с чувством.

В основе последнего фильма старика Блие, еще в конце 70-х радовавшего мир "Холодными закусками", лежит легкий непритязательный парадокс: мы все привыкли воспринимать самую древнюю профессию как работу в высшей степени тяжелую и неблагодарную. А почему, собственно, не может быть проститутки, которой нравится сам процесс? Со всеми, между прочим, вытекающими отсюда неожиданными приятностями для ничего не подозревающего клиента.

Одним из таких клиентов оказался потомственный парижский клошар, случайно заснувший в мусорном баке дома, в котором расположен офис нашей героини. Клошару повезло - леди взяла его на работу. "Мужчина моей жизни" - кино про то, что человек имеет право. В принципе. "Я - проститутка, а это - бродяга, которого я люблю и который работает моим сутенером (это на допросе в полиции). А что? Раз я проститутка, я уже и влюбиться не могу?"

И клошар не виноват в том, что, приняв ванную, побрившись и купив белый костюм, он начал совращать с пути истинного ни в чем не повинных красавиц. Имеет право. Тем более что девицы, вроде, тоже не жаловались.

Герои фильма могли бы уныло обижаться на жизнь и обличать несправедливую французскую социальную систему (а где она справедлива?). Могли бы подавать апелляции и участвовать в демонстрациях. Но на самом деле ими руководит естественное желание получать удовольствие от интересной жизни. Пусть чуть гедонистическое, но вполне законное. До общественного уклада им дела нет.

Забавно при этом, что к такому индивидуалистическому и, главное, веселому взгляду на мир Блие приходит, попутно утвердив капиталистический потребительский принцип: "Клиент всегда прав".

И если клиент хочет, чтобы я сняла боди и осталась в колготках, то он тоже, в общем, имеет право, даже если сам седой и потный. Такой переход логичен - люди имеют право у капиталистов. И "Мужчина моей жизни" - насквозь капиталистическое кино.

Красиво жить надо уметь.

Выпить со вкусом чашечку кофе где-нибудь на углу Сен-Жермен-де-Пре и бульвара Сен-Мишель не так просто, как кажется на первый взгляд. Но для Блие это не проблема.

"Змеиный источник"

Киностудия Горького, 1997

Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Екатерина Гусева, Ольга Остроумова, Евгений Миронов

Отечественное искусство никогда особо не баловало страшными историями. Разве что Н.В. Гоголь приоткрыл однажды веки мрачному вампиру, померцали они ядовито-зеленым цветом, а затем и погасли вовсе. Без страшных историй скучно. Даже обидно - у них хичкоки и ганнибалы лектеры из года в год развлекают публику, а нам разве что покажут иногда руководителя МИДа крупным планом, но и только. Унизительное несоответствие.

Фильм "Змеиный источник", выпущенный в рамках проекта "малобюджетное кино" студии Горького, тем, собственно, и приятен, что неожиданно ломает скорбную социалистическую традицию ни при каких обстоятельствах не выносить на экран что-либо маниакальное или просто ужасное. Потому что "Змеиный источник" - пожалуй, первый после экранизации "Вия" полноценный русский триллер.

Идею о том, что провинциальная школа - идеальный инкубатор для многообразных психических расстройств, высказывал в свое время Владимир Сорокин. Поэтому режиссер Лебедев ею не ограничился, а остроумно сосредоточился на близкой теме о вечной роли интеллигенции в Российском государстве. Той самой, которая готова снимать сотни фильмов о смысле жизни, но была не в состоянии осчастливить простой страшной историей: в провинциальном поселке, жители которого находятся в абсолютной власти директрисы местной школы - единственного в округе учебного заведения, одно за другим происходят загадочные убийства, причем аккурат тогда, когда в школу приезжает на практику очаровательная аспирантка. Запуганная директрисой и трупами толпа, естественно, норовит обвинить во всех ужасах юную пришелицу, тем более что любимый ее урок - анатомия, на котором она обычно демонстрирует ученикам особенности физиологии лягушек, а именно способность их зеленых ножек к посмертному подергиванию.

Поскольку на деревенской почве фрейдистские комплексы растут как на дрожжах, маньяком в результате может оказаться кто угодно. "Змеиный источник", несмотря на заявленную малобюджетность, - полноценное кино, припасшее кроме лягушек еще парочку весьма эффектных моментов, а главное - построенное по всем законам жанра: чем неуютнее чувствует себя наша естествоиспытательница, тем чаще дают себя знать мурашки в зрительном зале. Просто и со вкусом.


Элен и ее ребята


"Нигде" (Nowhere)

США, 1997

Режиссер: Грегг Араки В ролях: Джеймс Дювалл, Рэйчел Тру, Кристина Эпплгейт, Кэтлин Робертсон
Видеорелиз: "АСГ Видеофильм"
www.flf.com/nowhere/

Тот, кто, начиная смотреть предыдущий фильм Грегга Араки "Doom Generation", выбегал из комнаты на пятой минуте и до сих пор не может прийти в себя от выплюнутого ему в лицо обилия непристойностей, приправленных многозначительным соусом с несколько длинным названием "Современная молодежь не такая, а вся иная", может смотреть новый фильм модного режиссера без привычного страха - он почти вполне пристойный. Тот, кто, включив "Doom Generation", не мог оторваться от экрана и затем в восторге прокручивал любимые сцены, тоже не разочаруется - в фильме "Нигде" есть и про него. Для него и про него. В основном про него. Преимущественно о нем. Об Элен и ее ребятах.

Элен днем показывают по телевизору. Днем она принимает гостей, расчесывает собаку, спорит с родителями, поправляет блузку, слушает Джорджа Майкла, советует подружке вылечиться от СПИДа и демонстративно позирует вместе с Pantene Pro-V и майонезом Hellmann's. Короче - днем Элен спит. Вечером Элен дает щенку пинка, включает Prodigy (Radiohead), запивает таблетку пивом, рассовывает по карманам Durex и идет отдыхать. Ничего увлекательнее игры в прятки под Extasy человечество еще не придумало. Во время игры у Элен (Джеймс Дювалл) возникает ощущение надвигающегося апокалипсиса: то есть, что кто-то большой и недосягаемый наблюдает за ней немигающим инопланетным глазом, целясь в нее из пластмассового автомата. Осмыслить эту странную фигуру Элен не в состоянии - она умеет только чувствовать. Она приблизительно понимает, что хорошо, а что плохо, а также чего ей не хватает. Элен не хватает любви. Она одиноко стоит посреди большой красивой вечеринки, пустым теплым взглядом всматриваясь в разноцветную толпу. Элен знакомо еще одно чувство - жалость к себе. В остальном поведение Элен продиктовано ее физиологией.

Это, по крайней мере, честно. Не очень содержательно, но честно. Молодежные сериалы норовят сфальшивить, изображая Элен примерной дочкой, озабоченной студенткой или интересной подругой. А ведь главное в Элен - ее полная индифферентность ко всему, кроме модного интерьера ночного клуба. Существенно, что любовь, которую Элен и ребята испытывают к дизайну, фотографии, картинке или картонке - тоже физиологического свойства. Покупая в сэконд-хэнде модную яркую одежду, Элен на самом деле хочет спрятаться. Она испытывает врожденную потребность в мимикрии и подбирает топ под цвет обоев. Даже в своей комнате, где, кроме нее, никогда никого не бывает, она подсознательно готова раствориться в диване и телефонной трубке. Потому что от тупости, безволия и бессилия - неуютно. Элен - добрая девочка с чистым сердцем, ни в чем не виноватая, предпочитает влезать через окно. На всякий случай или потому что так удобнее - как угодно. И все равно - рано или поздно ее изнасилуют и стукнут молотком по голове.

Араки утверждает, что снял пародию на молодежный телесериал, плюс эффектной картинкой иронически отобразил то чувство подросткового страха, которое он сам помнит еще по своему тинэйджерству. Природа страха, впрочем, достаточно очевидна и опять-таки скорее физиологична, нежели экзистенциальна - галлюциногены часто вызывают неуверенность в себе. Кроме того, "Нигде" - не пародия. Фильм Араки и есть тот самый телесериал, разве что модно раскрашенный, слегка подмигивающий, в полсилы эпатирующий. Но главное - красивый и адекватный. Фильм "Нигде" равен сам себе и предназначен для внутреннего употребления. Он так же честно и вызывающе пуст, как и то, что он описывает.

Больше всего Элен любит смотреть телевизор. Из всех телепередач ей наиболее интересны программы с ее участием. Она - последовательная поклонница сериала "Элен и ребята".

Миша Фишман
fishman@observer.ru



1 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84