This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



1Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Обзор


В рубрике "Команда" мы уже писали о студиях веб-дизайна - и еще не раз напишем о провайдерах. На этот раз речь пойдет о команде, связь которой с Интернетом гораздо менее традиционна. Каждое воскресенье на канале "ТВ-Центр" (www.centertv.ru) выходит программа "Интернет-кафе", посвященная международной компьютерной Сети. Авторы "Интернет-кафе" готовят также передачу "Виртуальный мир", повествующую о передовых технологиях в кино, видео, компьютерной графике. Мы встретились с ними в офисе компании "БС-Графика" (www.bsgraphics.ru), которая является производителем обеих телепрограмм.


Tелевизионное "Интернет-кафе"


Факты
Телевизионные передачи "Интернет-Кафе" и "Виртуальный мир" производятся студией "БС-Графика" по заказу компании "ТВ-Центр". Программы выходят в эфир по воскресеньям, "Виртуальный мир" - утром, "Интернет-кафе" - вечером.

"Интернет-кафе" vs "Виртуальный мир"
Виртуальное пространство в его сегодняшнем понимании состоит из двух существенных частей: собственно трехмерности виртуального мира и коммуникаций. "Виртуальный мир" и "Интернет-кафе" - это две передачи, иллюстрирующие такой дихотомический подход. "Виртуальный мир" больше рассказывает о достижениях технологий, связанных с видео, кинопроизводством, компьютерной графикой - о наиболее мейнстримных областях применения FX (специальных эффектов). А "Интернет-кафе" пытается заинтересовать людей новым способом коммуникаций - Интернетом и показать, для чего его можно применять в быту и на производстве.

Технологический авангард
"Виртуальный мир" и "Интернет-кафе" - это две передачи, на которых "БС-Графика" и "ТВ-Центр" отлаживают новые телевизионные технологии, причем в "Виртуальном мире" о них же и повествуется. Змея кусает себя за хвост. Впрочем, некоторые особенно горячие новинки, появлявшиеся в "Виртуальном мире", к телевидению прямого отношения не имеют. Это, например, Flame - комплекс для нелинейного монтажа с киноразрешением (3000х2000 пикселей), который позволяет оцифровать кинокадры, производить с ними все обычные для видеомонтажа процедуры (комбинировать изображения, "вживлять" анимированные объекты и т.д.) и "записывать" результаты на кинопленку. С помощью Flame "БС-Графика" уже подготовила спецэффекты для фильма Михалкова "Сибирский цирюльник".

В одной из сцен фильма на фоне еще неразрушенного Храма Христа Спасителя показаны герои в костюмах прошлого века; людей снимали камерой, а модель храма рассчитана компьютером. Такое совмещение легко выполнить для видео, но для широкой пленки, необходимой для показа фильмов в кинотеатрах, - крайне непросто.

Другая интересная и непростая задача, попадавшая в поле зрения "Виртуального мира", - моделирование трехмерного звука, который требуется для DVD-дисков, использующихся в "домашних кинотеатрах". Например, в таком формате будет выпущена запись концерта группы "Парк Горького" на фестивале "Фантазия-97", и там как раз потребуется компьютерная обработка трехмерного звука.

Люди

Антон Жирихин

Автор идеи и руководитель проекта - Сергей Баженов, технический директор компании "ТВ-Центр" и основатель фирмы "БС-Графика". Он определяет основную стратегию, вместе с Антоном Жирихиным планирует передачу на начальном этапе, задает структуру программы. Кроме того, в эфире рассказывает о передовых технологиях, благо это прекрасно знакомая ему область.

Антон Жирихин пишет сценарии, режиссирует передачи, организует съемку, контролирует монтаж и информационное наполнение - в общем, занимается прямым производством. Личная страничка Антона в Сети расположена по адресу: www.com2com.ru/~antonzh/, там находится вполне милый e-zine "Виртуальные технологии" и все остальные компоненты грамотной домашней страницы предприимчивого молодого человека.

Александр Мещеряков, гениальный оператор, работает с Антоном уже несколько лет, еще со времен передачи "Компьютерная энциклопедия". Его знает в лицо весь компьютерный истеблишмент Москвы.

Джалиль Миссаров занимается монтажем передач. Он видеоинженер и режиссер видеоряда - выстраивает фрагменты видео, озвучивает, собирает передачу в верстку.

Лариса Пятницкая администрирует обе передачи и иногда пишет вместе с Антоном сценарии.

История
Сергей Баженов, технический директор компании "ТВ-Центр", давно задумал передачу о новых технологиях, которую можно было бы производить на базе компании "БС-Графика", активно эти технологии использующей. Полтора года назад он познакомился с Антоном Жирихиным, который тогда занимался передачей "Компьютерная энциклопедия", выходившей на четвертом канале. Появились планы сделать некоммерческую (без назойливого "генерального спонсора") компьютерную передачу, чтобы продвигать компьютерную графику в России.

Ее назвали "Виртуальный мир", был сделан пилотный выпуск, однако рынок оказался не готов, и пилотный выпуск так и не вышел на телеэкраны.

История продолжилась в мае 1997 года, когда недавно созданная телекомпания "ТВ-Центр" заинтересовалась новыми технологиями и заказала передачу "Виртуальный мир". К концу лета появилась возможность сделать передачу "Интернет-кафе", которая пропагандировала бы Интернет среди компьютерно безграмотной телеаудитории.

Александр Мещеряков

Программа "Интернет-кафе" пытается приучить людей к мысли, что в Интернете есть любая информация, что Сеть им нужна, что они там многое для себя найдут. Люди несколько раз посмотрят передачу, увидят, что в Интернете есть что-то интересное, и захотят подключиться. "Интернет-кафе" старается не показывать технологии как таковые, просто делает ненавязчивое рекламное объявление: Интернет - это здорово.

Планы
С сентября 1998 года передача "Интернет-кафе" будет расширена, о чем уже есть договоренность с "ТВ-Центром". Возможно, что программа будет идти в прямом эфире. Авторы хотят сделать полноценное интернет-шоу, которое будет параллельно транслироваться по TV и в Сети. У программы появится собственный сайт. Когда объем "Интернет-кафе" вырастет до часа эфирного времени, туда начнут приглашать артистов, которые будут обсуждать технологии, высказываться о смысле сетей Интернета - как они туда попадают, для чего им пользуются и т.д. Сейчас в портфеле "Интернет- кафе" уже около сорока интервью: Пугачева, Королева, Николаев, другие популярные и уважаемые обществом люди. Все они знают, что такое Интернет, многие собираются окунуться в него. Путем привлечения известных исполнителей предполагается показать зрителям, что даже звезды российской эстрады знают и используют Интернет, - тогда и зрители тоже начнут активно внедряться в сферу всемирных коммуникаций. В нашей стране, по мнению авторов "Интернет-кафе", информационная революция не произошла, и люди по-прежнему испытывают подсознательный страх перед компьютером. "Интернет-кафе" и "Виртуальный мир" показывают компьютерную жизнь изнутри, объясняют, что все это не так сложно, открывают людям глаза на прелести оцифрованной жизни и пытаются снять опасения, которые вызывает непонятный ящик под названием "компьютер".

Первый цикл передач "Интернет-кафе" рассказывает в основном о вебе, то есть о зрелищной части Интернета, но подразумевается, что в дальнейшем тема будет раскрыта глубже - зрители познакомятся и с другими технологиями Интернета: сначала немного, чтобы по рейтингам понять, что интересно зрителям. К слову сказать, сегодня средний рейтинг обеих передач - 2,5% от аудитории, то есть около 1,2 миллиона зрителей.

Джалиль Миссаров

Виртуальная студия
Скоро программа "Интернет-кафе" будет производиться в виртуальной студии. Это современная технология, требующая применения сверхмощных специализированных компьютеров. Идея виртуальной студии состоит в том, что ведущий снимается на синем фоне, а компьютер дорисовывает виртуальные декорации, которые выглядят так реалистично, что подмену заметить практически невозможно. Разумеется, происходит не просто совмещение картинок ведущего и задника, как в сюжетах a la прогноз погоды, а довольно изощренное взаимодействие "реальных" и "виртуальных" объектов: ведущий может зайти за колонну, при "наезде" камеры декорации будут адекватно масштабироваться и т.д.: для этого на камерах устанавливают координатные датчики, которые сообщают позицию фокуса, положение в пространстве и углы поворота осей камеры компьютеру, который аналогично двигает компьютерной камерой, снимающей "виртуальные" декорации. Происходит полное согласование событий, как если бы ведущий находился внутри компьютерной модели. Причем все это происходит в реальном масштабе времени, и, значит, можно проводить прямые эфиры из виртуальной студии. Теперь эта технология будет опробована на "Интернет-кафе". Дополнительно к виртуальной студии авторы предполагают использовать технологию Motion Capture: смоделированный ведущий в кадре повторяет движения и мимику лица реального человека, на теле которого закреплены специальные датчики.

В "Интернет-кафе" будет применяться Motion Capture на базе двухпроцессорного Octane (одна из старших моделей рабочих станций Silicon Graphics), который способен выдавать картинку в реальном времени с телевизионным (720x576) разрешением.

Идея и первые попытки реализации виртуальной студии появились в1994 году, и с тех пор эта технология постепенно дешевеет. Появились даже версии программного обеспечения студии для 3D Studio MAX (операционная система WindowsNT), которое удовлетворительно работает на двухпроцессорных Pentium'ах, но, разумеется, чем дешевле студия, тем меньше у нее возможностей.

Еще немного о компьютерном моделировании
Первой крупной работой компании "БС-Графика" был полностью анимационный клип группы "Любэ" "Не валяй дурака, Америка", который получил приз в Каннах. В нем было всего 6000 кадров, но разработка заняла 2 года, поскольку техника тогда еще не позволяла сделать это быстрее.

Сейчас с помощью компьютерной графики многое можно сделать без всяких декораций: создать совершенно фантастический или абсолютно фотореалистичный мир. Работа над клипом становится, проще говоря, быстрее и дешевле, поскольку на сооружение декораций и видеосъемку необходимо заметно больше денег и сил, чем на компьютерное моделирование.

Специалисты "БС-Графики" полагают, что смоделированные сюжеты должны быть максимально реалистичны. В области компьютерного моделирования сейчас в моде гиперреализм: потребителям интересна не компьютерная графика как таковая, а именно моделирование "обычного" мира с помощью компьютера.

Монтажная
В монтажной студии сразу бросается в глаза отсутствие множества телевизионных мониторов и обычного TV-пульта - их место занимает Power Mac с двумя экранами 21", один из которых усыпан окошками программы монтажа, а на втором отображаются видеофрагменты. В качестве пульта видеоинженер использует обычную клавиатуру, а сам процесс монтажа происходит в стопке "black box" аппаратов. Это - система нелинейного цифрового монтажа Avid (www.avid.com). Вся обработка кадров и наложение трехмерных эффектов проводится в реальном масштабе времени. Студия способна хранить в памяти около 4 часов живого видео (для этого нужен отдельный дисковый массив размером 72 Gb). Avid, как и любая другая цифровая нелинейная система монтажа, работает со сжатием видеоинформации, эффективность которой весьма неодинакова. Здесь Avid достаточно эффективен - уровень компрессии составляет примерно 1х3, использующийся алгоритм близок к MPEG-1. Примерно раз в год программная часть комплекса кардинально обновляется - все алгоритмы работают на аппаратном уровне, и их приходится прошивать.

За единственным исключением: "софт" контрольного интерфейса просто записывается на диск Mac'а. Такая студия (с одним блоком эффектов) стоит около $100 000, не считая магнитофонов.

Технологическая кухня "Интернет-кафе"
Когда нужно показать в передаче картинку какого-нибудь сайта или программы, то Антон соединяется с Интернетом через обычный модем, а сайты и прочие интернетовские игрушки снимаются прямо с экрана монитора: телекамера подстраивается под частоту развертки монитора. Забавно, что сейчас это единственный быстрый способ переноса картинки с экрана компьютера. Причина проста: если снимать сигнал непосредственно с выхода видеокарты, то одинарные пиксели или тонкие линии будут дрожать, потому что в телевизионном кадре используется черезстрочная развертка (в четных кадрах прорисовываются четные строки кадра, а в нечетных - нечетные); в компьютере же все кадры прорисованы полностью. Плюс к тому съемка с монитора камерой решает проблемы масштабирования: если нужно показать какой-то элемент экрана более подробно, то камера просто наезжает на него. Надо сказать, что эта несложная схема сопряжения компьютера с телевизором достигла немалых высот - в "ТВ-Центре" есть специальные часы для телезаставок (те, что обычно показывают между выпусками новостей), которые работают на отдельном PC и, снятые камерой, попросту идут в прямой эфир, когда положено.

Виртуальная студия: синий фон и позиционные датчики на камерах

Интернет vs ТВ
С нашей маргинальной точки зрения, СМИ радостно встречают и рекламируют все наделавшие шума в 97 году push-технологии только потому, что push делаeт Интернет похожим на телевизор, тем самым давая право на жизнь понятной и отработанной структуре телевизионного рекламного бизнеса. С точки зрения decision makers основных телевизионных каналов, в будущем Интернет должен быть похож на телевидение, где их каналы естественно останутся основными. Поэтому нам было особенно интересно, что по этому поводу думают люди пограничной зоны - телевизионщики, пропагандирующие ценности Интернета. Вот что нам сказал по этому поводу Антон Жирихин: "Действительно, можно провести аналогии между Интернетом и телевидением, хотя пока аудитории несравнимы по количеству. Тем не менее все понимают, что будущее - за Интернетом. Когда все-таки развернется проект Интернет-2 (предполагающий достаточно расширить пропускную способность сети для повсеместного использования мультимедии), тогда, может быть, и телевидение погрузится в Интернет, а компьютер заменит телевизор на каждом столе. Когда расширится пропускная возможность каналов, они соберут в себя все коммуникационные устройства - и телефон, и телевизор, - просто каждый человек будет выбирать для себя то, что ему нужно в Интернете. Будет какой-нибудь новый универсальный стандарт передачи информации. Основные каналы, конечно, останутся.

Их будет не больше десятка; будут какие-то частные каналы, но они, скорее всего, будут специализированными, как журналы. Кто первый поймет ситуацию в Интернете, тот и будет первое время там доминировать. А потом баланс восстановится.

Система сегодняшнего телевидения сохранится, хотя, конечно, само телевидение перестроится. Существует проработанная схема вещания, которой все равно, как вещать: можно и через Интернет. Таким образом, в будущем нас ждет все тот же телевизор, включивший в себя Интернет с его возможностями".

ТВ как рекламное средство
В истории российского Интернета был случай, когда из-за нарушения работы DNS (службы имен) посетители, пытавшиеся попасть на сервер "Инфоарт", попадали вместо того по адресу free.ru, где их встречала кустарная порнография. Сервер free.ru быстро закрылся, а "Инфоарт" провел по этому поводу телевизионную пресс-конференцию. На статистической таблице посещаемости "Инфоарта" можно увидеть резкий скачок, который приходится как раз на это время. Телевидение показало себя мощнейшим рекламным средством даже по отношению к такой специфичной среде, как Интернет. Поэтому мы попытались выяснить у Антона Жирихина, делал ли он какие-либо оценки эффективности рекламы сайтов на ТВ. Оказалось, что, когда в качестве эксперимента в телепрограмме в течение пяти секунд демонстрировался адрес сайта, в тот же день его посетило более 200 человек. Несмотря на то, что передача шла в эфир в воскресенье утром, когда посещаемость сайтов в российском Интернете падает почти вдвое. В передаче, кроме того, было упомянуто 10 сайтов, и за следующую неделю на сайт пришло примерно 1000-1500 дополнительных читателей. "Интернет-кафе" ориентирована не на тех, кто уже подключен, поэтому, вероятно, такая высокая эффективность телерекламы сайта - далеко не предел. Телевидение - большая сила.



1 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84