This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



5Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
FAQВыходные данныеОбратная связь



Технология



Книжный бизнес в Сети



или Можно ли заработать Миллион на книгах через Интернет?
Наташа ЯНУК
rlvd53a@prodigy.com

Торговля книгами в Сети переживает настоящий бум. В США пользователи Интернета завороженно следят за битвой между Amazon.com и Barnes&Noble за доминирование в торговле книгами через Сеть. В России на сегодняшний день открыто около 20 серверов издательских домов и книжных дилеров, пытающихся использовать Сеть для маркетинга своей продукции. В нашей традиционной рубрике, посвященной деловой практике в Сети, эксперт американской компании ITEM Solutions, занимающейся интернет-консультированием, Наташа Янук (Natasha Ianouk) анализирует экономические причины стремительного развития книжного бизнеса в Сети и приводит информацию об уже функционирующих "книжных" интернет-серверах в России.

Amazon.com и Barnes&Noble

Битва между этими двумя компаниями за доминирование в книжной торговле через Интернет весьма показательна. Один участник этого сражения - Amazon.com (www.amazon.com) - новая компания, работающая исключительно через Интернет, которая бросила вызов традиционной схеме торговли книгами через книжные магазины. Возникшая при поддержке венчурных капиталистов Силиконовой Долины, Amazon.com сконцентрировала свои усилия на создании масштабной базы данных по публикуемым книгам и сосредоточилась на очень продуманной и целенаправленной маркетинговой стратегии. При этом Amazon.com максимально ограничила затраты на поддержание запасов книг, заместив их дилерскими соглашениями с издательскими домами, и исключила затраты на создание и поддержание розничной торговой сети (книжные магазины и обслуживающий их персонал).

В результате Amazon.com на протяжении последнего года демонстрирует фантастический рост объема продаж - к примеру, если во втором квартале 1997 года валовой объем продаж компании составил $27,9 млн, то в третьем квартале этот показатель вырос до $37,9 млн. На 30 сентября 1997 года у Amazon.com насчитывалось 940 000 клиентов - огромная аудитория, принимая во внимание сравнительную новизну практики приобретения книг через Сеть и всего лишь трехлетний "стаж" книжной торговли Amazon.com.

В то время, пока Amazon.com разворачивалась в Сети, не испытывая практически никакой адекватной конкуренции, Barnes&

Noble игнорировал угрозу со стороны Amazon.com, предполагая, что разветвленная сеть колоритных магазинов Barnes&Noble в США и ряде других стран ни при каких обстоятельствах не может быть заменена "бездушной" торговлей книгами через Сеть. Гром грянул в 1996 году, когда по итогам первого полугодия 1996 года единственной видимой причиной сокращения чистой прибыли Barnes&Noble стала ценовая война на рынке книг, возникшая именно из-за радикального сокращения торговой наценки Amazon.com и рядом менее значительных книжных магазинов, торгующих через Сеть. Отсутствие необходимости оплачивать содержание магазинов, персонала и огромных складских помещений позволили интернет-магазинам радикально снизить издержки на дистрибуцию книг и предложить такие розничные цены на книги, которые вынудили традиционных лидеров в книготорговле США Barnes&Noble и Borders Books также ответить снижением цен, что резко сократило рентабельность этих компаний.

Как следствие, Barnes&Noble разработал и весной 1997 года реализовал программу ответного удара, выразившуюся в создании сервера www.barnesandnoble.com. Одновременно "патриарх" американского книжного бизнеса сопроводил "запуск" интернет-сервера иском в суд против Amazon.com за использование слогана "Earth's largest bookstore" (крупнейший книжный магазин на Земле), игнорирующего, по мнению подателя иска, тот факт, что именно на складах Barnes&Noble находится наибольшее число книг как по количеству, так и по ассортименту.

Война за господство на рынке электронной торговли книгами, отнимающая у обеих сторон миллионы долларов в год на рекламные и юридические расходы, тем не менее оправдана заманчивой целью - получить контроль над рынком электронной торговли книгами, измеряемым сотнями миллионов долларов в год. Эта цель также подкрепляется стремлением обоих магазинов превратить книжный бизнес в максимально автоматизированную и чрезвычайно удобную для пользователя систему, также имеющую исключительно высокую рентабельность для книготорговцев.

Как Камкин стал миллионером

Российские предприниматели всегда славились умением взять лучшее из мировой практики и применить это по-своему. Отличным примером такого делового стиля является success story Виктора Камкина, создателя Victor Kamkin Bookstore Inc.

Камкин и его партнеры, начав дело по-настоящему с нуля, стали легендой в среде русскоязычной эмиграции. В основу деловой концепции книготорговли Victor Kamkin Bookstore Inc. положили очень простое свойство рынка русскоязычных книг - в среднем книги в России стоят на порядок дешевле, чем в развитых странах мира. Построив всю свою деятельность на этой чудовищной разнице в ценах, за несколько лет Камкин и партнеры превратили то, что начиналось как "чемоданная" торговля книгами, в устоявшийся бизнес с признанной репутацией среди русскоязычных эмигрантов и многомиллионными оборотами. По признанию целого ряда российских издателей, Victor Kamkin Bookstore Inc. на сегодняшний день является их крупнейшим и часто единственным международным дилером.

В этом году Виктор Камкин, до сих пор торговавший книгами только через два небольших магазина в Ричмонде и Нью-Йорке, а также традиционным способом "книга-почтой", впервые приступил к торговле книгами через Интернет. Новый сервер Victor Kamkin Bookstore Inc., расположенный по адресу: www.kamkin.com, в дополнение к российским книгам торгует русскоязычными видеофильмами и, очевидно, является идеальным способом информирования разбросанной по всему миру русскоязычной эмиграции о всех новых кино- и книжных новинках.

Единственным серьезным конкурентом Виктора Камкина на рынке торговли книгами в среде русскоязычных эмигрантов стал Дом книги "Санкт-Петербург", сервер которого, расположенный по адресу: www.st-p.com, потихоньку догоняет магазин Камкина по ассортименту книг и качеству подачи информационных материалов для библиофилов.

Российские книжные интернет-серверы
Книжные магазины
www.knorus.ru - "Кнорус"
www.books.ru - "Книги России", принадлежит издательству "Символ Плюс"
www.st-p.com - St.-Pete Publishing House
www.kamkin.com - Victor Kamkin
Издательские дома
www.ast.ru - АСТ
www.piter-press.ru - Питер-Пресс
www.tf.ru - Терра-Фантастика
www.avanta.ru - Аванта Плюс
www.bhv.ru - BHV-Saint Petersburg
www.rosman.ru - Росман
www.practica.ru - Практика
www.orc.ru/~chris - Кристина и Ко

Российские книжные интернет-серверы

Интернет-модель развития книжного бизнеса, похоже, становится естественным способом возрождения инфра-структуры книжной торговли в России и создания международной системы торговли русскоязычными книгами. Полностью развалившаяся государственная система дистрибуции книг очень медленно замещается в "офф-лайновой" среде, хотя и здесь есть потрясающие примеры стремительного роста на пустом месте книжной торговли национального и международного масштаба. Так, еще одним примером такого успешного заполнения образовавшейся ниши в книжной дистрибуции помимо Victor Kamkin Bookstore Inc. является компания "АСТ", по некоторым оценкам, контролирующая не менее 40% книжной торговли в России.

Экономичность книжного интернет-магазина в Сети спровоцировала создание нескольких десятков российских книжных интернет-серверов. Адреса наиболее интересных из них приведены ниже.

В то же время, несмотря на обилие "книжных" интернет-серверов, торгующих русскоязычными книгами, ни один из них сегодня не может претендовать на статус российского "амазона". Борьба за этот статус в по-прежнему одной из самых читающих стран мира стоит свеч: по словам одного крупного российского книгоиздателя, предпочитающего остаться неизвестным, ежегодный объем книготорговли в России составляет около $1,5 млрд, из которых, по оценкам ITEM Solutions, около $100 млн может перейти в область электронной торговли книгами через Интернет к 2000 году.

При этом в ближайшие 1-2 года вряд ли стоит опасаться конкуренции со стороны американских электронных книжных магазинов в области русскоязычной торговли книгами, поскольку их экспансия в Россию очевидно находится в нижней части списка приоритетов расширения их бизнеса. Так что у нас есть большие шансы стать свидетелями появления российского безусловного лидера электронной торговли книгами, который, по всей видимости, своей эволюцией будет более напоминать Amazon.com, нежели Barnes & Noble.

От редакции

Журнал "Интернет" планирует в деталях освещать деятельность книжных серверов в России. Мы просим всех издателей и книготорговцев сообщать о ваших интернет-новинках по адресу: nata@netskate.ru или по факсу: (095)232-0014, для Ирины Михайловой.

Кроме того, ЗАО "Нетскейт", являющееся издателем журнала "Интернет" и владельцем системы баннерной рекламы Reklama.ru, предлагает издателям и книготорговцам специальные условия по одновременному рекламированию ваших серверов через наш журнал и систему обмена баннерами www.reklama.ru. За более подробной информацией обращайтесь к Маше Сотовой по телефону: 232-0136.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


5 АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84