This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



4Internet - ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
FAQВыходные данныеОбратная связь



Культура



JODI


Оля ЛЯЛИНА
olialia@cityline.ru

Jodi

Jodi - Джоан Хемсерк (Joan Heemserk) и Дирк Паесман (Dirk Paesman)

Этой статье (рассказу о jodi) не совсем повезло. У нее проблемы - я не хочу ее писать из принципиальных соображений, из-за чувства солидарности, а также в связи с личными представлениями о разумном и целесообразном. Поэтому состоять она будет из вступления и отступления. Оба короткие, что должно быть компенсировано обилием иллюстраций и фотографий.

Имя www.jodi.org принадлежит голландке Джоан Хемскерк (Joan Heemskerk) и бельгийцу Дирку Паесману (Dirk Paesmans) и состоит из первых слогов их имен. Художники платят за домен 100DM в год, живут в Барселоне, в Интернет обычно выходят не больше чем на полчаса в день, так как даже локальный телефонный звонок стоит денег. Jodi работают с сетью с 1994 года. Они первые. Ими либо восхищаются, либо просто признают, что они номер один.

Вклад jodi в онлайновые дискуссии или их анонсы в мэйлинг-листы выглядят обычно как обрывки скриптов и команд, например:

Убедительное напоминание о том, что каждое сообщество имеет свой язык и в тоже время хороший ответ на бедность net english и многословие его пользователей.

Jodi участвуют во множестве выставок, фестивалей, конференций, потому что за последний год любое уважающее себя мероприятие, связанное с кино, видео или новыми технологиями, успело украсить себя разделом, в котором представлено сетевое искусство. Этим летом, например, они были приглашены поместить свои файлы на сервер www.documenta.de, то есть участвовать в одной из самых престижных выставок Европы, проходящей раз в пять лет в Касселе, - Документе.

Вопрос: Что вам это дало?

Ответ: Всего мы получили 1200 DM. Какой еще художник станет двигать свою ass за такие деньги, но сетевые мирятся с этим положением, с этим статусом категории В, с тем, что их преподносят и принимают как социальный феномен.

Конец вступления.

Какое-то время назад мне казалось, что проблема net art, во-первых, в том, что его не различают как самостоятельный вид искусства и подразумевают под этим словом обилие онлайновых фотогалерей, домашних страничек компью-

терных графиков и музейно-выставочные ресурсы.

Во-вторых, дело в том, что массовая/молодежная/концептуальная культура, жирея на интернет-тематике и стилистике, девальвирует его ценности.

В-третьих, в отсутствии новой - чисто сетевой - искусствоведческой мысли.

Ситуация меняется и развивается. Сетевое искусство суперпопулярно. Вновь утвердившийся термин Net.art выделил круг серверов, идей и эстетик. Сетевая журналистика занялась раскруткой конкретных имен. Одно за другим появляются произведения, в которых сетевые художники "паразитируют" на коммерческой интернет-культуре, перерабатывают ее стереотипы, расширяя тем самым и свой мир, и свое влияние (например, remote.aec.at). Впечатлительные выпускницы медиа факультетов европейских университетов пишут дипломы, посвященные арту на вебе. Сами художники как поп-идолы переезжают из университета в университет, неся не столько новые опыт и знания, сколько причастность к ним.

Расцвет. Успех. Золотой век

При этом самые талантливые, радикальные, заласканные, в общем - "самые-самые" пеняют на то, что к ним относятся как ко второму сорту. Почему? Потому что это действительно так (и отношение, и сам факт). Как бы не был net art востребован и желанен посюсторонними институциями, он здесь не более чем модное имя и не может восприниматься серьезнее, чем экзотика.

Сетевое искусство, как ледяная скульптура или синхронное плавание, оказываясь вне своей стихии, теряет все. Но температуру в Лувре до минуса опускать или оркестровую яму Большого Театра водой заливать кажется абсурдным, а переписывать серверы на компакт-диски или протягивать оптоволокно в выставочные залы, где сетевые произведения вырываются из своего контекста и рассматриваются в связи с расположенными рядом интерактивными инсталяциями, считается нормальным. Соглашаясь на это, художники собственными руками лишают свои работы той глубины, из которой они их сделали.

В одном из интервью jodi заметили: "Компьютер на уровне десктопа нам не интересен, мы работаем с тем, что скрыто. То же и с Интернетом. Сеть - это не только дизайн, скрипты, линки, но и то время, которое требуется, чтобы загрузить картинку, и обрыв связи".

Те, кто знаком с их творчеством, знают, что в своих проектах jodi умеют передать эти ощущения от времени и пространства и строят свои работы именно на них. И непонятно, как можно почувствовать их работы с CD. Какую они могут иметь на них ценность. Только ту, на которую сами художники и жалуются - невысокую. Странное противоречие.

А вот и еще одно. Сами jodi манифестов киберпространства никогда не писали. Но зато их, как флаг, несли и несут перед собой борцы за "чистоту" Сети. Те, кто утверждает, что Интернету чуждо устройство офлайнового арт-мира: система кураторства, галерей, критики, рынка. Эта очень популярная идея справедлива лишь отчасти и только в том смысле, что сетевому художнику по сравнению с любым другим гораздо меньше нужны посредники, чтобы выйти на зрителя-пользователя. Во всем остальном она тормозит развитие сетевого искусства больше, чем push, microsoft и плата за телефон вместе взятые, потому что оставляет его беззащитным и перед ними, и перед выставками, кураторами, журналистами, которым оно нужно на один сезон.

Чтобы выжить, net art нуждается в мощной net (!) системе поддержки и promotion. Сетевое искусство должно стать престижным и дорогим. Пусть лучше через несколько лет появятся новые художники, которые скажут, что jodi - это прошлый век и старческий маразм, чем все закончится к новому году, и те, кто были первыми, окажутся последними. Вот о чем хотелось написать вместо обзора www.jodi.org. Тем, кто ищет информацию об этом сервере и о сетевом искусстве вообще, советую www.factory.org/nettime и www.rhizome.com.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
Netscate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84