This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 30
Скандал
Сергей Парфенов

РБК для дурака, или как продать домен

26 февраля российский холдинг «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru) без всякой рекламной подготовки объявил о начале регистрации русскоязычных доменных имен в международных зонах .com, .org и .net. В первый же день народ, что называется, повалил валом. Торопились занять самые простые и распространенные имена, пока они есть. Кто-то — чтобы потом продать, кто-то — для себя.

Изрядно поднапряглась известная своим опытом в области киберсквоттинга компания "Арбитражсудправо" (www.advokatura.ru), пытаясь вспомнить все наиболее популярные комбинации с окончаниями .com .net и .org. Сотрудники компании заявили журналистам: "Очень спешим, нужно отправлять заявки. Вся ночь впереди". Даже вполне серьезные и уважаемые фирмы с гордостью рапортовали о зарегистрированных на себя очевидных доменах. "Группа Ренессанс Страхование" (www.renins.ru), к примеру, разослала пресс-релиз, в котором с гордостью сообщила, что отныне никакой киберсквоттер не сможет посягнуть на очевидные русскоязычные домены, имеющие непосредственное отношение к их бизнесу - страхованию. Оказалось, что к их бизнесу относятся такие слова, как "страховка", "страхование", "автострахование", "полис", "туризм", "ренессанс" и еще несколько сложносоставных слов - всего 20 штук.

Впрочем, это только капля в море. Процесс "столбления" кириллических доменов пошел настолько активно, что РБК до сих пор не в состоянии определить даже количественный порядок зарегистрированных доменов - точный подсчет обещают провести через месяц-другой. Похоже, что РБК тонет в им же заваренной каше. Довольно точное представление о том, что происходит в компании, можно получить из реплик пресс-секретаря РБК Ольги Карташовой - офис РБК "дымится от звонков", а "люди, принимающие заявки, сидят с круглыми глазами у трех телефонов". Ажиотаж начал превращаться в психоз.

В России массовый психоз всегда оформлялся в очередь за вожделенным продуктом. Когда человек видит, что другие что-то покупают, он тоже хочет это купить. Никаких разумных доводов, сплошные импульсы. Известный маркетинговый ход, который приводит к тому, что спрос рождает спрос. Люди выкладывали и выкладывают свои деньги за то, чего пока еще нет и неизвестно, когда будет. РБК, сообщая на своем сайте о начале регистрации, вяло оговорился, что доменами сейчас пользоваться еще нельзя, а можно будет только через три-четыре месяца, что, впрочем, вызывает обоснованные сомнения. В ноябре 2000 года уже был поставлен эксперимент с созданием доменных имен на китайском, корейском и японском языках, имеющих в теле не общепринятую "латиницу", а иероглифы. Правда, дальше непосредственно регистрации дело не пошло. Международная организация по присвоению доменных имен и номеров ICANN подвергла резкой критике эту инициативу и назвала ее "преждевременной" - потому что на данный момент стандарты для использования "нелатинских" символов в доменных именах не отработаны. Осуществляемая РБК регистрация русских доменов является частью того же тестингового проекта компании VeriSign (www.verisign.com) - Multilingual Domain Name Testbed ("Тестовая площадка многоязычных доменных имен"), в рамках которого собирали деньги с китайцев, корейцев и японцев. Система была запущена в январе прошлого года в рамках проекта по выработке единого стандарта поддержки многоязычных доменов, осуществляемого Internet Engineering Task Force (www.ietf.org). Суть всех этих мало что говорящих простому пользователю названий в следующем: компания, которая отвечает за все домены, проводит некий эксперимент, миссия которого - разрушить монополию английского языка в интернете, а цель, понятное дело, - продать еще много-много доменов и заработать много-много денег. Этот эксперимент еще не закончен, и в принципе может быть закончен не скоро. Проект-то пробный.

Тестирование поддержки многоязычных доменов осуществляется в три этапа. Сейчас идет второй этап: сбор денег. На последнем этапе протестированная система будет, как обещают, осуществлять соотнесение запрашиваемого ресурса с неанглоязычным доменом. Все возможные проколы и приколы если и случатся, то именно на этом этапе. Организаторы эксперимента не устают напоминать, что способы отображения тех или иных знаков различных языков могут измениться в процессе тестирования системы, в связи с чем уже зарегистрированные доменные имена могут стать недействительными.

Здесь стоит упомянуть о том, как все это должно работать. Multilingual Domain Name Testbed представляет собой систему "перевода" с помощью алгоритма RACE (Row-based ASCII Compatible Encoding) неанглоязычных слов в набор символов ASCII, приемлемый для записи в таблицы DNS. При этом каждому пользователю предлагается скачать для своего броузера дополнительное ПО, предоставляемое VeriSign в рамках проекта, которое и будет осуществлять перевод из одной системы в другую. По крайней мере на данном этапе.

С точки зрения обычного пользователя, переключать два раза клавиатуру в процессе набора одного имени - счастье сомнительное. Еще большее сомнение вызывает желание этого пользователя что-то скачивать и устанавливать на своем компьютере. В России, где подавляющее большинство интернетчиков старается экономить и проводит в сети достаточно ограниченное время, такой фокус может и не пройти. К тому же эту идею уже пыталась воплотить не одна российская компания - локально, в пределах рунета. Речь идет о проекте "МедиаЛингвы" (www.medialingua.ru) под названием Names.ru, который уже более двух лет находится в замороженном состоянии, и действующем проекте List.ru под названием "Адреса по-русски", популярность которого достаточно относительна. И в том, и в другом случае, чтобы пользоваться сервисами, необходимо скачать и установить специальные драйверы.

Однако все эти соображения мало кого отпугнули от столбления имен через РБК - да и, скорее всего, вообще мало кому пришли в голову. Отсутствие всякого намека на "местечковость" инициативы и названия уважаемых компаний подкупили, как известно, не только российских пользователей. Интересно, однако, то, что РБК предложил регистрацию русскоязычных доменов отнюдь не первым. За несколько дней до официального сообщения Network Solutions о регистрации доменных имен на 70 языках мира и сообщения холдинга РБК о том, что он стал официальным представителем Network Solutions в России, о начале регистрации сообщила компания Speednames (www.speednames.com). Эта компания работает в Европе и Азии и занимается регистрацией стандартных доменов в зонах .com, .net и .org. Но вряд ли Speednames успел зарегистрировать хоть что-то русскоязычное. Рекламные возможности РБК оказались повнушительнее - намного внушительнее их реальных возможностей работать.

Схема была предложена и вправду немного странная. Сначала надо было заполнить форму, оставив свое имя, координаты и собственно желаемое имя. Тут же пользователь получал стандартное письмо следующего содержания: "В течение двух дней с Вами свяжется представитель Департамента интернет-решений для выяснения деталей сделки и заключения договора". Потом необходимо было приехать в офис РБК, оплатить и, как говорится, получить. По всей видимости, именно связываться "в течение двух дней" работники холдинга и не успевали. По этой причине 1 марта на сайте РБК появилось сообщение: "Внимание: Отправленные ранее заявки не являются гарантией регистрации домена". Те, кто читал предложение РБК о регистрации, могли это понять и раньше - РБК не давал вообще никаких гарантий.

Однако оказалось, что за этой фразой скрывается совершенно другое. "РИА "РосБизнесКонсалтинг" доводит до Вашего сведения, что все заявки на регистрацию доменных имен, которые были отправлены через электронные формы на страницах сайтов www.rbc.ru и solutions.rbc.ru, не приводят к автоматической регистрации запрошенных доменов" - такое уточнение получили те, кто уже воспользовался веб-формой, но еще не заплатил за желаемые имена для своих сайтов. Это сообщение полностью противоречило тому, что РБК обещал ранее. А ранее - после отправки заявки через веб-форму - пользователь получал кратенькое письмо, в котором сообщалось, кроме прочего, следующее: "Вы успешно зарегистрировались".

После 1 марта оказалось, что те имена, которые многие пользователи уже считали своими, вновь стали свободными для регистрации или, хуже того, оказались зарегистрированными другими пользователями. Такое "кидалово", конечно, не входило в планы компании. Просто так вышло. "Мы признаем, что не сразу правильно выстроили алгоритм действий, - сообщила Ольга Карташова, - заявок, которые делались через веб-форму, оказалось столько, что мы не справлялись физически". Перестав справляться, в РБК решили просто убрать формы и устроить таким образом тайм-аут. По-человечески это понять, конечно, можно. Впрочем, смотреть на это как на бизнес уже сложно, хотя речь и идет о немалых деньгах.

Из уже поданных заявок, по словам Ольги Карташовой, была сформирована очередь - но попали в нее явно не все. Домены стали выдаваться только после оплаты непосредственно в офисе или, на худой конец, после получения гарантийного письма с реквизитами и списком желаемых в качестве доменов русских слов. Последнее могут сделать только юридические лица. "В таком варианте преимущество на стороне компаний, а не физических лиц, - отметила Ольга Карташова, - а в первом варианте фору получали киберсквоттеры". Притом что киберсквоттинг сделала своим бизнесом не одна российская компания, вряд ли необходимость гарантийных писем реально помешала кому-то зарегистрировать свою сотню-другую доменов. РБК, пытаясь свалить резкую смену правил игры на необходимость борьбы с киберсквоттерами, даже объявил о том, что начнет некую специальную антикиберсквоттерскую программу. Больше про это желание РБК ничего не было слышно.

Так или иначе, но какое-то количество жителей России уже может считать домены типа русского.net и парт.org своими - если VeriSign сможет сделать все так, как надеется. Однако даже если не получится вообще ничего, эта компания внакладе не останется - деньги-то уже получены. Не останется внакладе и РБК, ибо он во всей этой истории выступает простым посредником, зарабатывающим на разнице между ценой оптовой и розничной.

Товар, предлагаемый РБК в розницу (то есть домены), идет по 30 долларов за штуку плюс НДС. Оптовая цена РБК не разглашается. Однако на сайте Network Solutions (www. networksolutions.com) выложены стандартные договоры, в которых всем желающим предлагается стать партнером компании, то есть в данном случае дилером. Минимальная партия, которую нужно приобрести, чтоб получить это гордое имя, составляет 10 штук. Для примера, по договору "по перепродаже доменного имени и адресов электронной почты", который, скорее всего, и подписан РБК, оптовая стоимость каждого домена равна 16 долларам - в случае, если дилер регистрирует более 200 доменов. А для тех, кто регистрирует от 500 и более доменов в зонах .com, .org и .net, вообще особые условия.

В зоне .ru, кстати, тоже будет возможность регистрировать домены на русском языке. Подготовкой к этому занимается сейчас РосНИИРОС (www.ripn.net), который планирует начать регистрацию только тогда, когда доменами можно будет воспользоваться. Не всем хочется заниматься "столблением" имен, не имеющим пока никакой технической поддержки.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site