This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Миллион на Сети


Как создаются и теряются капиталы в Интернете

Антон НОСИК
anton@cityline.ru

Вопрос Армянскому Радио:
- Может ли жена сделать мужа миллионером?
- Да, если до этого он был миллиардером.

Анекдот

Можно ли заработать миллион долларов в Интернете? Каким образом, как быстро, и кому это до сих пор удавалось? Неудивительно, что многие пользователи Сети во всех концах света страстно ищут ответ на эти простые вопросы. Превратить свое невинное увлечение (зачастую на грани пристрастия) в источник сказочной прибыли - мечта почти любого сетеголика, для которого сегодня странствия по Сети чаще лишь мешают основной работе... Так что не просчитались, вероятно, американские бизнесмены Майк Уолш и Джефф Пулвер, создавшие прошлым летом специальный сервер "Страница интернетовских миллионеров" (www.pulver.com/million/). Там можно прочитать список из нескольких десятков имен и должностей, обладатели которых заработали своей сетевой деятельностью свыше миллиона долларов каждый (с кратким объяснением их рода деятельности). Рядом с каждым именем в списке миллионеров указывается число принадлежащих им акций. Довольно легко перемножить число акций на их сегодняшний биржевой курс, чтобы выяснить, сколько "весит" каждый из названных в списке персонажей. Конечно, речь тут идет не о живых деньгах, а лишь о цене бумаг - пожелай только, скажем, Джо Кларк обратить в наличность принадлежащие ему 19 440 000 акций корпорации Netscape, как стоимость их по сравнению с сегодняшним курсом резко упадет, и это скажется на состоянии не только Кларка, но и всех его партнеров, названных в том же списке...

Способ сбора данных об интернетовских миллионерах, придуманный Уолшем и Пулвером, прост до идиотизма, как все гениальное. Они берут квартальные отчеты всех акционерных обществ, торгующих бумагами на американских фондовых биржах, и выписывают оттуда сведения о распределении акций между владельцами контрольного пакета. Любое АООТ обязано такие сведения публиковать.

А перемножить число акций, принадлежащих каждому владельцу, на текущую курсовую стоимость одной бумаги - дело арифметики на уровне начальных классов средней школы.

Беда, однако, состоит в том, что в список попадают лишь держатели акций тех компаний, которые прошли путь первичной эмиссии на Уолл-Стрите или NASDAQ. То есть, речь идет о капиталах, собранных за срок не меньше полутора лет (столько должна просуществовать компания, чтобы американская комиссия по ценным бумагам допустила ее до первичной эмиссии), а также о фирмах, чьи акции котируются на фондовых биржах США. Меж тем, среди людей, заработавших свыше миллиона долларов на Интернете, абсолютное большинство составляют бизнесмены, которым весьма далеко сегодня до акционирования собственных фирм - а, возможно, они никогда и не дорастут до такой потребности... К тому же, ограничение списка интернетовских миллионеров держателями акций Netscape, UUnet, Performance Systems, Netcom, Spyglass, MecklerMedia, Lycos, VocalTec, InfoSeek (всего по состоянию на август 1997 года там были перечислены владельцы 12 корпораций) наводит читателя на мысль - не слишком верную - что деньги в Интернете не делаются сравнительно быстро и малой кровью. Таким образом, для подавляющего большинства читателей списка Уолша-Пулвера его сведения имеют более познавательное, нежели практическое значение...

Впрочем, критиковать легко - много труднее предложить лучшее решение. Посему желающих ознакомиться со списком Уолша-Пулвера приглашаем отправиться на их сервер по адресу: www.pulver.com/million/. А мы ниже рассмотрим в самых общих чертах вопрос о сколачивании миллионных состояний на Сети.

1. Как заработать миллион?
Основные способы обогащения фирм на Сети таковы:

1. Провайдинг (ISP) - требует больших капиталовложений в быстро морально устаревающее оборудование, но по сей день остается одним из самых прибыльных видов коммерческой деятельности в Интернете.

2. Создание, дизайн, поддержка и размещение (hosting) серверов Паутины - прибыльность и доходы варьируют в самом широком пределе.

3. Content-providing - создание популярных сетевых ресурсов со взиманием платы за доступ или с продажей рекламы по мере возрастания трафика. Одним из источников дохода здесь может служить лицензирование информации для размещения на других серверах (C|Net, MecklerMedia).

4. Разработка программного обеспечения и технологий с последующей широкой продажей или лицензированием (Netscape, VocalTec).

5. Создание сетевых сервисов повышенного спроса с последующим взиманием средств за пользование или, если услуга оказалась достаточно популярна, привлечением рекламодателей и спонсоров (все поисковые машины, службы сетевой саморекламы - Yahoo, Lycos, USA.Net, GeoCities, Submit-It).

6. Создание сетевых магазинов или маркетинговых систем (Amazon.Com, www.cd.ru, "пирамидальные" схемы MLM (www.herbalife.com)).

7. Учреждение рекламных сетей, распределение рекламы по сайтам, участвующим в общей схеме; учредители взимают комиссию за каждое размещенное объявление (Commonwealth (commonwealth.riddler.com), Internet LinkExchange (www.linkexchange.com), Reklama.Ru).

8. Консультационные и аудиторские услуги.

Существует также немало способов незаконного обогащения в Интернете, но они выходят за рамки нашего сегодняшнего рассказа.

2. Реальна ли прибыль?
Интернет - зона повышенных ожиданий. И часто эти ожидания оказываются гораздо более дорогим товаром, чем собственно продукты, услуги или структуры, обеспечивающие постоянную выручку. Несмотря на многочисленные нарекания, которые нам доводится в последние годы слышать по поводу несоответствия между рыночной стоимостью и реальной доходностью интернетовских фирм (название Netscape Communications Inc. является в этом смысле нарицательным), ни на биржах, ни в инвестиционных фондах не переводятся оптимисты, готовые и дальше вкладывать сотни миллионов долларов в "перспективные разработки", которые в обозримом будущем не могут окупиться даже теоретически. В Интернете сегодня идет раздел сфер влияния, и инвестор до сих пор готов платить за место в необитаемой части рынка - в надежде, что рано или поздно это место станет самым бойким и "раскрученным".

Вполне возможно, что многие инвесторы, скупающие патенты и авторские права на "перспективные технологии", в конечном итоге прогорят и потеряют свои деньги. Однако тем изобретателям и разработчикам, которые создают предметы интеллектуальной собственности с целью продажи, это не так уж и важно...

3. Вложения и сроки

Конечно, создавать бизнес "на коленке", совсем без начальных затрат - задача не из легких. Всякому предприятию, даже если оно не производит физически ощутимой продукции, нужны подъемные средства - на оборудование, офис, организационные расходы, элементарную рекламную раскрутку... Широко распространено мнение, что многие из этих проблем Интернет так или иначе решает: возможность принимать заказы по электронной почте, рекламироваться через Паутину и использовать FTP-сервер вместо товарного склада предоставляет уникальный шанс начинающим предпринимателям без стартового капитала. Это все, конечно же, правда, если сравнивать начальные затраты по созданию интернетовской фирмы с расходами на открытие свечного заводика в Самаре, однако, на самом деле (как показывает практика и личный опыт) слухи о "бесплатности" виртуального бизнеса сильно преувеличены. Как бы умно ни был составлен бизнес-план виртуальной фирмы, если в нем не учтены конкретные финансовые затраты - на офис, технику, зарплату секретарши, телефонные счета и оргтехнику - есть весьма реальный шанс не дожить до прибылей.

Исключение здесь составляют разве что бизнесы, выросшие из давнего хобби, созданные людьми, которые доступ к Интернету имеют по месту работы или учебы. К примеру, после того, как Халед Мардам-Бей уже написал mIRC, Алекс Кунадзе - CuteFTP, а Ник Бредбери - HomeSite 2.0, они смогли перевести дело на коммерческие рельсы и регистрировать фирму под конкретные доходы от продажи или лицензирования своего продукта. Если бы эти три студента (живущие в Великобритании, Южной Корее и США соответственно) сперва создавали свои программистские фирмы, а потом приступали к разработке того же самого программного обеспечения - скорее всего, мы никогда бы не узнали таких названий, как mIRC (www.mirc.co.uk), CuteFTP (www.cuteftp.com) и HomeSite (www.allaire.com/products/homesite/overview.cfm). Что было бы очень жаль. Если бы Дмитрий Вернер с ноября 1995 года бросил основную свою работу, чтобы раскручивать "Анекдоты из России" (www.anekdot.ru) (самый популярный на сегодняшний день русский сайт в Rambler Top100 (www.rambler.ru/top100/)), едва ли этот ресурс дожил бы до наших дней...

"Время, которое мы имеем - это деньги, которых мы не имеем", - говорил классик. Но он был прав лишь отчасти: время, хоть оно и кажется бесплатным, не обладает свойством растяжимости. Расчет сроков, за которые окупится тот или иной интернетовский бизнес, является едва ли не самой сложной частью всей затеи. Неправильная оценка сроков окупаемости одинаково опасна и для того, кто вложил в дело последнюю зарплату, и для того, кто привлек сторонних инвесторов несбыточными обещаниями быстрого возврата средств. В обоих случаях запаздывание прибылей может означать крах карьеры начинающего предпринимателя.

Вместо послесловия
Деньги в Интернете заработать можно - в том числе и, начав с сущих мелочей, сделать крупное состояние. В киберпространстве такие неосязаемые материи, как идея, информация и популярность ресурсов, обретают материальную ценность, пользующуюся немалым спросом.

Значительная часть денег, делаемых сегодня в Интернете на патентах, разработках, лицензиях и акциях компаний, зарабатывается по пирамидальному принципу (цена устанавливается на основе прогнозируемого спроса, а не реальной ценности или себестоимости товара). При этом отличие Интернета от других пирамид (от MLM до МММ) в том, что и денег, и покупателей, очень много.

Финансовая пирамида всегда разваливается, дойдя до фундамента. Интернетовская пирамида может до фундамента никогда не дойти, ибо рынок является глобальным и постоянно растет. Несмотря на кажущуюся легкость зарабатывания денег в Интернете, процент преуспевших фирм здесь ничуть не выше, чем в невиртуальном бизнесе. И среди регистрируемых сегодня новых фирм прогоревших будет, как обычно, больше, чем преуспевших.

Потому что, при всем уважении к Полу Ромеру (www-leland.stanford.edu/~promer/) с его "экономикой идей" (www.worth.com/articles/Z9609F01.html), философский камень пока не изобретен.

И наивно предполагать, что именно Интернет окажется таким камнем.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84