This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Цена послезавтрашнего дня


Спекуляция о том, чем придется платить за Интернет нескоро

Иван ПАРАВОЗОВ
www.cityline.ru/paravozov-news/

Каждое лето я слышу предположения, высказанные с нулевым сомнением, что, дескать, осенью в России будет интернетовский бум. Уж этой-то осенью точно будет. К тому есть все предпосылки - и сейчас нужно готовиться к приходящему рывку, потому что кто не успеет, тот не сможет смеяться в последних. Лето 1997-го оказалось особенным. Потому что в воздухе действительно запахло. Качественным переломом.

Откуда взялся этот запах?
Во-первых, появилась возможность подключения к Интернету из дома за сумму, не превышающую 50 долларов, без учета времени. Навскидку вспомнилось четыре с половиной московских провайдера, которые продают такую услугу - по ценам, сравнимым с американскими. Это значит, что Интернет стал доступен домашним пользователям со средним уровнем доходов (хотя, с другой стороны, после нового года в столице, как ожидается, будет введена повременная оплата за телефонные разговоры, что испортит все удовольствие).

Во-вторых, в русскоязычном информационном пространстве появились представители больших американских контент-провайдеров. ZD Net Россия (www.zdnet.ru) - первая ласточка. Видимо, скоро следует ожидать и других птиц.

В-третьих, бумажные журналы стали обзаводиться электронными версиями - причем не только компьютерные издания, но и общеразвлекательные и деловые: "Ом" (www.om.ru), "Медведь" (www.medved.ru), "Птюч" (www.ptuch.ru), "Космополитен" (www.cosmo.ru), "Эксперт" (www.expert.ru).

В-четвертых, российские телевизионные компании стали проявлять явный интерес к Интернету как новому средству вещания. Многие из этих проектов еще неизвестны публике и находятся в стадии переговоров, но первые признаки уже есть: на семинаре РОЦИТ выступал представитель телевизионной компании Video International и все воспринимали это как само собой разумеющийся факт. Та же компания участвовала и в интернет-проекте выставки МКФ.

Наконец, количество интернет-журналов на русском языке перевалило за три.

Итак, допустим, осенью случится интернет-бум. Точнее, Интернет-Бум. В чем это проявится? Разумеется, в росте количества пользователей. В значительном росте количества пользователей. А значит - в понижении цен. Чем больше оборот - тем ниже цены. Тут, представив себе эту картину, прервем наши оптимистические рассуждения. Перейдем к сверхоптимизму. Наденем розовые очки, предадимся мечтам и прогнозам (другое уместное слово - спекуляции, от английского speculate - размышлять, мыслить - и советского спекулянта). Следите за ходом представления.

Шаг первый - бесплатный доступ. Если представить себе, что эта осень не последняя и удешевление будет происходить и дальше, то можно предположить, что через какое-то время, через пару-тройку лет, доступ в Сеть станет и вовсе бесплатным. Пессимисты скажут, что для работы с Интернетом вообще-то нужен еще и довольно дорогой компьютер, но я отвечу в спекулятивной манере, что к тому времени бродилка будет встраиваться в каждый телевизор или уж, по крайней мере, станет продаваться как приставка к нему за вполне умеренную сумму.

Таким образом получится, что работа с Сетью не будет требовать дополнительных денег.

Шаг второй - TANSTAAFL. There Ain't No Such Thing As A Free Lunch. По-русски говоря - БСБТВМ, то есть бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Коль скоро не нужно платить за интернет-доступ как таковой, то придется расплачиваться чем-то другим. Чем же? Ну, понятно, что здоровьем, убитым за разглядыванием точек на мониторе. Понадобятся расходы на диагностику и последующее лечение. Но это сегодня не очень очевидно. Более понятная уже сторона вопроса - расходы времени и усилия по поиску информации.

Итак, третий шаг в наших спекуляциях. Великий потоп информации. С ростом пользователей в Сети она наполняется огромным количеством домашних страниц, самодельных проектов, массовых стихов, обсуждений сортов пива, вчерашних пьянок, методик воспитания детей, фотографий пикников, гор, скал и просто улиц. Будут, конечно, и качественные, коммерческие насквозь, оперативные и проработанные сетевые газеты, журналы, радио- и телевизионные станции. Они будут красивыми и содержательными, предоставляющими удобный сервис и проверенную информацию. Пока непонятно, как они будут выглядеть, но по бизнес-модели они будут похожи на телевизор - показать программу максимальному количеству зрителей, получить от них взамен внимание, продать его рекламодателям. Эдакий ТелеИнтернет. Эти два потока - любительский и профессиональный - будут столь велики, что смогут смыть читателей напрочь. Почему этого не происходит сегодня? Да потому, что Сеть делает производство информации и доставку ее потребителю слишком дешевой. Не нужно строить Останкинскую башню, чтобы сделать свой канал ТелеИнтернет. Подготовьте информацию, а читатель сам ее заберет. Поэтому желающих стать телемагнатами будет предостаточно. И если они найдут для того инвестиции, то станут профессиональными вещателями, если нет - любителями. Но мне и вам, тем, кто хочет с толком использовать Сеть, от этого будет плохо. В первые дни развития WWW в системе публиковалась понятная и определенная информация, ее было мало, потому выбиралась самая полезная. Сегодня найти искомое в Сети возможнее, но сложнее. Завтра информационная свалка станет плохо пахнуть. Великий потоп информации.

Четвертый шаг. Чип и Дейл спешат на помощь. Итак, что мы имеем? Доступ к Сети бесплатный, но нахождение в ней нужной информации требует затрат времени и сил. А время - тоже деньги, и его жалко. В этот момент на сцену должны выйти компании двух типов. Первые - те, что предлагают платный доступ к информации, но за свои деньги вы уже не увидите рекламы. Тут все возвратится на круги своя. Вторые - те, кто найдет вам то, что хотите, за деньги. Это уже интереснее. Поиск информации - тоже работа. Работу лучше поручать специалистам. Если рабочий на конвейере сидит и занимается только тем, что весь день закручивает одинаковые гайки, то он научится делать это с потрясающей скоростью. Поиск информации немногим отличается от кручения гаек. Если заниматься им все время, то эффективность сильно возрастет. Особенно если поставить станок. Таким образом, должны появится услуги по поиску информации. Как следствие - возникнут Искатели, живые люди, которые будут, конечно, пользоваться искалками (то есть станками) но им можно будет объяснить, что вы хотите. И им придется платить.

Пятый шаг. Подводим черту. В мире, где бесплатный доступ к Сети, но Великий Потоп информационного мусора, вы платите либо своим временем и усилиями в поиске, либо платите деньги за выключение рекламы и ручное нахождение данных. Первые примеры, кстати, видны уже сегодня. Зайдите на сервер www.answers.com, где за 2 доллара предлагают ответить на вопрос кратким фактом, а за 20 долларов готовы провести бизнес-исследование. Они приводят 100 самых популярных вопросов с ответами. Вопрос номер один: "Какова вероятность того, что надежность и функциональность Интернета понизятся?" Ответ, приведенный на сервере, невнятен. Но мы- то знаем: Интернета в том виде, в котором мы к нему привыкли, просто не станет. Его уже практически нет.

Под чертой. Картина будущего нарисована, хотя и примитивная. Что дальше? Что нам с того? А вот что - будьте готовы вступить в завтра. Учитесь работать с Сетью быстро и эффективно. Запомните команды альтависты. Старайтесь читать новости наискосок. Пытайтесь отделять полезную информацию от мусора с первого взгляда. А если научитесь делать это лучше всех, идите в гараж и объявите это профессией. Первые часто становятся крупнейшими. Надо только вовремя уловить, куда дует ветер.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84