This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Фондовый Рынок и Интернет: Никуда друг без друга


Сергей АСПИН
info@emn.ru

Менеджеры российских предприятий, знакомящиеся с возможностями использования сети Интернет, часто задаются вопросом, какой экономический эффект принесут их затраты на создание интернет-серверов. С этого номера мы начинаем публиковать практические руководства по использованию сети Интернет в ежедневной деятельности компаний тех или иных отраслей. Эти обзоры построены на конкретных примерах удачного использования сети Интернет и подготовлены как собственными корреспондентами журнала, так и менеджерами-профессионалами, имеющими непосредственное отношение к описываемой отрасли. Наш первый обзор посвящен практике использования Сети в деятельности компаний, работающих или тесно связанных с фондовым рынком. Обзор подготовил Сергей Аспин, с 1993 по 1995 г. обозреватель фондового рынка издательского дома "Коммерсант", а в настоящее время менеджер по корпоративным финансам в московском представительстве Commercial Bank of San Francisco. Выбор темы фондового рынка неслучаен именно огромный интерес венчурного капитала к интернет-компаниям в Америке, а также теплый прием, который был оказан убыточным, но быстрорастущим американским интернет-корпорациям на фондовых биржах США, обеспечили необходимый приток огромных инвестиций в Интернет в 90-х годах. В результате не прошло и 10 лет, как сформировалась измеряемая миллиардными оборотами ежегодно отрасль интернет-услуг, коммуникаций и программного обеспечения, продолжив бум компьютерной отрасли в США и став источником максимально быстрых возвратов капитала на американском фондовом рынке.

О том, как участники фондового рынка и обслуживающие его компании наиболее успешно используют Интернет в своей деятельности, рассказывает настоящий обзор.

1. Два успешных сценария присутствия в сети: Эмитент и Информационная Компания
По мере роста популярности сети Интернет в России и за рубежом в мировой практике возникало все больше разных моделей использования Сети в деятельности финансовых компаний и банков, а также других компаний, оперирующих на рынках капиталов. Мы обратим внимание на две модели использования Сети, получившие наибольшее распространение в России модели Эмитента и Информационной компании.

При этом за кадром нашего обзора останутся такие формы использования Сети, как предоставление финансовых услуг через Интернет, этот вид деятельности является одним из самых быстрорастущих за рубежом, но практически не представлен в России, где из-за несовершенства налоговой и юридической инфраструктуры предоставление розничных финансовых услуг через Интернет в настоящее время не практикуется. Исключением являются многочисленные интернет-серверы российских финансовых брокеров, обзор которых будет помещен вместе с обзором биржевых сайтов, упомянутым ниже.

Нет в этой статье и информации о работе фондовых бирж через Интернет в конце года журнал "Интернет" планирует посвятить отдельный материал тому, как российские и зарубежные биржи используют Сеть в своей деятельности. К тому времени в дополнение к уже очень популярному серверу Российской Торговой Системы (www.rtsnet.ru) добавится сервер крупнейшей российской биржи ММВБ, работу над которым в настоящее время заканчивает издающая журнал "Интернет" компания "Нетскейт".

2. Эмитенты экономят деньги и укрепляют доверие инвесторов
Открытые акционерные общества в Российской Федерации и открытые акционерные компании в большинстве стран мира обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на регулярной основе, чтобы обеспечить инвесторам и акционерам равноправный доступ к информации о своей деятельности и способствовать принятию обоснованных инвестиционных решений.

Эта обязанность является не только хлопотной, но и чрезвычайно обременительной с финансовой точки зрения. Так, традиционная форма раскрытия информации путем подготовки и печати годовых отчетов и публикации итогов деятельности в центральных газетах может обходиться акционерным компаниям в $300-500 тыс. в год, а для компаний с большим числом акционеров (свыше 10 000) издержки на раскрытие информации часто превышают $1 млн в год.

Акционирование и приватизация в России принесли российским предприятиям немало сюрпризов. Одним из них и стали описанные выше обязательства раскрывать информацию акционерам и инвесторам издержки на подобного рода мероприятия ранее никогда не были предусмотрены в бюджетах государственных компаний.

Именно поэтому Интернет оказался воспринят в России как неожиданное и желанное спасение от чрезмерных расходов российские акционерные компании опередили даже многих европейских коллег в использовании Сети для раскрытия информации, хотя и отстают в этой области от американских публичных компаний. По оценкам Commercial Bank of San Francisco, публичные компании с рыночной капитализацией от 0,1 до 1 млрд долларов США в среднем тратят около $100 тыс. в год на раскрытие информации в США и лишь около $30 тыс. в России, при этом если в США все (!) крупнейшие компании по рыночной капитализации имеют собственные сайты, то в России этот показатель составляет лишь 26%, что примерно соответствует уровню использования Сети в таких странах, как Бельгия, Финляндия и Австрия, но сильно превышает аналогичный показатель для стран с переходной (развивающейся) экономикой.

Другой важной особенностью процесса раскрытия информации в США является наличие функционирующей и уникальной системы централизованного раскрытия информации о публичных компаниях через Интернет EDGAR, спонсируемой Правительством США.

В условиях отсутствия подобной системы в России и под натиском запросов акционеров и инвесторов на достоверную информацию о российских компаниях, наиболее прогрессивные акционерные общества в России начали активно использовать сеть Интернет для общения с внешним миром. Первое наиболее крупное интернет-представительство для раскрытия информации было создано компанией "Уралсвязьинформ" (www.uralsviazinform.ru) в 1996 году, в 1997 году из наиболее крупных интернет-серверов российских акционерных компаний можно отметить появление сайта банка "Менатеп" (www.menatepbank.ru), "Вымпелком" (www.vimpelcom.ru) и ОАО "Красный Октябрь" (www.redoct.msk.ru).

Информационные материалы, рекомендуемые к размещению на сервере акционерной компании:
  • годовой отчет
  • промежуточная финансовая отчетность и операционные показатели
  • пресс-релизы
  • портреты менеджмента и фотоснимки основных производственных мощностей и/или видов продукции
  • ежедневная информация о динамике курса акций
  • информация о регистраторе и существующих программах депозитарных свидетельств
  • информация об аудиторе, юрисконсульте и инвестиционном консультанте
  • форма запроса дополнительной информации
  • ссылки на другие серверы
Источник: SPCA Group Inc

"Наши клиенты сэкономили в среднем $150 тыс. каждый в годовом бюджете на раскрытии информации и ведении отношений с инвесторами за счет создания интернет-серверов; в частности, полное раскрытие информации о наших клиентах в Сети позволило сократить тираж печати годовых отчетов на русском и английском языках, сэкономить более $30 тыс. только на одних почтовых расходах и обеспечить механизм эффективной взаимосвязи между акционерами и менеджментом компании," утверждает Юрий Морозов, менеджер отдела по поддержке программ по раскрытию информации в компании SPCA Group Inc, среди клиентов которой ОАО "Уралсвязьинформ", Банк "Менатеп", "Северский трубный завод" и ряд других организаций.

Интересно, что правильная политика раскрытия информации через Интернет может служить не только для укрепления доверия инвесторов к акциям раскрывающей таким образом информацию компании, но и поддерживать конкретные операции по привлечению капитала на международных рынках. Впервые в российской практике активное использование Сети для поддержки операции по размещению акций было применено в июле 1997 года, когда банк "Менатеп" размещал свои акции в форме так называемых американских депозитарных расписок на фондовых биржах в Берлине и Франкфурте. "В июле мы разместили баннеры с информацией о размещении акций банка на всех наиболее посещаемых российских финансовых интернет-серверах, и за два месяца получили более 200 тысяч обращений с запросами на более детальную информацию о банке, из которых 0,2% привели к непосредственным покупкам акций на германских биржах," сообщил Юрий Морозов.

3. Информационные компании - основные центры инноваций
Мировая индустрия финансовой информации переживает в настоящее время подлинную революцию, вызванную стремительным развитием интернет-технологий. Еще два года назад позиции таких компаний как Reuters, Bloomberg и Telerate, контролировавших значительную долю международного рынка оперативной финансовой информации через собственные терминальные системы поставки информации спутниковые и/или выделенные каналы, казались непоколебимыми. Однако стремительное развитие Интернета, резко снизившее издержки на распространение информации и упростившее процесс переноса данных из одних баз данных в другие, заставил эти и прочие крупные международные информационные компании вложить сотни миллионов долларов в адаптацию их технологий распространения и хранения информации к новым правилам игры, диктуемым развитием Cети.

По словам Томаса Джессипа (Thomas Jessip), вице-президента крупнейшей международной рейтинговой компании Standard & Poor's, в 1998 году информационное подразделение компании инвестирует $1,1 млн в развитие новой версии интернет-сайта, отвечающей наиболее современным техническим возможностям распространения информации и данных через Сеть. Десятками миллионов долларов США измеряются затраты Reuters на адаптацию известной терминальной системы поставки информации Reuters к новым возможностям распространения данных через Сеть.

Наконец, по оценкам инвестиционного банка Veronis, Suhler & Associates, в четвертом квартале 1997 года финансовые информационные компании США вложат свыше $20 млн в развитие интернет-серверов, нацеленных на прямую продажу финансовой информации частным инвесторам в США, рынок такой розничной финансовой информации с удельной стоимостью одной покупки до 10 долларов, казавшийся ранее несбыточной мечтой, оценивается банком Veronis, Suhler & Associates в $50 млн до конца этого тысячелетия!

Российские финансовые информационные компании, хотя и в значительно более скромных масштабах, вполне следовали этому глобальному внедрению отрасли в сеть Интернет. Прежде всего, продажа финансовой информации через Сеть позволила информационным компаниям, уже сформировавшим клиентскую базу за счет продажи информации через электронную почту и в виде твердых копий, разнообразить источники продаж. В отличие от интернет-серверов акционерных компаний, практически все специализированные информационные агентства относят значительную часть своих серверов в область так называемого "контролируемого" доступа, где доступ пользователей контролируется паролями и обычно предполагает предоплату информационных услуг.

Впервые подобную концепцию ведения информационного бизнеса в сети Интернет ввели в России в 1994 году компания Internet Securities и Институт коммерческой инженерии (feast.fe.msk.ru/infomarket/). При этом обе компании, не являясь собственно информационными агентствами, надеялись привлечь существующие в России информационные компании к поставке информации через создаваемые и поддерживаемые Internet Securities и Институтом коммерческой инженерии серверы. Несмотря на первоначально успешную реализацию этой концепции, обе компании потерпели в последние годы большую неудачу в попытках удержать на своих серверах поставщиков информации. Более того, ряд российских информационных агентств возбудили судебные иски против Internet Securities за несанкционированную перепродажу информации через модифицированные интернет-страницы, отличающиеся от согласованных с поставщиками форм продажи финансовой информации.

Вместо этого, практически все крупнейшие российские информационные компании пошли по пути создания своих собственных интернет-серверов. Наиболее крупные серверы были созданы "Скейт" (www.skate.ru), "АК&М" (www.akm.ru), "Финмаркет" (www.finmarket.ru) и "Рейтинг" (www.rating.ru). "За три года нашего присутствия в Сети Интернет превратился не только в важнейшее средство маркетинга наших продуктов и услуг, но и в существенный способ доставки информации зарубежным клиентам, а также единственную возможную платформу для массовой продажи розничных информационных материалов, таких как отдельные справки по компаниям или отчеты о курсах акций за данный торговый день. Наш сайт получает более 110 тысяч посещений в неделю, наибольшее количество посещений генерируют пользователи из США, России, Германии и Швеции," сообщила нам Елена Чернышкова, вице-президент "Скейт".

Российские финансовые информационные компании, использующие собственные интернет-представительства для продажи своей продукции, не только открывают для себя новые возможности маркетинга и продажи своих услуг розничным клиентам, но и сокращают размер ежегодных расходов на маркетинг, ведение корреспонденции и доставку информационных материалов институциональным клиентам на сумму в общей сложности до 40 000 долларов в год. "Если кто-нибудь и окупает затраты на создание обширных интернет-сайтов в России за счет прямых доходов от эксплуатации этих сайтов, так это финансовые информационные компании," утверждает Дмитрий Цокур, независимый консультант по созданию интернет-представительств.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84