This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь





Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru

"Тайна Третьей планеты"

"Люди в черном"
(Men In Black)

США, 1997

Режиссер: Барри Зоненфельд
В ролях: Томми Ли Джонс,
Уилл Смит, Винсент Д'Онофрио, Линда Фиорентино
Прокат: Ист-Вест
www.meninblack.com

Когда мэр Москвы Юрий Лужков жалуется на трудности борьбы со столичными бомжами, он просто не знает, что существуют проблемы и посерьезнее. Такие, например, с которыми вынужден сталкиваться специальный отдел ФБР в Нью-Йорке. Задача его сотрудников куда сложнее - вести учет инопланетян, которых на одном только Манхэттене около полутора тысяч. Лет тридцать назад Земля в силу своего удобного географического положения была выбрана в качестве транзитного пункта основных межгалактических маршрутов, и с тех пор инопланетяне, неузнаваемые в человеческом облике (технологии и знания позволяют) шныряют туда-сюда по улицам Нью-Йорка. И среди них, естественно, попадаются не только благонадежные туристы. Отдел ФБР, сам себя именующий "Люди в черном", секретен настолько, что про его существование не знает даже правительство США. Платить зарплату агентам и содержать современный межорбитальный аэропорт людям в черном удается за счет запатентованных инопланетных ноу-хау, таких как застежка-липучка или микроволновая печь. В качестве основного источника информации они используют бульварные газеты, а секретность своей и инопланетной деятельности обеспечивают с помощью нейтрализатора памяти, вспышкой стирающего у человека воспоминание о "контакте третьего вида".

Таков общий фон фантастического блокбастера "Люди в черном", о сюжете которого догадаться нетрудно - одетые в черные костюмы и закрыв глаза стилизованными под моду 80-х плоскими Ray-Ban (передавайте большой привет Братьям Блюз), Томми Ли Джонс и Уилл Смит бегают за тараканоподобным кефалопоидом, террористом с Красного Карлика N.13.

Режиссер Барри Зоненфельд отличается умом и сообразительностью. Пройдя школу братьев Коэнов (почти во всех их фильмах Зонненфельд выступил в роли оператора) и сняв вполне остроумные, хоть и очень разные "Семейку Аддамсов" и "Контракт с коротышкой", режиссер беспроигрышно сделал сюжет лишь поводом для веселой игры. У зрителя в результате есть несколько возможностей. Можно представить себе, что Томми Ли Джонс, с лицом гэбэшника-профессионала произносящий фразы типа "Руки вверх! И плавники свои тоже подними", - это коллективный образ героев "Дня независимости", а вечно приподнятая бровь Уилла Смита подразумевает всех персонажей Эдди Мерфи вместе взятых. Можно подумать, что четыре полулягушки-полумуравья, напившиеся кофе (на их планете, понятно, кофе считается наркотиком) и обсудив между собой прелести местных женщин, с парой блоков Marlboro из duty-free направляющиеся в космолет, воплощают современный туризм с его сильным уклоном в сторону шоппинга. Можно забыть о возможных аллюзиях и с удовольствием наблюдать, как огромный таракан, с трудом одевшись в Винсента Д'Онофрио и чувствуя себя в нем крайне неуютно (тесно ему), с перекошенным лицом ковыляет по Манхэттену (Д'Онофрио честно заработал Оскара за лучшую роль второго плана). Ну, и наконец, можно задаться вопросом, каким образом спецэффекты могли получиться столь реалистичными (еще один Оскар).

Некоторые шутки в "Людях в черном" будут нам непонятны, так как основаны на чисто американских реалиях. Агенты ФБР с помощью большого табло могут, например, следить за известными американцами, тела которых давно служат прикрытиями для инопланетян, и российский зритель легко узнает среди них лишь Сильвестра Сталлоне и, возможно, Стивена Спилберга. Зато у нас перед американцами есть другое преимущество - историю, рассказанную в фильме "Люди в черном", все мы знаем с пеленок и наизусть. Алиса, немедленно отдай мелофон мистеру Джонсу. По-хорошему. И положи на место учебник квантовой физики.

Спой, Вуди Аллен, не стыдись

"Все говорят, что я тебя люблю" (Everyone Says I Love You)

США, 1996

Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Вуди Аллен,
Джулия Робертс, Дрю Бэрримор, Алан Алда, Эдвард Нортон,
Голди Хоун, Тим Рот
Прокат: Кармен-Премьер
www.miramax.com/dlpages/everyodl.html

Вуди Аллен - некая постоянная величина в современном кинематографе. Вот уже более тридцати лет он снимает в среднем по фильму в год - никто сейчас не может похвастаться подобной работоспособностью. Житель и певец Нью-Йорка, Вуди Аллен любит снимать свои фильмы недалеко от дома - его герои редко выбираются дальше Центрального Парка или Пятой авеню, просто потому, что режиссеру это удобнее, - так он всегда успеет на трансляцию очередного бейсбольного матча по телевизору.

Вуди Аллен никого не боится - после скандала о его связи с собственной падчерицей, столь же отвратительного, сколь и громкого (казалось бы, Аллен, с его постоянной иронической рефлексией на сексуальные темы, никак не мог попасть в заголовки бульварных газет), режиссер ничтоже сумняшеся снял "Могучую Афродиту", где легко позволил себе обыграть эту неприятную историю.

Вуди Аллен давно, еще с начала 80-х, хотел снять мюзикл. То есть сначала он хотел снять фильм о джазе, но не смог - надо было покинуть свою уютную квартиру и ехать в Новый Орлеан - Вуди Аллену стало элементарно лень. Затем постепенно созрела идея мюзикла - в его предпоследнем фильме "Могучая Афродита" уже вовсю развлекается античный хор.

"Все говорят, что я тебя люблю" - фильм для Вуди Аллена, несомненно, новаторский. Во-первых, Аллен раньше не пел. Музыку - сочинял, на кларнете - играл, но не пел. Во-вторых, ему пришлось все-таки нарушить спокойное течение своей нью-йоркской жизни и совершить пару пробежек вдоль венецианских каналов, равно как и исполнить несколько па на набережной Сены. Поет и танцует в фильме не он один, но вся когорта звезд - от Джулии Робертс до Тима Рота. В том, что поют все своими собственными голосами (следовательно, не очень профессионально), легко угадывается основной мотив алленовского творчества: "Ешьте меня таким, какой я есть, со всеми моими забавными недостатками". Вот он я с французским багетом наперевес шлепаю по лужам бульвара Сен-Мишель. Хотите, мы вам споем? Не Фишер-Дискау, конечно, и даже не Джин Келли, зато свои, знакомые. Где еще увидите...

В лучших фильмах Вуди Аллена - таких, как "Энни Холл" или "Манхэттен" - герои ходили смотреть Бергмана и читали книги. Но это даже не главное. Главное то, что они нервничали. Смотря на мир с любопытством, они боялись совершить ошибку, цена которой - эмоциональный вакуум, суррогат жизни - самое страшное, что может случиться. Заодно утверждая важнейший принцип самоиронии. Благосостояние Америки сильно выросло с тех пор - про героев "Все говорят, что я тебя люблю" с уверенностью можно утверждать лишь то, что они стали лучше жить - потертые джинсы сменили на жилетки от Ralph Lauren, а вместо того, чтобы брать напрокат подержанный бьюик, предпочитают останавливаться в 4-звездочном отеле с видом на площадь Сан-Марко. И Дрю Бэрримор теперь, пусть мило, пусть иронически (а как еще у Аллена?), но переживает за стоимость случайно проглоченного ею бриллиантового кольца ($ 8 тыс.). La-dee-da. Хотя, возможно, так оно и должно быть - в конце 90-х о самом сокровенном не принято рассказывать каждому встречному.

Стареет Вуди Аллен, стареет и его герой - нервный остроумный разговорчивый интеллигентный немножко параноик еврей-очкарик из центра Нью-Йорка. Парадокс в том, что на фоне других киноновинок сезона "Все говорят, что я тебя люблю", не самый удачный фильм Вуди Аллена и не самый замечательный мюзикл, все равно выглядит более чем достойно. Весело поют. Иногда неплохо шутят.

Миша Фишман



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84