This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 29

Александр Гагин

Хостинг на подъеме

Когда тают воздушные замки сомнительной интернет-коммерции, наружу проступает земля. И что бы на ней не строили, она всегда будет в цене. Пусть сайтостроители подсчитывают убытки - в это время те, кто продал им оборудование, доступ в интернет и хостинг, будут спокойно спать на набитых золотом перинах. По крайней мере, так считает Александр Гагин (gagin@inter.net.ru).

Где деньги?

Где деньги — новый вечный вопрос, грозящий стать для интернета проклятым в этом году. Он в любом случае рано или поздно был бы задан, но похмелье после неумеренных инвестиционных возлияний сделало его гораздо острее. Оказалось, что интернет — все-таки в первую очередь не информационная, а коммуникационная индустрия. Рекламный рынок все еще меньше, чем рынок провайдерских услуг, и, вероятно, так будет продолжаться еще долго — тем более что в коммуникационном бизнесе есть не менее динамичные и перспективные направления, чем в контентном. Конечно, они неразрывно связаны, — без проводов не передашь страницу, а без страниц не найдется применения проводам, — но с точки зрения денег финансовый кризис контента мало задел ISP. Даже в наиболее связанной с контентом области — в хостинге.

Рынок хостинга — один из наиболее интересных и динамично развивающихся. Последние полтора-два года стали периодом его бурного роста и сейчас уже есть о чем говорить и с точки зрения спектра услуг, и с точки зрения объемов продаж. Особенно показательно сравнение с оборотами российского рынка интернет-рекламы, который грозил стать опорой контентных империй. По приблизительным оценкам его объемы составили в России в 2000 году 2-3 миллиона долларов. И примерно столько же было заплачено за услуги хостинга. Такую оценку дает исполнительный директор компании MasterHost (www.masterhost.ru) Светлана Прозорова, и этого же порядка цифры приводит Анатолий Данилов, технический директор хостинг-провайдера 100Mb.ru: 12-15 тысяч платящих абонентов, внося в среднем по 15 долларов в месяц, за год как раз и образуют такую сумму. Конечно, 15 долларов — это весьма усредненный показатель, и реальный разброс цен очень высок и соответствует тому, насколько различными могут быть услуги, их сложность и уровень сервиса: от 5 долларов в месяц за несколько мегабайт под статические страницы до сотен и тысяч у.е. при круглосуточной поддержке высокопосещаемых серверов контент-холдингов, обеспеченных гарантиями бесперебойной работы. Сегментация рынка также находится в зависимости от вида предоставляемого сервиса, и существует достаточное количество молодых или не очень компаний, занимающих в нем наиболее устойчивые позиции. В базе данных проекта providerz.ru на момент написания статьи насчитывалось 186 предложений по хостингу и 100 — по размещению или аренде сервера в сети провайдера.

Игроки и ниши

Все началось, конечно, с традиционных провайдеров. Рано или поздно клиент, особенно корпоративный, решал сделать свой сайт и за его размещением приходил туда же, где получал и другие интернет-услуги, то есть к своему провайдеру. Таким образом, практически все ISP в той или иной степени участвовали в хостинговом бизнесе, но впечатляющих результатов добились только те из них, которые сознательно концентрировались на развитии этого направления. На РИФ’е 1999 года Борис Тышкевич, руководитель Zenon N.S.P. — одного из крупнейших российских интернет-провайдеров, — говорил в интервью Газете.ру (gazeta.msk.ru/internet/13-05-1999_aha.htm), что хостинг становится бизнесом, они успешно развиваются в этом направлении и имеют около 1000 клиентов. За прошедшие без малого два года количество хостинг-клиентов провайдера выросло минимум вчетверо (причем из 4000 клиентов лишь две трети — корпоративные), и теперь Zenon считается признанным лидером на этом рынке. По словам пресс-секретаря компании Ирины Трухлиной, им принадлежит около 15% рынка хостинга в России, а этот рынок растет на 25-35% в год: так было в прошедшем году, и в этом тенденция сохранится.

Помимо развития хостинговых направлений внутри многопрофильных ISP, появились и специализированные компании. Лидером среди них является "Русский Экспресс" (www.express.ru), первым вставший на этот путь. Их деятельность более известна по серверу бесплатного хостинга и почты Chat.ru, и эта связь не случайна: на определенном этапе развития Chat.ru "Русский экспресс" отлаживал на бесплатном сервере технологии поддержки и управления большим количеством дешевых хостинг-клиентов. Возможно, тестирование "на живых людях" и привело к тому, что Chat.ru получил репутацию весьма ненадежного сервера и был подмят напористыми конкурентами в лице Narod.ru и других бесплатных серверов. Впрочем, самому Express.ru это не помешало успешно развиться и набрать свыше 2000 клиентов.

Более молодые компании, специализирующиеся на хостинге, еще не успели достичь такого масштаба, но у них еще все впереди. Провайдер 100mb.ru стартовал в июле прошлого года и обслуживает уже около 1200 клиентов, специализируясь на поддержке среднего бизнеса — офлайновых коммерческих компаний, которым нужно размещать в интернете свои корпоративные сайты. Анатолий Данилов считает, что они занимают на рынке третью позицию после "Зенона" и "Русского Экспресса".

Дальше всего от традиционного провайдерства ушла компания "Мастерхост", в работе которой непосредственное размещение сайтов на серверах занимает меньшую долю, а главным является связанное с этим сервисное и технологическое обслуживание. Клиентами "Мастерхоста" являются такие крупнейшие онлайн-издатели, как Port.ru, NetBridge и Goodoo, которым нужен не стандартизованный пакет услуг и возможностей, а индивидуальная, сложная и круглосуточная поддержка. Собственно, даже свой бизнес эта компания определяет как "поддержку интернет-проектов", а не просто как хостинг. Например, если посещаемость сайтов-клиентов растет быстрее, чем способно выдержать оборудование, специалистам компании приходится заниматься оптимизацией программного обеспечения. При этом, конечно, "Мастерхост" размещает и традиционных клиентов, и даже поддерживает на своей технике суб-провайдеров, которые продают более стандартизованные услуги. Однако наиболее интересным, на взгляд редакции, является именно выделение системного администрирования — довольно специальной области технологии — в отдельную услугу, продающуюся как продукт независимой компании.

Что будет

Развитие рынка обычно происходит с выделением все новых ниш и специализаций — как учат тонкие американские брошюрки по маркетингу, в каждом деле лидируют первооткрыватель и тот, кто составляет ему альтернативу. Остальным приходится искать новую нишу, выбрав какую-то особенность или специализацию и сфокусировавшись на ней. Рынок хостинга предоставляет для этого обширные возможности. Можно начать с уже перечисленного: предлагать свои услуги в рамках пакета полносервисного ISP или более качественный сервис тем пользователям бесплатного хостинга, чьи потребности не стоят на месте. Можно ориентироваться на коммерческие офлайновые компании или обслуживать интернет-издателей. Другие возможности — хостинг специализированных сайтов, скажем, интернет-магазинов, где в пакет будут включены программы для создания магазинов и инструменты для работы с платежами — в этой области работает, скажем, компания eTopS со своим iPassage.ru. Таким образом, рынок может быть сегментирован по размеру клиентов, по области их деятельности, по сложности сервиса, по интегрированности с дополнительными услугами и сервисами. Из разницы в размерах вытекает деление сервиса на псевдо-серверы (предоставляются почтовые ящики, а страницы переадресуют с красивого адреса куда-нибудь на бесплатный хостинг), виртуальные серверы (когда один компьютер обслуживает сотни и тысячи клиентов) и "большие" услуги colocation и dedicated — это, соответственно, установка сервера клиента к провайдеру (или аренда — главное, что с системным обслуживанием самим клиентом) и оплата выделенного под клиента сервера, обслуживаемого провайдером. Наконец, существует деление по платформе — большинство нынешних хостинг-провайдеров использует для этого разновидности Unix, а ведь есть еще и Windows со своими веб-серверными технологиями. Движимый усилиями Microsoft, этот сектор тоже быстро растет, хотя примеров специализированных хостинг-провайдеров под Windows редакции не известно — в основном такую услугу продают полнопрофильные провайдеры, у которых она присутствует в составе большого пакета разнообразных сервисов. По оценкам Данилова, размещение сайтов на платформе Windows составляет сейчас около 10% рынка хостинга.

В грядущем году следует ожидать появления новых провайдеров, которые будут появляться в различных нишах и секторах, образуемых пересечением описанных выше возможностей. Впрочем, с точки зрения Прозоровой, период стихийного роста хостингового рынка закончился, и в грядущем году его ждет упорядочивание, вымывание случайных компаний с непродуманными моделями, структуризация и укрупнение. Уровень цен будет продолжать падать, обусловленный удешевлением каналов и зарубежного трафика, что не помешает расти суммарным оборотам, как не помешал этому росту кризис контент-рынка: на хостинг деньги находятся всегда и в первую очередь, это — святое. В свое время Андрей Кузин, руководитель онлайнового издания 3dnews.ru, сменив провайдера, заявлял на страницах своего сайта, что в сетевом издательском деле главное — вовсе не контент, не дизайн и не интерактивность, как это принято считать. Главное — хостинг. Любому, кто стал серьезно заниматься созданием собственного онлайнового проекта, быстро становится понятна справедливость этого утверждения.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site