This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 27
Тусовка
Ася Котова

Театры и поклонники

Год назад журнал «Театральная афиша», в котором публикуются репертуар и небольшие аннотации к спектаклям, идущим в московских театрах, решил сделать свой сайт. Олег Обухов, директор по продвижению журнала, обратился к провайдерам и разным компаниям с просьбой спонсировать создание сайта. Откликнулось несколько фирм, и в конечном итоге за разработку взялась компания СФТ. Программист, поддерживающий этот сайт, оказался театральным поклонником и вложил в работу всю душу, занимаясь проектом в свободное время. Сайт «Театральной Афиши» (www.teatr.ru) получился вполне добротным и живым для проекта, который вырос из офлайнового издания. Театральная жизнь Москвы освещена на нем более чем подробно: афиша, рецензии на спектакли, статьи критиков, заказ билетов и, самое главное, форум, который привлек многих театралов. Ася Котова (tasya@inter.net.ru)

Сейчас в форуме насчитывается порядка 1500 тем. Некоторые темы возрождаются и клонируются, другие умирают, в основном самые популярные конференции те, где собираются ценители таланта какого-нибудь актера. Если бы нашелся энтузиаст, не поленившийся провести статистический анализ всех сообщений форума, то подсчитывая реплики, посвященные актерам, вполне можно было бы публиковать рейтинги не хуже теннисных. Скорее всего, в числе наиболее любимых и часто склоняемых оказались бы имена таких суперменов, как Олег Меньшиков, Дмитрий Певцов, Александр Домогаров, а также актеров, в разное время сотрудничавших с Р.Г. Виктюком: Сергея Виноградова, Дмитрия Бозина и Сергея Маковецкого. Надо ли говорить, что основную массу сообщений пишут представительницы прекрасной половины человечества. Поклонницы актерского таланта открывают все новые и новые темы в форуме, оставляя их содержание неизменным и переходя из одной в другую все в том же составе. Они уже перезнакомились друг с дружкой в офлайне и вместе посещают спектакли с участием своих кумиров. Подобные темы трудно назвать информативными (хотя по количеству откликов они всегда лидируют), сюда приходят не высказывать свои суждения о недостатках того или иного спектакля и мастерстве занятых в нем актеров, а просто поделиться переполняющими их чувствами, будучи уверенными, что они найдут горячий отклик и понимание у остальных. Одна из завсегдатаев виктюковских тем, под ником «Чи», пишет: «Они не ставят своей целью вести в форуме недопрофессиональные беседы. ТА — клуб, куда они маниакально заползают, чтобы пообщаться с людьми, любящими то же, что и они сами. Если бы все без умолку теоретизировали, то давно бы передрались и разошлись». Чи не знает «ничего гаже, чем напыщенные дилетантские рассуждалки» и говорит, что «гораздо интереснее узнать мысли собеседника не о спектакле, а вызванные спектаклем, потому что они наверняка окажутся более полноценными. Спектакль это как лекарство, если не помогает — ищи другое, а помогает, так интересна не химическая формула, а чудо выздоровления».

Иногда, устав от закулисной пыли высоких театральных сфер, люди начинают общаться на смежные, но от этого не менее интересные темы. Начиная от девичьих глупостей из серии, как познакомиться с артистом и стоит ли пытаться это делать, до обсуждения актерских способностей Бьорк, снявшейся в последнем фильме Ларса фон Триера, некачественной озвучки зарубежных фильмов на российском ТВ и счастливой звезды Сергея Бодрова-младшего, продвигаемого по жизни Бодровым-старшим.

Настоящий фурор произвела тема «Ненавижу этот сайт!!!», открытая начинающим хакером, пишущим под ником «Суслик с гитарой». Юношу очень раздражало, что его сестра-театралка подолгу застревала на форуме ТА, не давая ему выйти в интернет. Поэтому он, воспользовавшись свободной минуткой, когда сестра была на очередном спектакле, зашел в форум и пообещал взломать осточертевший ему сайт на следующий день ровно в 13:13:13. Суслика успокоили, подбодрили, надавали кучу полезных советов, как договориться с сестрой, немного пофлиртовали — и растроганный хакер заявил, что находит этот сайт довольно милым, трогать его не будет, взамен же, будучи влекомым жаждой разрушения, пообещал в ту же полночь взломать сайт Домогарова.

Сейчас уже точно никто не помнит, кому именно из участников форума пришла в голову мысль создать офлайновый Театральный Клуб, но идея понравилась многим, и Олег Обухов взялся ее осуществить. Он договорился о помещении и обеспечил информационную поддержку Клубу (в том числе на страницах журнала). Все участники в один голос утверждают, что без Олега этот план не осуществился бы. Первые встречи проходили очень сумбурно, потому что постоянного места не существовало (как-то собрались в буфете театра Ермоловой после спектакля), к тому же собравшиеся не знали друг друга и потребовалось время, чтобы они почувствовали себя более или менее раскованно в новой компании. Когда же это произошло, начались бесконечные споры, как должны проходить встречи и что на них будет обсуждаться. В итоге собрания Театрального Клуба стали проводиться каждое воскресенье с 14 до 17 часов в фойе театра Рубена Симонова, что на Старом Арбате. Олег уверен, что идея собираться в театре как нельзя более соответствует концепции Клуба, поскольку дух театра замечательно дополняет атмосферу встреч. Фойе, действительно, выглядит очень уютно: небольшой светлый зальчик с зеркалом во всю стену, бархатные банкетки, помнящие, наверно, еще современников Станиславского, пианино в углу и небольшой столик с электрическим чайником, горой пластиковых стаканчиков, печенья и шоколада. Очень трогательно смотрятся заботливо принесенные и нарезанные кем-то сыр и колбаска. Воистину, атмосфера театра делает свое дело: ТК — пожалуй, единственная офлайновая интернет-тусовка, участники которой естественно и непринужденно чувствуют себя без традиционных в таких случаях пива и фисташек.

Каждая встреча начинается с семинара, который по очереди ведут редактор журнала «Театральная афиша» Александр Измайлович Вислов и театральный критик Ольга Игнатюк. Темы семинаров выбираются на форуме большинством голосов. На последних двух лекциях в клубе обсуждали исторические и эстетические предпосылки возникновения системы Станиславского, постепенно приближаясь к обзору современных театральных школ. Семинар длится примерно час-полтора, оживленных дискуссий в это время обычно не ведется. Слушатели предпочитают записывать слова лекторов, а не высказываться. По словам участников встреч, лекции позволяют им систематизировать свои знания и разложить по полочкам то, что раньше не укладывалось в стройные схемы.

Обычно на встречи приходит человек 20, большинство из которых — девушки. Они узнали о существовании ТК на сайте «Театральной Афиши». Из офлайна приходят только две старушки, услышавшие о Клубе по радио и признающиеся, что для них, по всей видимости, интернет уже никогда не станет чем-то близким. К сожалению, русские мужчины обычно все-таки предпочитают театру футбол и воскресные вылазки к пивному ларьку за углом. Из представителей сильной половины человечества на встречах присутствуют сам Олег Обухов, выполняющий роль распорядителя на этом женском балу, лектор А.И. Вислов, участник форума Александр, сочетающий в своей внешности черты настоящего славянина и заядлого флэймера, и Николай — двенадцатилетний мальчуган, самый молодой член ТК. Он часто пишет в форум, и, по словам остальных, никому и в голову не приходило, что они общались не со своим ровесником. Родители Николая всячески поддерживают увлечение сына театром. Они покупают ему билеты на спектакли, обеспечивают доступ в интернет и регулярно приводят его на встречи, появляясь опять только в пять часов, чтобы забрать домой. Сам Николай очень серьезный, весьма эрудированный театрал и уверен в том, что свое будущее он обязательно свяжет с театром.

Во время лекции проголодавшиеся или заскучавшие могут свободно перемещаться по комнате, пить чай или переговариваться. Принципы организации Клуба самые демократические: никто ни на кого не давит и определенных правил поведения в Клубе нет. Эти встречи создавались исключительно с целью предоставить ищущим поддержку и понимание театралам-любителям возможность общаться друг с другом. Поэтому обучающий момент во встречах не является главным, его включили в программу только потому, что посетители клуба сами высказали пожелание расширять свой театроведческий кругозор. Семинары воспринимаются как зачин беседы между самими членами Клуба. По истечении полутора часов, отведенных под лекцию, однообразное сидение на месте дает о себе знать, гул голосов непроизвольно возрастает, и лекция плавно перетекает в общий разговор. Идея приносить с собой музыку неоднократно высказывалась в форуме, но пока звонкий девичий смех — единственное, что задает фон и общее настроение встреч.

В рамках театральной тусовки сложился более узкий и замкнутый круг людей, объединившихся вокруг одной из самых активных посетительниц — Доры. Простое общение в Клубе вполне ее устраивает, но, будучи человеком творческим и энергичным, она решила сделать свой собственный проект. Так она предложила в конференции идею создания реально-виртуального театра. В форуме быстро подобралась команда единомышленников, составивших ядро будущего театра: Неточка, учащаяся на театроведа в ГИТИСе, Инга, художница, окончившая Строгановскую Академию, Одуванчик — сочувствующая и Николай. На данный момент они не стремятся особо афишировать свою деятельность. Даже в своей теме «Виртуальный театр 3» на форуме они предпочитают недомолвки и кратенькие сообщения, типа «скину мэйлом», перемежающиеся ответными «почему молчишь?» и «ничего не получила!».

В реально-виртуальном театре, получившем романтическое название «Улица мечты», параллельно разрабатываются два направления: репетируется пьеса, которую будут играть живые люди, и разрабатывается сайт виртуального театра. Со вторым сложнее — Дора говорит, что идей, как сделать виртуальный театр, много, но и проблем (в основном содержательного характера) тоже достаточно. На данном этапе готовы эскизы дизайна сайта, созданные Ингой. А вот принципы организации такого театра пока держатся Дорой в секрете. Скорее всего, в чате (на сцене) виртуального театра будут проходить импровизированные спектакли, возникающие в «реальном времени» на глазах у зрителя, когда любой поворот сюжета будет полностью неожиданным как для смотрящих, так и для самих участников постановки (нечто похожее на ролевые настольные игры). Или же перед актерами будет поставлена задача своими силами попытаться передать оттенки чувств и мотивов героев определенной пьесы. Предполагается, что помимо театрального зала на сайте будет раздел «Буфет», в котором — как в реальном театре за чашкой кофе или рюмкой коньяка — можно узнать самые невероятные новости о театральной жизни.

Для реального театра уже почти готова пьеса, написанная сообща всеми участниками труппы. О чем конкретно будет постановка, участники предпочитают пока говорить туманно: «О любви, о жизни...», что, в общем, подтверждает и рабочее название пьесы — «Такая разная любовь». Обсуждения пьесы — отдельно от встреч ТК — начались уже летом, в кафе, во время чая с плюшками постепенно разрабатывались черты характеров, развивалась сюжетная линия действия. На основании общих замечаний Дора писала пьесу, сводя все предложения в единый текст. Результаты обсуждения бывали очень неожиданными, поскольку сами авторы не знали, как поведут себя в дальнейшем их герои. В результате любовный треугольник, основывающий интригу пьесы, превратился, по словам Доры, «чуть ли не в квадрат», а авторы на данный момент точно знают, чем их пьеса заканчивается, но пока не очень представляют, с чего бы она могла начаться. Помимо создания спектакля по собственному сценарию, труппа приступила к репетиции еще одной постановки — по 19 главе «Мастера и Маргариты» (в которой читатель впервые встречается с Маргаритой, а Маргарита — с Азазелло на скамеечке у кремлевской стены). Николаю досталась роль Азазелло и, по уверениям Доры, это именно то, что им нужно. Несмотря на конспиративность и нежелание сообщать о себе прежде времени, все участники проекта осознают, что им необходима помощь добровольцев, готовых отдавать свое время и силы рождающемуся театру. Появится ли еще один любительский театр на свет, покажет время, но во всяком случае сейчас несколько человек, познакомившихся через форум, нашли себе совершенно новую форму досуга. Ведь помимо пассивной роли слушателей лекций или зрителей спектакля, у них теперь появилось чувство сопричастности. Да и что может быть лучше игры?


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site