This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 27
Интернет-клуб
Эва Рухина

Интернет-клуб: легкий способ разориться

В Москве есть скрытые места силы. В обычных подвалах стоят 20 – 80 компьютеров, лежит выделенная линия от «знакомого» провайдера, сидят десятки ребят. Они играют и пьют пиво. Иногда заключают пари на деньги, выигрывают призы, матерятся и даже дерутся. Люди «забивают стрелки» в разных клубах, приходят со своими наушниками и мышками, участвуют в чемпионатах, просят автографы у «отцов», болеют за свою команду либо играют в одиночку по интернету. Основные посетители клубов — парни от 13 до 20 лет. По самым скромным подсчетам, в Москве около 40 компьютерных клубов и около 10 интернет-кафе, рассчитанных на более взрослую публику. Большинство старых клубов уже умерло, а в новостях то и дело появляются сообщения о закрытии очередного нелегального компьютерного зала. Почему же их век так недолог?

Безусловно, идет волна, и каждый месяц открываются новые залы. Средний клуб живет год-полтора. Если сделать его грамотно, то можно и за 9 месяцев вернуть расходы, а если нет — через год распродать всю технику по символической цене и потерять больше половины первоначальных вложений. Сейчас в Москве нет ни ассоциации компьютерных клубов, ни какого-либо свода правил, регулирующих их работу. Нигде не опубликованы лицензии, которые обязаны иметь владельцы клубов. Хотя закрывают их чаще всего именно из-за отсутствия оных.

Будущий владелец компьютерного заведения должен для начала определиться с тем, что он хочет открыть: кафе или клуб. Компьютерные клубы, в отличие от интернет-кафе, работают в основном в спальных районах и рассчитаны на подростков. По мнению Михаила Васильева, директора кафе «Новая Почта» на Китай-Городе, держать пивную с точки зрения малого бизнеса гораздо выгодней, чем интернет-кафе. Чтобы выжить, кафе должно обязательно находиться в центре города, в проходном месте, выгодном для любого другого предприятия общепита. Кафе подразумевает наличие лицензий на торговлю, на производство и реализацию продуктов общественного питания, на продажу сигарет и алкогольных напитков и разрешение санэпидемстанции для бара. Собрать их все нелегко, но вполне возможно. Организовать работу кухни гораздо сложнее. Кроме того, кафе должно быть привлекательным для посетителей — затраты на ремонт и дизайн стоят на первом месте, в то время как для интернет-клуба это совсем неважно. Как признался Дима Марченков из клуба CyberQuest, вместо того чтобы тратить деньги на интерьер с цветными витражами, лучше закупить более мощные компьютеры. Множество клубов открываются в обычных подвалах, в лучшем случае приглашая для росписи голых стен ребят с баллончиками краски из соседнего двора — интерьерные изыски никак не влияют на посещаемость клубов. Качество игрового клуба в основном определяется количеством работающих в нем компьютеров и их мощностью. Считается, что клуб окупит себя меньше чем за год, только если в нем не менее 50 игровых компьютеров. Если установить 10 – 30 машин, все оборотные средства будет съедать фонд зарплаты, аренда и ремонт компьютеров — и, если клуб не закроют многочисленные инстанции, он окупит себя только через полтора-два года, но к этому времени некогда мощные игровые компьютеры превратятся просто в «калькуляторы». Чем старше компьютеры, тем ниже тарифы. Цены за час пользования компьютером в клубах колеблются от 15 до 25 рублей. В интернет-кафе, особенно расположенных в центре, час доступа в интернет стоит от 60 до 100 рублей, и даже по ночам цена его не опускается ниже 30 рублей. Соответственно, публика в кафе и клубах совершенно разная. Михаил Васильев утверждает, что есть много людей, согласных платить за то, чтобы рядом с ними не было шумных геймеров, — и как только в кафе приходит слишком много народу, тарифы повышаются. За исключением шумных презентаций разных порталов, в его кафе немноголюдно и спокойно (из 10 компьютеров занято 3 – 4).

Клубы же, зачастую работающие круглосуточно, вызывают устойчивую ненависть жильцов. Владелец одного из старейших клубов Москвы, известный в профессиональных игровых кругах как ViS, рассказывает: «Это место массового посещения — с этим связана масса проблем. Многие клубы открываются в подвалах жилых зданий — тут проблемы и с жильцами, и с СЭС, и с пожарниками. Жильцы обычно начинают писать кучу бумаг во все инстанции. Есть информация, что именно жильцы закрыли старейший клуб «Орки». Приходит куча комиссий — человек пять-шесть, с ними всеми не договоришься. Штрафуют, замеры делают, запрещают. В основном все приходят вымогать деньги. Моим посетителям уже лет по 19, они все-таки повзрослей. А если к тебе ходят 15-летние, то проблем с жильцами не избежать. Вышли — бутылку об стену запузырили, матюгнулись, кому-нибудь в табло двинули, всякое бывает. Мы подвыпивших из клуба выпроваживаем — но это не значит, что они на улице не начнут хулиганить. Вышли на улицу покурить — заодно и пописали».

Значит, нужна круглосуточная охрана — еще одна статья расхода, да и найти общий язык с милицией тоже стоит недешево. Если СЭС не закрыла клуб за отсутствие дневного света или стаканы, вымытые в одной раковине с тарелками, пожарники простили курение в помещении, а участковый милиционер закрывает глаза на подростков, выбирающих вместо спрайта пиво, — считайте, три круга ада уже пройдено. Что дальше? Оказывается, половина владельцев интернет-клубов даже не подозревает, что наибольшие проблемы могут возникнуть с получением лицензий на программное обеспечение, а также на оказание телематических услуг и на передачу данных (выдаются Минсвязи России). Пожалуй, кафе «Новая Почта», принадлежащее провайдеру ORC, является единственным в Москве, имеющим все необходимые разрешения. Поэтому у него ни разу не было проблем ни с Госсвязьнадзором, ни с Управлением «Р», ни с пожарниками, ни с санэпидемстанцией. Дело в том, что, покупая выделенный канал у провайдера, вы не имеете права сдавать его внаем — это разрешено только после получения лицензии на оказание телематических услуг, которая выдается провайдерам и операторам. Самостоятельные кафе этой лицензии, как правило, не имеют, и после того как Госсвязьнадзор зашел и спросил у некоторых владельцев разрешение, из прайс-листов многих клубов исчезло упоминание интернета. Хотя канал в интернет есть, и среди доступных игр упоминается Ultima Online, многие теперь предоставляют возможность поиграть по интернету подпольно. Юридически это классифицируется по ст. 171 УК как незаконное предпринимательство.

Всего этого достаточно, чтобы отбить у владельца клуба всякое желание покупать выделенный канал, тем более что на окраинах игры по интернету не так уж популярны — 90% посетителей предпочитают играть по локальной сети. Может быть, лучше вложить сэкономленные деньги в рекламу в игровых журналах или потратить на программное обеспечение? Последнее может, кстати, влететь в копеечку: ведь нужно купить как минимум лицензии на коммерческое использование системы Microsoft (OEM-версия сдаче в аренду не подлежит), не говоря уже о том, что нужно оплатить специальную коммерческую лицензию на каждую игру, установленную на каждом компьютере. При этом лицензии на некоторые игрушки — к примеру, Quake III Arena — в России купить невозможно из-за отсутствия в нашей стране представительства фирмы-разработчика. И хотя в нашем правовом пространстве привычка судиться с нелегальными пользователями есть только у Microsoft, это не значит, что в один прекрасный день в веселый клуб не наведается Управление «Р» и не вывезет все компьютеры на экспертизу. Именно так был закрыт на 2 месяца клуб Арена II, хотя его владельцы раскошелились даже на 60 коробок с ОС Windows. Проверив серийные номера на всех компьютерах, милиционеры обнаружили, что там стоит один и тот же номер — ребята поленились прописывать на все компьютеры разные серийные номера, а с юридической точки зрения — нарушили лицензионное соглашение.

Скорее всего, серьезный человек не будет наступать на те же грабли: заранее приобретет программу для администрирования клубом, оформит лицензии, поставит кассу, приобретет статус учебного центра и будет проводить для отвода глаз занятия по часу в день. Конечно же, он оставит небольшую сумму денег на рекламную кампанию: разошлет флаерщиков во все окрестные учебные заведения, потратится на призы для проведения чемпионата, возможно, будет раздавать первую неделю часы бесплатного доступа, впоследствии введет дисконтные карты для постоянных посетителей, и так далее, и тому подобное. Скорее всего он составит грамотный бизнес-план, просчитает планируемую прибыль, исходя из 60% средней загрузки клуба. Однако через полгода в один печальный день он посчитает свои доходы и поймет, что реальная цифра колеблется где-то в районе 30%. Может быть, лучше было все-таки торговать пивом?

Однако не все так мрачно в клубном бизнесе. На сегодняшний день в Москве есть три развивающиеся клубные сети: «Полигон», «Арена» и «Сити-Телепорт». «Полигон» был с самого начала задуман как большая российская сеть, и сейчас в нее входит 10 клубов — пять из них находятся в Москве, три в Екатеринбурге, по одному в Перми и в Тюмени. Клубы сделаны грамотно: все лицензии и разрешения были приобретены заранее, прибыль вкладывалась в развитие сети, потому что делать большую сеть — это выгодно.

Судя по тому, как взялось за дело Управление «Р», большинство небольших подпольных клубов будет закрыто в ближайшем году. Выживут франчайзинги и гиганты типа колоссального комплекса на Манежной площади. Там, кстати, собираются открыть огромный интернет-салон на 400 – 600 компьютеров, подобный сети www.easyeverything.com, уже открывшей залы в 15 европейских городах и запускающей 28 ноября мегакомплекс на 800 машин в Нью-Йорке. Стоимость доступа — $1. Можно, конечно, уповать на то, что народ будет тяготеть к маленьким элитным клубам, снижать цены, предлагать два напитка по цене одного, но... может, не стоит рисковать и открывать новые интернет-клубы?


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site