This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 27
Провода и пакеты
Александр Милицкий

Провода и пакеты: подводя итоги века

Уходящий год оказался для провайдерского рынка достаточно богат на разнообразные события. Появлялись новые игроки, уходили с дистанции аутсайдеры, но это происходит всегда и везде, а потому к итогам года отношения не имеет. Также не могут считаться событиями года ни приход в Москву оптоволоконного кабеля финской компании «Сонера», ни постепенное снижение цен на зарубежный трафик и, как следствие, уменьшение стоимости интернет-услуг — в конце концов, цены неуклонно снижались и раньше, и явно будут снижаться впредь. Попытка «Ростелекома» повернуть колесо истории вспять и отказаться от вполне естественного и закономерного деления трафика на внутрироссийский и зарубежный тоже не нова — крупные магистральные провайдеры всегда были заинтересованы в возвращении понятия «единый интернет-трафик» и периодически пытались с разной степенью успешности проводить такую политику. Принципиально новых технологий доступа за истекший год не появилось, а анонсированные весной амбициозные проекты, предполагающие использование ADSL или асимметричного спутникового доступа, пока еще далеки от повсеместного внедрения. Казалось бы, ничего принципиально выдающегося за этот год не произошло. И вместе с тем именно на протяжении 2000 года рынок совершил качественный необратимый скачок. Изменилось самое важное — парадигма мышления как потребителей, так и игроков.

Еще совсем недавно услугой доступа для массового клиента однозначно являлся dial-up, а инструментом — асинхронный модем. Провайдеры вводили в строй все новые и новые пулы, а маркетологи из противоположных лагерей до хрипоты спорили, что лучше для пользователя — недорогой доступ с почасовой оплатой или недорогой же абонемент, в просторечии называемый анлимом. И вот буквально за год все изменилось до неузнаваемости. Dial-up полностью вышел из моды, притом совсем не из-за грядущей повременной оплаты за телефон, которой пользователей сети пугают уже не первый год, так что чувство тревоги успело уже основательно притупиться. Просто к хорошему привыкаешь быстро, и человек, вкусивший на работе сколько-нибудь приличного выделенного доступа, дома начинает раздражаться, когда из-за ретрейна модема картинка на экране монитора замирает, а если же ему доводится слышать сигнал «занято» (что нередко происходит совсем не по вине провайдера, а из-за нехватки коммутационной емкости устаревших московских АТС), — так и вообще звереет. Да и приложения с каждым месяцем требуют все большей «полосы» — давно прошли те времена, когда дистрибутив броузера целиком помещался на одной дискете, а радио-, а тем более, и телевещания через интернет не было и в помине.

И хотя реальные потребности основной массы пользователей все еще вполне удовлетворяются модемным соединением; хотя на рынок коммутируемого доступа до сих пор выходят новые игроки; хотя стойкость телефонных операторов, похоже, пошатнулась, и мы впервые после долгого перерыва наблюдаем предложение телефонных мощностей провайдерам под модемные пулы по доступным ценам — поезд уже ушел, и лихорадочный интерес массового пользователя к альтернативным технологиям доступа вовсю уже выплескивается в специализированных форумах и конференциях. Москва, как водится, идет впереди всей страны, однако нельзя сказать, чтобы Питер и другие крупные города с хорошо развитой телекоммуникационной инфраструктурой очень уж сильно отставали в этом вопросе.

Среди всерьез рассматриваемых вариантов — ADSL по уже существующим медным проводам, асимметричный спутниковый доступ, доступ по сетям кабельного телевидения и локальная сеть масштаба микрорайона. И здесь — сюрприз, сюрприз! — обнаружилось, что у России есть собственный путь, довольно ощутимо расходящийся с европейским или американским.

Действительно, сети масштаба микрорайона, или, как их еще называют, домашние сети, — феномен чисто российский. В Штатах или странах Европы люди, желающие получить в персональное пользование скоростной доступ, работают по ISDN (технологии, оказавшейся в российских условиях слишком дорогой игрушкой для массового клиента), xDSL, сетям КТВ — в общем, как угодно и через что угодно, кроме домашней сети. Такая сеть, построенная по технологиям LAN с присущими им ограничениями, идеально подходит для человеческого «муравейника» — группы больших домов со значительной концентрацией абонентов. Но европейские и американские телефонные компании давно и достаточно широко внедрили ISDN, чтобы предоставляемые по этой технологии 64 или 128 kbps оказались массово доступными в «муравейниках» крупных городов, нейтрализовав потенциальные предпосылки для создания сетей на основе технологий LAN.

Из популярных на Западе технологий наибольшие шансы для развития в России были, пожалуй, у ADSL, благо медные провода еще со времен царя Гороха входят практически в каждый дом крупного города. Однако даже в столице до сих пор телефонизированы далеко не все квартиры; кроме того, отсутствие конкуренции, объясняющееся монопольным использованием проводов МГТС компанией «ПТТ-Телепорт», способствует тому, что цены на ADSL-доступ остаются достаточно высокими — основной массе пользователей он явно не по карману. Что касается возможности провести ADSL-канал в дом или группу домов и раздать доступ к нему многим пользователям, то организатору такого доступа придется вплотную столкнуться с проблемой «последнего метра» и сосредоточить свое внимание именно на реализации технологии домашней сети (конечного пользователя мало волнует, каким образом организован магистральный канал, — для него существенны цена, качество и уровень предоставляемого сервиса).

Единственным недостатком «кампусной» локальной сети является ограничение дальности — недостаток, впрочем, малосущественный, если требуется довести до квартиры абонента шнурок от узла, расположенного в том же самом или соседнем доме. Преимущества же данной технологии очевидны, и порождены они одной довольно простой причиной: именно эта технология изначально создавалась для передачи данных между компьютерами и наилучшим образом под эту задачу «заточена». Этим обстоятельством объясняются и максимальная доступная ширина полосы (10 либо 100 Mbps), и минимальная стоимость оконечного оборудования (от $7 за сетевой адаптер).

Все остальные технологии подключения — dial-up, ADSL, асинхронный спутниковый доступ — представляют собой, выражаясь метафорически, попытку при помощи напильника и кувалды приспособить трехколесный велосипед для перевозки бетонных плит. Понятно, что в результате во всех без исключения случаях и скорость выходит меньше, и оборудование дороже. Хотите использовать обычную аналоговую телефонную линию, которая создавалась для передачи голоса на условиях слоговой разборчивости? — получайте, если повезет, 56 kbps асинхры и $70 за внутренний модем с поддержкой V.90. Хотите приспособить для передачи IP-пакетов медный провод, прокладывавшийся под трехсотбодовую телеграфию? — если повезет с параметрами этого провода и расстояние окажется не слишком большим, получите 8 Mbps в одну сторону и 1 Mbps в другую, а ADSL-модем обойдется в несколько сот долларов на каждую сторону. Хотите использовать предназначенные для телевизионной трансляции коаксиальный кабель или вещательный спутник? — будьте добры выложить от двух сотен за железки, но скорости в 10 Mbps, уже выходящей из моды в корпоративных локальных сетях, вам все равно достигнуть не удастся.

И в результате получается, что судьба сыграла с Россией добрую шутку. Именно благодаря неразвитости в нашей стране телекоммуникационной инфраструктуры мы получаем уникальный шанс с самого начала сделать все и лучше, и дешевле, чем даже в пресловутых Штатах, являющихся родиной интернета.

Понятно, что полулюбительские эксперименты маргиналов («воткнем Васе в комп вторую сетевуху и пробросим коаксиал через форточку к Пете») шансов на коммерческий успех и широкое распространение не имеют — чтобы сделать уровень сервиса привлекательным для «клиента с улицы», надо быть профессионалом, а чтобы предоставить услугу по приемлемой для этого клиента цене, необходим промышленный подход, реализация которого по плечу пусть даже не очень крупной, но во всяком случае специализированной фирме, а никак не компании студентов, занимающихся «осетенением» в свободное от прочих занятий время. И анализ деятельности компаний, которые разворачивают в Москве подобные сети на профессиональной, промышленной основе, дает основания полагать, что в довольно скором времени предлагаемые решения придут к более или менее одному и тому же стандарту, — во всяком случае, уже сейчас их сходство и различие вызывает в памяти сходство и различие «Бурана» и «Шаттла».

Например, компания «Техмаркет» в Вешняках (www.tm-net.ru) для установления соединения между домами использует многомодовый оптоволоконный кабель с медиаконвертерами на окончаниях. Фактически все дома оказываются объединенными в единую локальную сеть, способную простираться, благодаря оптоволоконным соединениям, на довольно значительные расстояния. Из соображений безопасности каждому абоненту выделяется порт на ethernet-коммутаторе, из-за чего себестоимость одного включения получается довольно высокой и, по оценкам экспертов, должна составлять около $200. Другой проект, реализуемый сейчас компанией «ТОР Инфо» (www.ti.ru) в Орехово-Борисово Северном, также строится на использовании многомодового оптоволокна. Однако он отличается тем, что, благодаря использованию защищенной системы авторизации, безопасность работы клиентов в сети обеспечивается и при использовании хабов. В результате этого, а также благодаря использованию недорогих каналов компании «Комкор» затраты на включение одного пользователя не превышают $100. В отличие от этих двух проектов, нацеленных на покрытие больших площадей, стратегический план, разрабатываемый компанией «Зенон Н.С.П.» (www.aha.ru), ориентируется на точечные цели. По сведениям, публиковавшимся сотрудниками компании в специализированной конференции fido7.ru.internet.provider, предполагается использовать небольшие по пропускной способности каналы компании «ГолденЛайн», подключая любой дом, где наберется хотя бы 7 желающих, — впоследствии этот дом станет плацдармом для распространения оптоволоконной сети по окрестным зданиям. По сведениям из источника в компании, «Зенону» также удалось решить проблему безопасности, что позволяет использовать вместо свитчей хабы и за счет этого существенно снизить себестоимость подключения одного клиента. Как легко видеть, несмотря на то что перечисленные проекты разрабатывались независимо друг от друга, используемые в их рамках технологии довольно схожи. В отрасли начинает складываться стандарт, а это — верный признак формирования рынка. Можно ожидать, что большинство серьезных игроков, которые выйдут на этот рынок позднее, также будут использовать для соединений домов между собой многомодовое оптоволокно, а для снижения себестоимости — системы защищенной авторизации.

Пикантность ситуации заключается в том, что создаваемые сейчас современные цифровые сети, окупающиеся за счет спроса населения на интернет-услуги, впоследствии могут быть использованы для телефонии, трансляции телепрограмм, предоставления услуг видео по требованию и т.п. С учетом того, что сети эти строятся с соблюдением стандартов 5-й категории и при необходимости их пропускная способность может составить до 100 Mbps, очевидно, что их потенциал по предоставлению мультимедийных услуг намного выше, чем у традиционных кабельных сетей. Похоже, что в новый век Россия входит с новым стандартом, и производителям бытовой техники пора уже задуматься о разработке, скажем, цифровых телевизоров, способных принимать IP и имеющих разъем RJ-45 вместо привычного антенного гнезда.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site