This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 27

Алексей Андреев

2000: Люди года

[1] Марина Литвинович
Те, кто читал предыдущий номер нашего журнала, наверняка уже знают, кто такая Марина Литвинович и почему ее имя должно быть известно всем и каждому. Нам же поневоле придется повторяться, поскольку все основные сведения о Марине мы изложили своим читателям месяц назад. Марина Литвинович — веб-мастер Власти, руководитель интернет-департамента Фонда эффективной политики, который в этом году порадовал россиян такими веб-проектами, как VVP.ru, Putin2000.ru, Strana.ru. Проекты, выпущенные в свет ФЭПом, стали одной из наиболее характерных примет уходящего года: благодаря усилиям Марины и ее подчиненных мы узнали, что общение власти с пользователями интернета может происходить не только посредством сухих официальных сайтов, но и через полноценные сетевые медиа-проекты. Можно как угодно относиться к идее превращения прессы из инструмента гласности обратно в «коллективного пропагандиста и агитатора» на службе Власти, однако не приходится спорить, что свою работу команда Марины Литвинович выполняет на высоком профессиональном уровне.

[2] Тимофей Бокарев
Сначала Тимофей стал автором первого русского справочника по интернет-рекламе. Потом он стал первым сетевым автором, которого обокрали офлайновые пираты (до этого случая принято было считать, что все оригинальные авторские произведения создаются в офлайне, откуда и утаскиваются пиратами в интернет). Бокареву выпала честь и сомнительная удача стать первым интернетчиком, рискнувшим отстаивать свои авторские права при помощи судов и адвокатов, которые в наших краях ничего толком об интернете не знают. Выиграв первый и второй раунды судебной тяжбы, Тимофей в конечном итоге вынужден был пойти со своими обидчиками на мировую. Но даже такая боевая ничья является важным прецедентом для рунета: суд не принял аргумента ответчиков о том, что всякая информация, опубликованная в сети, автоматически становится ничейной и после этого ее можно свободно и бесплатно тиражировать. В свободное от судебных разбирательств время Тимофей продолжал монопольно возделывать ниву исследования рекламы в рунете — под его руководством на свет появился сайт Webrating.ru, где всякий желающий может узнать все необходимое о имеющихся на российских просторах баннерных сетях и расценках на рекламу у новостных порталов и почтовых рассылок, а также ознакомиться со значением заковыристых терминов вроде «джпег», «печенье» и «сгорание баннера».

[3] Вадим Кондратьев
На новосибирском фестивале «Интернить», прошедшем в ноябре 1999 года, Вадим Кондратьев 14 раз поднимался на сцену за призами тех победителей, сайты которых были изготовлены его плодовитой командой. В те времена Кондратьев со товарищи были рядовыми винтиками фабрики сайтов под названием Actis, извлекшей из их трудов немало славы и денег. В нынешнем году пришло время Вадиму и его ближайшим сподвижникам потрудиться на себя: творческое ядро Actis’а выделилось в отдельную студию DEFA Kreativburo. Работа в Actis’е привила «дефовцам» сильнейшее отвращение к «фабричному» подходу в дизайне сайтов, которое они не стесняются демонстрировать. Корпоративные заказчики вынуждены мириться с дизайнерским своеволием: DEFA объявила себя «бутиком», студией, которая готова браться только за проекты, интересные ей самой, и делать дорогой, «штучный» дизайн. Их стиль может восхищать или раздражать, но пока DEFA остается самой отвязной студией веб-дизайна на российском рынке, и в этом с ней не может конкурировать даже студия Лебедева.

[4] Михаил Ханов
Долгое время лицом первого российского рейтинга сайтов Rambler’s Top 100 был его непосредственный создатель и администратор Дмитрий Крюков. Именно к нему адресовались все вопросы по поводу рейтинга, именно к нему обращались с просьбой изменить правила, переписать код, ввести новую категорию. Но Крюков, практически не появлявшийся на людях, воспринимался многими как виртуальный персонаж: из сотен интернетчиков, писавших ему письма, в лицо его знали единицы. С тех пор как Rambler приобрела компания Internet Holding Company, созданная «Русскими фондами» и Orion Capital Advisors, не прошло и года, но за это время брэнд Rambler напрочь перестал ассоциироваться с Крюковым. Теперь у нас есть «Господин Rambler» — Михаил Ханов, вице-президент «Русских фондов». В отличие от Крюкова, Ханов известен не узкому кругу сисадминов и отцов-основателей, а самому широкому кругу российских телезрителей, притом известен не адресом электронной почты, а именно своей физической персоной, удачно вписавшейся в антураж передачи «Что? Где? Когда?». Можно ожидать, что заведенная Rambler’ом мода на персонификацию безликих и необъятных порталов приживется в русском интернете: не случайно Port.ru уже нанял теннисиста Марата Сафина на должность своей витрины.

[5] Аркадий Волож
Компания Yandex, генеральным директором которой является Аркадий Волож, — одна из немногих интернет-фирм в России, сумевших сохранить лицо в период инвестиционного бума. Во-первых, в то время когда все вокруг продавались быстро и дешево, компания Воложа подошла к этому вопросу максимально вдумчиво и неспешно и в результате смогла получить за свои акции наибольшую цену, при этом сохранив контрольный пакет в своем бизнесе, чего не удалось создателям «Рамблера» и «Апорта». Во-вторых, «Яндексу» повезло и с самими инвесторами, которые оказались людьми тактичными и не стали ни учить приобретенную компанию тому, как делать поисковые машины, ни сливать сайт «Яндекса» с веб-магазином «Озон» в попытках создать очередной «главный портал рунета». «Яндекс» — компания, в которой «корпоративный дух» рождается не из остервенелого стремления выслужиться, а из естественной симпатии, которую испытывают друг к другу люди, работающие вместе. Мягкое, непринужденное и интеллигентное поведение компании на рынке соответствует складу характера ее генерального директора.

[6] Евгений Голанд
До недавнего времени программист и менеджер Евгений Голанд был лучше известен в деловых кругах Манхэттена, чем среди пользователей рунета. В то время как число пользователей Mail.ru и других проектов, входящих в созданный Голандом холдинг Port.ru, перевалило уже за миллион, глава холдинга все еще оставался для рунета далеким «барином из Нью-Йорка». Ситуация изменилась минувшей весной, когда Голанд перенес штаб-квартиру Port’а из Нью-Йорка в Москву и возглавил процесс экспансии «на месте». Руководитель крупнейшего по посещаемости портала в рунете, таким образом, возглавил колонну топ-менеджеров русской сети, репатриирующихся в Россию со всех концов обитаемой суши. Раньше мозги могучим потоком утекали за Атлантику, теперь же можно наблюдать обратный процесс — типичный, кстати сказать, не только для нас, но и для Китая и Индии последнего десятилетия. В Индии эти «возвращенцы» называются NRI (nonСresident indians), в Китае — «хуацяо» (заморские китайцы). В России название тому потоку, заметным участником которого является Евгений Голанд, пока не придумано.

[7] Борис Банчевский
Борис принадлежит к тому типу менеджеров, в которых недоброжелатели обычно видят «серых кардиналов», а коллеги и сотрудники — движущую силу масштабных и многоуровневых проектов. Такие люди умеют и любят держаться в тени, в то время как руководимые и координируемые ими проекты занимают лидирующие позиции на рынке и приносят славу тем публичным фигурам, с именами которых они ассоциированы. В сферу ответственности Бориса входят все многочисленные контент-проекты интернет-холдинга «Мемонет» — от «Анекдотов из России» и сети Reklama.ru до открывшихся в этом году NTV.ru, NTVSport.ru, Mirkino.ru и еще полудюжины таких, которые в настоящее время готовятся к запуску. За комментариями по поводу этих проектов пресса привычно обращается к тем, кто на виду, — Антону Носику, Александру Гагину, Глебу Сеткину. Но при этом журналистам не приходит в голову, что если их собеседник затруднился с ответом, то он первым делом позвонит Банчевскому и уточнит, как на самом деле все устроено в интернет-хозяйстве «Мемонета».

[8] Владислав Бородулин
Когда на место команды Антона Носика, делавшей прежнюю Gazeta.ru, пришла команда под руководством Владислава Бородулина, бывшего главного редактора еженедельника «Коммерсантъ-Власть», немногие верили в то, что новым хозяевам домена удастся создать на месте прежней любимой Газеты.ру хоть что-нибудь пристойное. Новая команда полностью состояла из офлайновых журналистов, никакого опыта работы в интернете не имевших, и первые пару месяцев своего существования новая «Газета» исправно снабжала бывалых интернетчиков поводами для злорадных ухмылок. Но команда Бородулина то ли не слышала насмешек, то ли считала ниже своего достоинства на них реагировать. Вместо того чтобы с пеной у рта отстаивать на форумах и закрытых мэйл-листах достоинства своего информационного продукта, «Газета» успешно развивалась, училась на своих ошибках и в результате — год спустя — превратилась в одно из лучших сетевых СМИ. До новой «Газеты» в рунете не было сайта, для которого писали бы такие признанные офлайновые таланты, как Панюшкин, Иртеньев, Кабаков, Геворкян, Свинаренко и покойный Григорий Горин. Сторонники тезиса о том, что когда-нибудь зубры и киты офлайна станут определять погоду в СМИ рунета, получили от Бородулина первое веское доказательство своей правоты.

[9] Андрей Андреев
SpyLOG — «глобальная система статистики» под руководством Андрея Андреева — стала наиболее ярким проектом уходящего года. Хотя запуск системы состоялся в конце 1999 года, широкие веб-мастерские массы прониклись ею только ближе к середине 2000-го. SpyLOG стал первой в России системой сбора интернет-статистики, не являющейся довеском к существующему порталу или рейтингу. Ко времени выхода SpyLOGа на рынок его уже населяло несколько счетчиков, скроенных по образу и подобию «Рамблера», — скудные статистические данные плюс упор на сравнение посещаемости сайтов. Новая компания удивила всех тем, что не стала строить ни «пузомерку», ни каталог сайтов — главным достоинством сервиса объявлялась многогранная внутренняя статистика, доступная только владельцам сайтов. Более 40 000 отечественных сайтостроителей нашли этот сервис для себя полезным. Ближе к концу года SpyLOG преподнес еще один сюрприз: предложение всем ведущим интернет-холдингам войти в особенный рейтинг, который позволил бы получить реальные данные о посещаемости крупнейших порталов рунета. По ряду причин, изложенных Натальей Хайтиной в предыдущем номере журнала, рейтинг недолго сохранял репрезентативность. Но эта неудача лишь подтвердила, что лидеры «пузомерного рынка» — Rambler и List — всерьез опасаются конкуренции со стороны SpyLOG’а.

[10] Егор Яковлев
Всевозможные интернет-премии существуют так же давно, как и сам интернет. Известно ведь, что раздача премий от лица своего проекта является лучшим средством оный проект раскрутить. Обстоятельством этим в свое время не брезговали пользоваться Артемий Лебедев, учредивший наградную кнопку «Н.Ж.М.Д. Избранная страница», Иван Паравозов («Здесь был Паравозов») и другие патриархи рунета. Со временем стали появляться корпоративные награды и конкурсы, победители которых получали в награду уже не gif-файлы с логотипом награждающего, а грамоты под стеклом и шедевры из стекла и чугуна: «Золотой сайт», «Золотой URL», «АнтРОЦИТ», «РОТОР++», «Бизнес-сайт». Наиболее впечатляющим из этих конкурсов стала «Национальная Интел Интернет премия» (www.nagrada.ru), появившаяся на свет под непосредственным надзором Егора Яковлева, менеджера по маркетингу компании Intel. Первая церемония награждения состоялась весной 2000 года. Несмотря на огромное количество накладок, действо впечатляло: на сцену один за другим выходили известные актеры, музыканты и телеведущие. Церемония была показана по РТР и, по словам Яковлева, собрала больше зрителей, чем транслировавшийся по тому же каналу концерт Земфиры. Сколько ни критикуй и саму церемонию, и список призеров, несомненно одно: лучше жить с «Национальной премией», чем без нее.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site