This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 26
Тусовка
Наталья Гаврилова

В тесном кругу семьи

Людей, у которых есть семья, гораздо больше, чем тех, у кого есть компьютер или автомобиль. Однако в первых трех сотнях рунета сайты семейной тематики почти не попадаются — все больше знакомства, компьютерные игры, железо и машины. К моему удивлению, оказалось, что на сайте www.7ya.ru живет большая и дружная тусовка.
Сайт был открыт в мае компанией АЛП, которая до этого в течение трех лет создавала и поддерживала онлайновую версию журнала «Няня». Со временем сайт перерос журнал, и в мае АЛП и «Няня» разошлись в разные стороны: за компанией остался целиком проект с аудиторией, а за журналом — доменное имя www.nanya.ru. Теперь эти проекты являются конкурентами. Лена Поляева, главный редактор 7ya.ru, придумала логотип с 7 зелеными яблоками, а идея зарегистрировать имя, созвучное слову «семья», принадлежит программисту Наталье Евтеевой (поскольку домен semya.ru уже был занят газетой). Сейчас над проектом работают пять человек, включая трех модераторов и генерального директора Алексея Повышева.

Когда 7ya.ru обрела идеологическую самостоятельность, компания организовала первую встречу участников конференций в кафе «Ростикс». Тусовка образовалась именно в результате того, что модераторы стали ее пестовать и развивать. На сайте была создана страничка для записи желающих, были напечатаны цветные бэджи с никами, заказаны торты с логотипами и зелеными яблочками и куплено шампанское. Встреча произошла утром выходного дня, и многие пришли со своими детьми. Сами хозяева сайта — люди спокойные, семейные: дочке Алексея сейчас четыре месяца, у Лены — семилетний сын, у Наташи — четырехлетняя дочка. Для первой встречи был выбран традиционный семейный способ провести время — куда пойти в Москве с трехлетним ребенком? Конечно, в «Ростикс», где есть лазалки, батут, шарики и разные спортивные развлечения для детей. С тех пор состоялось восемь встреч, две из которых были организованы сайтом, а остальные возникали спонтанно. На встречу в сентябре в элитный детский клуб «Лимпопо» пришло около сорока человек. В клубе для детей есть не только комната, где можно лазить по канатам и трехмерным лабиринтам, — для них были заказаны еще и представление марионеток, профессиональные клоуны, аниматоры и динозаврик, который встречал детей. Детям ведь нравится совсем не то, что нравится взрослым, и от динозаврика они были просто в восторге. Дети развлекались отдельно, родители отдельно, и это было здорово. Бывают встречи и просто для родителей, которые проходят по вечерам в каком-нибудь кафе.

При знакомстве обнаруживается, что виртуальный и реальный возрасты людей сильно различаются. Если читать конференции, участники клуба кажутся молодыми и бесшабашными. На самом деле средний возраст родителей — 25—30 лет, это состоявшиеся люди, а отнюдь не молодые студенты. Некоторые приезжают на встречи на Мерседесах, и, как видно по заказам в баре, в средствах они совсем не стеснены. Люди записываются на встречи, заказывают зал или стол на определенное количество гостей — подход ко всему обстоятельный. Если группа из пяти человек постоянно общается, и один из них записался, то скорей всего придут и все остальные. Лена Поляева сама — частый гость на встречах: «На самом деле к нам приходят люди, которым не хватает общения. Либо это мамы, которые сидят дома и воспитывают детей, либо люди, чьи профессии не связаны с живым общением. Сайт для них — некая отдушина. На одну из наших встреч пришел гость по прозвищу Леший, который незадолго до этого развелся с женой. Он оказался таким ярким и энергичным человеком, что вскоре организовал «Клуб Разведенных и Сочувствующих» и устроил встречу членов клуба в лесу, с костром и крылышками на вертелах. Люди привезли с собой домашние пироги, блинчики, фрукты — было очень весело и вкусно». Проявляет активность и питерская часть тусовки — тамошние активисты организовали несколько встреч молодых мам в кафе.



По словам Алексея Повышева, аудитория сервера в основном сосредоточена в Москве. Действительно, согласно данным счетчика SpyLOG, 78% посетителей сайта — москвичи, 7% из Петербурга, а остальные 15% рассредоточены по всей России. Кроме россиян, сайт активно посещают их бывшие соотечественники — 20% посещений приходится на США, Канаду, Израиль и Германию. Данные того же счетчика свидетельствуют, что на сайте в день бывает около полутора тысяч уникальных посетителей. В клубе зарегистрировано более 1800 человек. Как-то раз один участник установил рекорд, написав за один месяц 1600 сообщений. Активных участников конференций около сотни: КАТЕРина, Siniy, который даже стал внештатным модератором, Hel, Марина П., Огневушка и многие другие. Также ядро тусовки составляют будущие мамы. Это легко объяснить — беременные женщины больше времени проводят дома, у них возникает дефицит общения, а конференции для них — и источник информации, и клуб знакомств. Молодые мамы в основном обсуждают проблемы маленьких детей, с которыми возникает огромное количество вопросов. Когда дети подрастают, годам к пяти-восьми, родители уже знают большую часть ответов на эти вопросы и становятся советчиками. Наиболее активные пользователи и завсегдатаи встреч — родители с маленькими детьми, им больше хочется поделиться радостью, у них больше открытий и больше вопросов. Многие из них даже регистрируются только для того, чтобы на своей персональной страничке на сайте разместить фотографию ребенка. Они часто меняют фотографии и хвастаются перед другими участниками клуба. Можно участвовать в конференциях и безо всякой регистрации, но члены клуба имеют ряд маленьких бонусов. На главной странице публикуется список людей, у которых сегодня день рождения. Им можно послать письмо или поздравить через конференцию. С помощью готового конструктора можно создать страничку о себе. Также можно править или удалять свои сообщения, уже опубликованные в конференциях.

Аудитория становится все более дружелюбной и активной. Среднее число откликов на одно сообщение постоянно растет. Сейчас в базе порядка 170 тысяч сообщений, и в среднем на одну тему приходит обычно около пятнадцати отзывов, то есть существуют вопросы, на которые приходит лишь 1—2 ответа, а существуют и такие, на которые приходят десятки отзывов. Бывают и сверхпопулярные темы, вызывающие потоки в тысячу сообщений и больше — тогда приходится открывать новую конференцию. В свое время из конференции «О своем о девичьем», которая представляет из себя некие посиделки, где можно болтать обо всем, выделились новые конференции — «Общество и мы» (о жизни в эмиграции, религия, геополитика) и «Мода и красота» (о косметике, парфюмерии, уходе за собой).

Мы про сигареты-пиво-чипсы-чупачупс говорим, так как эти атрибуты завершают образ невоспитанной мегеры, по вине который мы потом будем наблюдать сидящих в метро оболтусов в наушниками напротив стоящей хромой сухой старушонкой с палочкой.
Вика (из конференции)
Слушайте, может это нормально, когда девчонки 7-го класса ходят в школу в юбках, на 1-2 см ниже попы, да еще с разрезами или сзади или спереди?
Ната (из конференции)
Но муж почему-то считает, что только он один не высыпается и когда видит меня заспанной и жаждущей спать, говоит постоянно "а чего это ты хочешь спать, ты же дрыхнешь целыми днями".
Алена (из конференции)
Есть родительские конференции, насыщенные практическими советами — «Беременность, роды», «Детская психология», «Родительские хитрости», а есть конференции, где люди просто выражают свое мнение по тем или иным вопросам — например, «Семейные отношения», где готовых рецептов просто не бывает. Проблемы в семье — самая горячая тема: «Он меня бросил!», «Кто должен мыть посуду — муж или жена?», «Как заманить мужа домой?», «Что делать, если муж не помогает с ребенком», «Как быть со свекровью» — круг вопросов воистину неисчерпаемый.

Те, кто уехал жить за границу, живо интересуются социальными проблемами в России — почему другие люди не уезжают, чем они питаются, могут ли позволить себе сотовый телефон. Недавно одна мама рассказала о том, как трогательно проходит выпускной в американском детском садике.

Следить за порядком в конференциях помогают сами посетители: если какое-нибудь сообщение им активно не понравилось, могут переслать его модераторам. Хотя грубые сообщения или личные нападки встречаются здесь достаточно редко. Тон большинства сообщений на 7ya.ru на удивление добродушный и дружелюбный, а по сравнению с политическими или литературными форумами рунета — просто сахарный. Члены клуба ведут себя прилично, да и тематика подразумевает серьезность — это все-таки не Омен.ру, куда приходят порезвиться студенты. Если человек дает советы на тему, как быть, если ребенок дерзит, вряд ли он станет когда-нибудь хамить другим родителям.

Среди авторов статей, опубликованных на сайте, есть профессиональные врачи и педагоги — например, детский психолог Элла Прокофьева, которая по выходным также проводит консультации в родительской конференции. Очень увлекательно пишет филолог-классик Ася Штейн, а также педиатр из Воронежа Ирина Быкова и преподаватель истории изобразительного искусства Валерия Белоцерковская, которая также работает в «Школе раннего развития».

Лена Данилова (aka Огневушка), одна из самых активных участниц конференций, является консультантом по детской психологии и публикует на сайте статьи, связанные с проблемами раннего развития детей. Конференции ее интересуют как источник получения материала для научной деятельности, а статьи она начала писать именно здесь — для того, чтобы полнее выразить себя.

На сайте публикуются обсуждения статей и рейтинги самых популярных материалов — тех, которые набрали более 10 отзывов. Статьи оцениваются по двум параметрам: «полезность» и «интересность». Ведется статистика, существуют внутренние рейтинги для всех статей и соответственные рейтинги авторов, но публикуются только рейтинги самых популярных материалов, чтобы привлечь к ним внимание и сэкономить время читателя, предлагая ему самое лучшее. Это сделано сознательно: ведь в интернете длинные статьи редко прочитываются до конца, а сформировать интерес и стимулировать интерактивность можно весьма просто.

Алексей Повышев придерживается принципа автогенерации идей и контента. По его словам, задача сайта — создание сервисов, навигации, систем рейтингов, удобного поиска и инструментов для накопления контента. Уникальное содержание создают сами участники: они пополняют интерактивную базу данных школ и детских садов, публикуют отзывы, присылают смешные истории для раздела «Юмор», который возник по желанию членов клуба, публикуют объявления о купле-продаже на доске объявлений. Очень популярны на сайте конкурсы фотографий. Самым большим был фотоконкурс для беременных. На него пришло так много снимков, что к участию допущено было только 100. Абсолютным лидером по числу голосов стала фотография обнаженной будущей мамы. Удивительно — самые интимные моменты своей жизни люди выставляют на публичное обозрение, потому что им так хочется поделиться... с кем-нибудь вне своей семьи.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site