This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 26
Юбилей
Алексей Целых

5 лет на линии

Даже если вы начали пользоваться интернетом всего неделю назад, вы, скорее всего, уже слышали что-нибудь про Тему Лебедева. Самый плодовитый и самый нелюбимый веб-дизайнер в России считает, что за пять лет существования его студия оформила едва ли не половину рунета. Считать сайты бессмысленно: дело не только в подписи, но и в негласном влиянии, в наборе неписаных правил, который можно усмотреть в работах Лебедева, начиная с самых ранних. Перечислять работы студии, еще пять лет назад состоявшей из одного Лебедева, можно долго, поэтому мы остановимся на том, что больше всего запомнилось за эти годы: www.tema.ru/rrr/, www.metro.ru, www.sokr.ru, www.mts.ru, www.only.ru, www.mobiltelecom.ru, www.narod.ru, www.akunin.ru, www.lenta.ru, старый дизайн Gazeta.ru (gazeta.msk.ru) и Vesti.ru (old.vesti.ru)...

Студии Лебедева — пять лет. Достижений — огромное количество. Пользы для рунета — тоже. При этом студию принято не любить. Чужая самоуверенность, да еще основанная на действительных успехах, обычно радует только тех, кто может сам похвастаться успехами не меньшими. Но таких людей немного. Причины, по которым ненавидят Тему и его студию, поразительно напоминают те, по которым не любят Microsoft: дизайн (читай — софт) — отвратительный, любой веб-дизайнер (читай — программист) мог бы сделать не хуже, а то и лучше; компания завоевала рынок и теперь не пускает на него молодые фирмы; лидер ведет себя нагло и заносчиво, и имя его всем давно приелось. Единственный способ полюбить Лебедева вместе с его студией — это познакомиться с ним и с ней поближе.

Атмосфера в студии душевная и бескомпромиссная. Такое вот соединение — как у итальянских гангстеров. В губы при встрече друг с другом они пока не целуются, но работают действительно слаженно, почти по-семейному. Чтобы быть принятым в семью на испытательный срок, стажеру устраивают «пытки» — дают, например, HTML-файл со сбитым кодом и просят поправить. В «семье» Лебедева, по его словам, могут ужиться только суперпрофессионалы. Уже через месяц работы в студии люди становятся гораздо круче, а за год они вырастают в профессиональном плане так, как не могли бы вырасти ни в каком другом коллективе. И это естественно, поскольку лучший способ расти — это работать с людьми, которые что-то делают лучше тебя, а может и лучше всех. Сотрудник, который дошел до определенного уровня и остановился в развитии, Лебедева перестает интересовать. По его словам, работа в студии — это как игра Minesweeper: сапер ошибается только единожды. Тема установил жесткие правила командной игры, которые не позволяет нарушать.

Сотрудникам скучать на работе не приходится. Выкладываешься полностью — получаешь максимальную отдачу. Все условия для этого в студии созданы. Если для создания рабочего настроения тебе вдруг понадобилась доска для рисования и фломастеры — просто скажи об этом менеджеру, и все появится. Такое вот волшебство.

Получать удовольствие принято не только до или после работы, но и в процессе. Поскольку многие проводят на работе больше времени, чем дома, люди нуждаются в уютной атмосфере. Для ее создания в студии есть кошки, поварихи, диван, стол для пинг-понга и видеотека. Сотрудники организуют совместные «культпоходы» — например, прыгают с парашютами, иногда ломая при этом ноги. Душевой, правда, пока нет, но она будет в новом помещении, которое сейчас ремонтируется — на пятом этаже того же здания, в котором сейчас живет студия.


Олег Пащенко (Cmart)
дизайнер студии Лебедева

Алексей Чеканов
бизнес-директор студии TeleType


Горькая настойка грецкого ореха
Плакат известного художника

Ольга Куликова
генеральный директор Студии Лебедева
Студийная кухня — это особая история. Там стоит самый главный компьютер — кофеварка. На кухне запрещены три вещи: микроволновые печи, электрические чайники и растворимый кофе. Плохой кофе не способствует созданию хороших проектов, считает Тема. Волшебный кофейный аппарат готовит напиток, который невозможно сравнить с бурдой, обычно ассоциирующейся со словом «офис».

Сам Лебедев считает, что его студия — конечная остановка в индустрии веб-дизайна. Уходить из нее имеет смысл только в том случае, если уезжаешь жить за границу или открываешь собственное дело. Для тех, кто когда-либо работал в студии, упоминание ее названия в резюме служит наилучшей рекомендацией. Даже если сотрудник был уволен после тестового срока, волшебные слова «я работал у Лебедева» распахнут перед ним двери любой другой студии.

Жизнь в студии продолжается и ночью. Некоторые сотрудники студии работают в свободном режиме — жесткие часы работы устанавливают для себя только те, кому по долгу службы необходимо общаться с клиентами. Для остальных это необязательно. Есть отдельная «ночная смена», состоящая из «мексиканцев» — стажеров, которые проходят в студии испытательный срок. Согласно определению, которое можно найти на job.design.ru, «мексиканцам доверяют ту часть работы, которую нельзя поручить менеджеру по продажам, менеджеру интернет-проектов, менеджеру по работе с клиентами, финансовому директору, бухгалтеру, дизайнеру, HTML-кодеру, программисту, системному администратору, юристу, менеджеру культурных проектов, PR-менеджеру, бренд-менеджеру, секретарю, курьеру, копирайтеру, редактору, корректору, повару, водителю, составителю технической документации, аналитику-консультанту, переводчику и тренинг-менеджеру». Слово «мексиканец», введенное в обиход Лебедевым, уже прижилось в индустрии.

Вопреки своему имиджу, студия занимается далеко не только дизайном. Из 32 человек, работающих здесь, дизайнеров всего четверо: остальные — программисты, верстальщики, менеджеры. Но это не значит, что внимание, которое в студии уделяют технологиям, идет в ущерб дизайну.

Лебедев говорит, что лучший дизайн — это хорошо поданная информация. Задача дизайнера — не испортить восприятие той информации, которая должна быть представлена на сайте. Идеальный сайт, с точки зрения Лебедева, — ya.ru: поисковая машина, представленная как строка запроса — и ничего более. Остальное — новости, дополнительные ссылки и разделы — от лукавого.

У Лебедева постоянно появляются идеи, которые он считает нужным пропагандировать на благо всего человечества. Например, недавно он придумал, что было бы неплохо каждой компании завести себе электронный адрес confirm@компания.ру — для ответов на вопросы публики, касающиеся подтверждения тех или иных фактов. На такой почтовый ящик люди могли бы присылать письма с вопросами такого рода: «А правда, что кошка студии Лебедева опять беременна?», «Правда ли, что к вам нанялся дизайнером Илья Глазунов?» и тому подобное. И человек, отвечающий за такой почтовый ящик, официально, от лица компании, отвечал бы «Правда» или «Неправда». Видимо, студия Лебедева получает столько писем со странными вопросами, что впору сажать отдельного человека, который бы получал деньги только за то, чтобы целый день говорить «Да» или «Нет».

Не так давно компания Лебедева превратилась в холдинг. По словам Лебедева, разделение производства на пять компаний (студия веб-дизайна, компания iman (image manipulation), TeleType, Artografika и RotaBanner) понадобилось потому, что многие клиенты перестали воспринимать студию как поставщика технологических решений и других услуг, не связанных напрямую с веб-дизайном. Теперь заказчикам стало проще понять, что делается в компании и к кому обращаться за теми или иными услугами. А обращаться они будут, не извольте сомневаться.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site