This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 24
Тусовка
Валерий Корнеев

Российские фэны аниме и манги:
киноведы, физики и Борис Ельцин

Чуть больше двух лет назад из рубрики «WWW-обзоры» сдвоенного номера «Интернет» (№ 6-7 за 1998 год) наши читатели впервые узнали о существовании в Москве клуба любителей японской анимации. За время, прошедшее с тех пор, количество поклонников аниме (собственно, мультфильмов) и манги (так в Стране восходящего солнца зовутся комиксы) по всей России выросло настолько, что с уверенностью можно сказать: относительно небольшая тусовка энтузиастов превратилась в серьезное он- и офлайновое сообщество. Как же вышло, что «японские мультики» не только прижились на отечественной почве, но и породили большой и сплоченный фэндом?

Каждый год тот или иной международный кинофестиваль (по сложившейся в последние пару лет традиции — Берлинский) встряхивается полнометражным аниме-фильмом, стилистика которого настолько непривычна для западной публики, привыкшей к диснеевским стереотипам, что зрители, критика, и пресса в один голос объявляют его шедевром, не подозревая о том, что картина эта — ничтожно малая часть аниме, которыми так богат японский кино-рынок. Ведь помимо роскошных полнометражек в Японии в год снимается около 30 (это не шутка) анимационных телесериалов, плюс бессчетные релизы, предназначенные для домашнего видео. Причем сделаны они в самых разных жанрах — от космической оперы и семейной комедии — до мистического триллера и откровенной эротики.


"Глаза не солгут" (Anry)
Клуб любителей японской анимации R.An.Ma появился в России в 1996 году, предвосхитив массовую моду. Подобная ситуация наблюдалась и в истории развития американских «побратимов» R.An.Ma: к моменту, когда широкая американская кино-общественность с изумлением начала открывать для себя «паралленьную вселенную» японской анимации, уже успело возмужать целое поколение фанатов-отаку. Клубы образовывались, в основном, вокруг университетских кампусов, и многие из них быстро обзаводились всеми необходимыми атрибутами: постоянным местом встреч в каком-нибудь университетском кинозале, не столь экзотичной для богатой Америки видеопроекционной аппаратурой, а также узнаваемой символикой и здоровым снобизмом. При поддержке компаний-посредников, выпускающих аниме на американский рынок, штатовский фэндом начал проводить ежегодные помпезные слеты, на которые приглашались знаменитые гости. И все это происходило еще в те времена, когда аниме-фильмов в широком прокате в Америке не было (за одним исключением), и в массовый успех — как у зрителей, так и у критиков — этого «странного искусства» верили немногие. В России не было и нет ни университетских кампусов, ни достаточного количества студентов-японцев, ни компаний, легально выпускающих аниме. Поэтому первый российский клуб создавался, можно сказать, на пустом месте — несколькими энтузиастами, подогретыми духом непримиримых баталий в эхоконференциях ru.video и ru.toon сети FidoNet. Аббревиатура R.An.Ma, вынесенная в название клуба, расшифровывается как Russian Anime and Manga Association. В этом был элемент игры: все знали что Ranma 1/2 — это популярнейший японский манга и телевизионный аниме-сериал; но видели в России на тот момент его, прямо скажем, считанные единицы, и мечтать о том, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится, не приходилось даже самым страстным поклонникам японской мультипликации.


"Визитер" - первое отечественное аниме!
Хорошо, что жизнь иногда опережает даже самые смелые мечты. Подумать только — в стране, где словосочетание «мультфильм для взрослых» вызывало лишь кривую улыбку (потому как на ум приходит , как правило, либо отечественная халтуристика вроде «Великолепного Гоши», либо какая-нибудь запредельная порнография, ввезенная из той же Японии и бытующая у нас на правах большой экзотики), — в этой же самой, только чуть повзрослевшей стране плодятся новые общества, проводятся крупномасштабные фестивали. Многое поменялось, но R.An.Ma остается крупнейшим и авторитетнейшим клубом. И если вы когда-нибудь замечали в метро обычных с виду молодых (и не очень) людей, рассматривающих цветные журналы с экзотическими рисованными иллюстрациями, вчитывающихся в странные, кажущиеся уж очень серьезными по графике и композиции, черно-белые комиксы и обсуждающие фильмы, названия и герои которых вам, дипломированному кинокритику, абсолютно незнакомы или частящих фразами вроде «ты не видел ОВАшек, там в конце такой кавайный мокусироку, сплошной хентай!» — скорее всего, это были ОНИ.


"Ветер надежд" (Anry)
Вышло так, что у истоков клуба стояли в основном давние поклонники и ценители научной фантастики: к примеру, вице-президент Алекс Лапшин слывет подлинным знатоком фантастического кино, у президента Николая Симкина одна из самых обширных в стране коллекций соответствующих анимационных фильмов, а Евгений Медведев является не просто социологом, но еще и авторитетным специалистом в области ролевых игр. Собравшись вместе, эти люди в далеком 1996 году решили, что страна, истощенная нашествием с Запада черепашек-ниндзя и микки-маусов, должна наконец узнать об аниме. В те времена каждый из них чувствовал себя подобным ученому мужу, внезапно ошеломленному новыми сведениями об устройстве мира, значительно расширившим границы его кругозора. Но в реальности-то все было по-старому!

«Если это так здорово, то почему же об этом никто не знает?» — подумали организаторы клуба. Будучи людьми технологически подкованными и по уши погрязшими в компьютерах и сетях, они предположили, что самый удобный на данный момент времени способ пропаганды японской поп-культуры — через Интернет. Поэтому почти сразу же после своего появления, R.An.Ma обзавелась сразу двумя веб-страничками: первая, расположенная сейчас по адресу ranma.anime.ru, сразу стала официальным рупором клуба, вторая же (впоследствии переехавшая на www.akira.ru) по сути представляет собой каталог фильмотеки, хранящейся у одного из «отцов-основателей», Юрия «Акиры» Спиридонова. Если вы хотите узнать, как превратиться в «отаку» — настоящего фэна — почитайте библиотечку со статьями об аниме и манге. Здесь — и интервью с аниматорами, и советы и руководства для делающих первые шаги в рисовании манги художников, и разнообразные FAQ по теме, и даже переведенные с английского опусы вроде «Воспоминаний фэна аниме» (западный аниме-фэндом насчитывает уже пару десятков лет, и такие тексты здорово помогают понять тенденции развития фэн-сообщества, заодно предупреждая о «подводных камнях», встречающихся на пути). Забавные тесты на тему «Вы слишком много смотрите аниме, если...» позволяют посетителю странички оценить степень своей «отакованности».


"Ами Мицуно" (Anry)
Время шло, клуб притягивал все новые яркие и талантливые личности. Одной из таких фигур стал молодой лингвист и киновед Борис Иванов, чье увлечение аниме практически переросло в профессию. Осенью 1998 года им был открыт сайт «Аниме и манга в России» (www.anime.ru), вскоре превратившийся в настоящий справочник по японской культуре. Заинтересованный посетитель найдет здесь информацию о любом мало-мальски известном японском аниматоре, художнике, режиссере, основных студиях, актерах озвучки и даже о популярных музыкантах и певцах, так или иначе связанных с аниме-индустрией (широко распространено, например, участие известных групп в написании «заглавных» песен для телесериалов). Огромный интерес представляет подборка статей об истории аниме, которая, оказывается, ведет отсчет почти с начала века: самый первый японский мультфильм, «Новый альбом набросков» режиссера Сэйтаро Китаямы, был снят в 1917 году! Подход к созданию www.anime.ru оказался настолько скрупулезен, а его содержание — столь энциклопедично, что в прошлом году Борис Иванов издал книгу «Введение в японскую анимацию», почти целиком основанную на материалах сайта. Небольшой первый тираж моментально разошелся в киноведческих кругах, и пока готовится переиздание, любой желающий может ознакомиться с этой книгой на домашней страничке автора (www.aha.ru/~hexer/). Надо сказать, что за «Введение...» Бориса лично поблагодарил посол Японии Минору Тамба, а Гильдия кинокритиков России сделала автора лауреатом премии памяти Михаила Левитина. Повод погнуть пальцы.


Ролевая игра "Эра Водолея"
Еще один известный член клуба — художник Anry (anry.design.ru). Наверное, лучший современный иллюстратор отечественной фантастики (с его обложками выходили книги С. Лукьяненко, Г.Л. Олди, Н. Перумова, многих других авторов), влился в ряды R.An.Ma еще до своего переезда в Москву из Благовещенска. Страничка Anry состоит не только из галереи его собственных работ и раздела практических советов, но и включает подборку обзоров аниме-фильмов, в основном классики гениального режиссера Хаяо Миядзаки. Anry любезно дал согласие на оформление статьи его работами, исполненными в манга-стилистике, за что ему большое спасибо!


"Зона" (Anry)
Сейчас, спустя четыре года после основания, R.An.Ma представляет собой ассоциацию аниме-клубов с филиалами в двух десятках городов по всей России (ranma.anime.ru/filials.htm), связанную с аналогичными клубами в Японии, Европе, США, Израиле, Прибалтике. Если вспомнить, та самая заметка в номере «Интернет» двухгодичной давности называлась «345 часов японских мультиков». На момент написания данного материала клубные фонды состоят из более чем 400 видеокассет общей продолжительностью 1055 часов, нескольких десятков DVD, и 115 компакт-дисков с анимационными фильмами в цифровом виде. Здесь важно заметить, что никакой коммерческой деятельности R.An.Ma не ведет, и фонды являются, по сути, частными коллекциями, владельцы которых предоставляют возможность копировать фильмы безвозмездно, но исключительно для просмотра членами многочисленных клубов и филиалов. Основной целью существования ассоциации по-прежнему является популяризация искусства Японии доступными способами: это сетевое общение в эхоконференциях ru.anime*, дискуссии на многочисленных форумах (основной расположен по адресу clamp.rsd.ru/ranma.forum), офлайновые тусовки, просмотры фильмов, сотрудничество с местной прессой и телевидением. Об ассоциации R.An.Ma хорошо знают в культурном отделе Посольства Японии и многочисленных обществах дружбы между нашими странами, и только благодаря ее теплым отношениям с этими организациями стало возможным проведение фестивалей японской анимации в Воронеже, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Подробный рассказ о воронежском фестивале можно найти на странице ranma.anime.ru/voronezh_fest.htm.


"Моя лучшая подруга" (В.К.)
У каждого регионального клуба, разумеется, «тараканы» свои. Например, тот же воронежский филиал R.An.Ma состоит почти сплошь из физиков и прикладных математиков, получивших (или получающих) высшее образование. Некоторые отделения клуба (а для того, чтобы организовать местный филиал, надо просто собрать группу единомышленников и связаться с московскими коллегами) известны своей замкнутостью: полученные по почте кассеты там тихо смотрятся в узком кругу посвященных; другие, как R.An.Ma в Екатеринбурге, активно учат японский (как выяснилось — не самый сложный язык, пока дело не касается иероглифов) и ведут активную просветительную работу, идя для осуществления своих замыслов на контакт решительно со всеми, включая городские власти. Конечно, небольшим объединениям в чем-то даже легче: например, они еще могут полным составом собраться у кого-то в квартире на премьерный просмотр нового фильма, пришедшего из Штатов (обычно аниме заказывается в сетевом магазине www.animenation.com) или по «секретным каналам интернета». В столичных городах к обычным «клубным» носителям добавляются еще DVD, вот только всю московскую или питерскую анимешную тусовку не уместишь ни в какой квартире, конечно же, будь то даже квартира президента страны. Кстати, знаете, что наш бывший президент — тоже в чем-то отаку? Да-да, ведь на одной из многочисленных «встреч без галстуков» Борис Николаевич получил в подарок от бывшего японского премьера Рютаро Хасимото кассету с записью «Трудной дружбы» — аниме, рассказывающего о миссии русского адмирала Путятина, установившего между нашими странами дипломатические и торговые отношения 150 лет назад. Во как...

Так как количество московских ранмовцев сильно возросло, они решили собираться (два раза в неделю — по вторникам и пятницам) у фонтанов МГУ, рядом со смотровой площадкой на Воробьевых горах: здесь просторно, места хватает всем, и весь вечер можно общаться, обмениваться записями и впечатлениями. Да и просмотры на квартирах (иногда перерастающие в эдакие круглосуточные аниме-марафоны) никто не отменял, тем более, что с японским пивом и саке сейчас перебоев тоже не наблюдается — а что еще нужно настоящей русской душе для полного счастья?

Несколько полезных ссылок:
ranma.anime.ru/anketa.htm - анкета для вступающих в ассоциацию
fansubs.anime.ru - архив переводов аниме и манги на русский язык
macross.anime.ru - русская страничка о памятном аниме-сериале "Роботех"
www.dnk.itgo.com - японские видеоигры
www.susi.ru - "Виртуальные суси", русские в Японии
www.embjapan.ru - посольство Японии в России
www.halyava.ru/petals/ - "Лепестки сакуры", страничка про современную Японию
www.ex.org - EX, лучший англоязычный сетевой журнал о японской поп-культуре
Во многом благодаря R.An.Ma о японской анимации в нашей стране заговорили. Популярные издания совершенно различной направленности внезапно начали посвящать статьи аниме, а журнал о видеоиграх «Великий Дракон» даже ввел регулярную рубрику соответствующей тематики. «Прогрессивные» клубы и музыкальные группы считают за честь украсить свои флаеры и обложки альбомов манга-картинками. Отечественные мультипликаторы, сначала встретившие аниме в штыки, сейчас меняют свое мнение на противоположное (похоже, что чем больше они смотрят аниме, тем больше «теплеет» их отношение к ним) и, что особенно характерно, сами предпринимают первые попытки освоить пришедший из Японии стиль. Пока эти работы не выходят за рамки коротких экспериментальных произведений. В качестве забавного примера приведем мульфильм «Визитер: гастрономический триллер», его можно увидеть на веб-странице входящей в R.An.Ma студии PIMP (ranma.anime.ru/studiopimp.htm). Помимо упоминавшегося выше Anry, в сети представлены и другие русские художники, вдохновляющиеся японской графикой — можно взглянуть на галереи Отто Рейенталя (surf.to/kleine_welt/), Хиро Юи (animefanart.newmail.ru), Евы Соулу (www.design.krsk.ru/Visitors_Showcase/EvaSoulu/GALLERY.asp), и вашего покорного слуги (www.design.krsk.ru/Visitors_Showcase/KorneevValery/GALLERY.asp). В конце августа команда «Проект 7» (www.project7.ru) выпустила русскоязычную настольную ролевую игру «Эра Водолея», выполненную в виде книги, снабженной большим количеством манга-иллюстраций. Уже больше года на страницах «Классного журнала» Богдан Куликовских публикует полноценную детскую мангу под названием «Ника», описывающую борьбу миленькой девочки-суперагента с Очень-Темными-Силами.

Так хочется, чтобы не только пресса, но и российские телекомпании, кино- и видеопрокатчики наконец обратили свое внимание на японскую анимационную продукцию. Рынок созрел и люди уже знают, что в мире существует популярнейшее направление анимации — красочное, зрелищное, духовное... И отчего-то полностью игнорируемое нашим ТВ, совершенно не представленное на экранах наших кинотеатров. Остается ждать, когда наряду с российскими, американскими, французскими мультфильмами, наш зритель сможет оценить передовую продукцию аниме-студий Японии. И если вы чувствуете, что способны как-то приблизить этот момент, почему бы вам не присоединиться к ассоциации R.An.Ma!


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site