This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 24

Александр Кобзев

Знания по проводам

Заочное обучение актуально для всех, кто пытается совмещать учебу с зарабатыванием денег. Интернет настолько упрощает процесс получения образования без посещения институтов и курсов, что дистантное обучение становится одним из наиболее интересных способов получения знаний. Александр Кобзев (2druga@rbcmail.ru) совмещает обзоры сайтов, где можно чему-нибудь научиться, с аналитическими размышлениями о настоящем и будущем дистантного образования в сети.

У любого человека остается, наверно, лет до тридцати школьно-студенческая привычка, когда лето кажется самым благословенным временем — сессия закончена, можно ехать на море и смотреть там на облака. Но чем ближе конец августа, тем больше начинает лихорадить: ведь скоро снова учеба, сессии и гадкие конспекты. К тому же все деньги, накопленные за год, уже потрачены на море и надо снова работать. Многие учебе предпочитают работу, поскольку опыт часто бывает полезней теоретического багажа, но в отсутствие такового получить какой-либо опыт весьма сложно. Поэтому необыкновенной популярностью пользуются разнообразные платные курсы и институты — с одной стороны, за минимум денег там почти гарантированно можно получить диплом, с другой — преподавательский состав платных отделений именитых ВУЗов подвергается строгому отбору, что дает шанс на получение качественных знаний в короткие сроки. Помимо обычной очной формы обучения со всеми сопутствующими ей неприятностями вроде пустой траты времени на студенческую жизнь есть альтернатива — так называемое заочное обучение.

Cуществуют совершенно разные способы заочного обучения и, безусловно, одна из самых радикальных — дистантное обучение. Собственно, заочное тоже было когда-то полностью дистантным — с помощью обыкновенной почты какой-нибудь полярник, дрейфующий на льдине, посылал свои лабораторные работы в институт, получал по почте зачеты и через несколько лет приезжал за дипломом. С появлением электронной почты и возможности передачи больших массивов данных этот процесс заметно ускорился и стал одной из перспективнейших моделей обучения. Автор данной статьи пытается совместить обзоры сайтов, где можно чему-нибудь научиться, с аналитическими размышлениями о настоящем и будущем дистантного образования в сети.

«Здесь будет город-сад».
Перспективы и новые учреждения

Несмотря на сравнительную молодость не только самого интернета, но и его российского сегмента, уже существует Федерация интернет-образования — www.fio.ru. Ей всего полгода отроду, но планы федерации самые захватывающие — подключение каждой школы к сети и создание высококлассных центров обучения, доступ к которым был бы одинаково легок для учеников Ханты-Мансийска и Нефтеюганска или Москвы и Петербурга. Это часть гигантского проекта «Поколение.ру» президента компании ЮКОС М. Ходорковского и Министерства Образования РФ. Планируются многомиллиардные инвестиции, подписано множество соглашений и постановлений, проводятся семинары и открытые столы, но дальше пока дело не идет. Практически сайт федерации не представляет никакой информации об обучении в Интернете, кроме адресов интернет-центров в Москве и Петербурге. Про «интернет-образование» нигде не сказано ни слова и совершенно непонятно, что участники Федерации под этим словосочетанием понимают — получение знаний через сеть или обучение навыкам сохранения файлов и выключения модема. Фактически это очередной мертворожденный ресурс с неудобной навигацией и отсутствующим дизайном, который наглядно демонстрирует первый недостаток российской интернет-учебы — многие просто не знают, что такое интернет и с чем его едят. Поразительная статистика про «80 миллионов компьютеров-хостов» и «сеть ARPAnet в 1989 году» только усугубляет это впечатление. В подобном же состояние находится и «Диалог-Академия» при старейшем компьютерном центре «Диалог-МГУ» — visualage.dialogue.msu.su. Как везде, там тоже нас уверяют, что «скоро все будет», впрочем, вспоминая авторитет и престиж обеих фирм-учредителей (МГУ и «Диалог-Наука»), хочется верить, что именно тут обещания не напрасны.

Схожая картина вырисовывается и на сайте «Все образование в интернет» (all.edu.ru). Наряду с лентой новостей, которые могут быть интересны всем причастным к сфере российского образования, на сайте также можно прочесть подборку анекдотов про Вовочку и его учителей. В общем, все напоминает домашнюю страницу учителя-энтузиаста. Хотя именно этот ресурс имеет будущее — разухабистый стиль обращений к пользователю скорректирует время, бесполезные разделы исчезнут и, надо надеяться, «Все образование в интернет» станет действительно домашней страницей для миллионов учителей и их подопечных, ведь все задатки к этому имеются. Тем более, что «Московский межвузовский специализированный по школьно-студенческому творчеству и его информатизации в системе непрерывного образования учебно-методический центр НИТ «Новые технологии обучения» (каково название!) уже предлагает учителям пройти краткий курс дистантного образования на факультете повышения квалификации (www.mirea.ru/fpk.htm).

Еще один вариант кота в мешке сделали в Томском Областном Центре Новых Информационных Технологий (www.cnit.tusur.ru), где предлагается получить «очное дистантное образование» — про то, что это из себя представляет, нигде нет ни слова. Обычное дело. И, конечно, уже давно появились абстрактные теоретизирования на эту тему, где нас предупреждают, что «приоритет внимания производителя и потребителя информационного продукта к форме в ущерб содержанию порождает клипообразное мышление. Культурная экспансия, утрата интереса к традиционной культуре, усиление миграции становятся питательной средой для маргинализации растущей части населения России» (www.gpntb.ru/win/kvk/doclad_2.htm). Прочитать более внятные мысли о том, что нас ждет в будущем, можно на странице некоего Н.Н.Шихова, старого фидошника (shikhov.virtualave.net/dist_ob.htm) — там приводятся выдержки из коференции ru.school, описание пары проектов и общая информация о том, что такое дистантное образование. А на www.usvpu.ru/student/mikl/html/contens.htm лежит большая работа безвестного студента Уральского Педагогического Института о проблемах дистантного образования. Работа достаточно профессиональная, и для будущих электронных преподавателей она подходит гораздо лучше, чем пресловутые курсы повышения квалификации, где учат пользоваться Outlook Express. Впрочем, не все так страшно при глобализации культуры и образования — некоторые институты, невзирая на объективные трудности, уже сегодня предлагают пройти курс дистантного обучения со всеми возможными студенческими льготами: от студенческих проездных до отсрочки от армии.

«Future is here».
Российские вузы в Сети

Полезные ссылки:
www-windows-1251.edu.yar.ru — Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников
www.eidos.ru — Центр дистанционного образования «Эйдос»
www.transameritech.ru/sisvideo /whitepine/cp.htm — Компания TransAmeritech. Программное обеспечение для организации дистанционного обучения Class Point компании White Pine Software
www.iape.ru/obuchenie_cd.htm — Дистанционное обучение в Институте дополнительного профессионального образования Российской Академии Туризма
www.machaon.ru/atomsec/nach.html — Группа Махаон совместно с НИИЯФ МГУ, ИАЭ им. Курчатова и Ассоциацией международного образования представляют компьютерный курс «Атомная энергетика и ее безопасность»
domino.muh.ru — Современный Гуманитарный Университет предлагает услуги по дистанционному обучению в интернете
distant.chi.edu.ru — Сервер дистанционного образования Столичного Гуманитарного Института
www.user.cityline.ru/~cd-media/ — Обзор современного состояния дистанционного образования в мире
www.user.cityline.ru/ ~idcriast/distant/022.htm — Сеть открытого образования, проект «Незримый колледж»
www.nsu.ru/materials/ssl/ — Научная лаборатория школьников
www.gradschools.com/ ?AID=108575&PID=457409 — Невероятно богатый ресурс; программы обучения почти всему (от изящных искусств и фотографии до теологии и women’s studies) и почти везде (от Америки до Японии); к сожалению, пользование им подразумевает владение английским языком, а процесс обучения, возможно, — еще и другими; но, может быть, ради доступа к таким возможностям стоит их и выучить
www.grsolid.ru — Дистанционное юридическое образование в Московском Государственном Открытом Университете
Подавляющее большинство деканатов самых различных вузов с начала 90-х ввели множество видов оплаты за обучение — и прямое, когда абитуриент платит за свое обучение, и косвенное — «бесплатный» студент платит при пересдаче экзаменов или за факультативные дисциплины. Руководство понять можно — хронические невыплаты, бедственное положение, утечка кадров и так далее. Оптимальное решение, когда институт получает деньги при минимуме затрат, — это, как уже отмечалось выше, заочное обучение. Обучение через интернет делает затраты совсем мизерными — исключительно на интеллектуальные разработки, оплата которых, по традиции, исчезающе мала. Именно поэтому в ближайшие годы следует ожидать взрывного развития этой формы обучения в российских вузах. Пока же будущее многообразие выбора интернет-образования предвещают первые робкие попытки. К сожалению, дать адекватную оценку всем курсам в этой статье не удастся, поскольку для этого необходимо прослушать хотя бы часть лекций. Большинство проектов дистантного образования составляют курсы английского или прикладных дисциплин вроде менеджмента или маркетинга. Классический пример — www.lessons.ru, где можно бесплатно подучить английский и сдать тест TOEFL. За курсы по менеджменту и бухучету придется платить около $400. На дипломе будет стоять вензель Institute of Business Administration — видимо, серьезной структуры, коли информация про нее скрыта в глубинах Сети.

Институт Дистантного Образования при РУДН (Университет Дружбы народов, www.pfu.edu.ru/ido) предлагает больший, чем обычно, выбор курсов. Кроме обычных юриспруденций и экономик, еще есть журналистика и психология. Размер оплаты нигде не указан, а ссылки на некоторые страницы выводят 404-е приветствие, но даже несмотря на эти досадные ошибки, проект РУДН имеет достаточно большое будущее. «Центр дистанционного обучения» (www.cdo.ru) при Академии народного хозяйства также предлагает пройти за $400 курсы по менеджменту, маркетингу и прочим бизнес-наукам. Все можно сделать, не выходя из дома — и в этом огромное преимущество ЦДО перед другими подобными ресурсами.

Проект «Открытый Колледж» (www.college.ru), лауреат разных «Интел-премий» и «Золотых Сетей», создан компанией «Физикон» (www.physicon.ru), которая специализируется на школьном образовательном ПО по точным наукам. На сайте можно найти демо-версии программ и бесплатные курсы для школьного самообразования по точным наукам. Консультантами выступают преподаватели и аспиранты МФТИ, но никаких специальных бонусов, кроме собственно знаний, слушатели курсов, увы, не получают. «Русский Интститут Управления» и РГТК «Тантал» (www.tantal-rim.com/russian.htm) также предлагают за приблизительно $20 в месяц стать бизнесменом. Все обучение происходит по почте — обычной для документов и электронной для учебных материалов. Можно бесплатно записаться на пробные две недели. Главное, что время обучения зависит исключительно от абитуриента.

Компания Anri Education Systems (www.anriintern.com/ind.shtml) поможет стать полиглотом в интернете — тут можно выучить основные европейские языки (английский, французский, немецкий), региональные (чешский, португальский) и даже китайский. Самое приятное — все абсолютно бесплатно. В качестве приложения еще есть исторический, географический и бизнес-курсы. Там же можно получить работу преподавателям, посредникам, художникам и веб-дизайнерам. Понятно, что кроме фактических знаний, студент больше ничего не получит. Впрочем, знания — главнее всяких бумажек. Этот проект, безусловно, имеет большой потенциал, только хочется задать классический вопрос «Кому это выгодно?».

Но самым лучшим выбором, на наш взгляд, будет обучение в Московском Институте Электронной Техники (www.miee.ru) — именно здесь дадут отсрочку от армии и полностью легальный государственный диплом. Совместно с Московским Областным Центром Новых Информационных Технологий выпущены HTML-учебники и программы. В МИЭТ можно дистантно получить специальности по информационным технологиям — от инженерных до управленческих. Все выглядит крайне привлекательно, но для получения дополнительной информации об оплате и условиях поступления-учебы надо написать письмо по адресу dre@miee.ru — на факультет дополнительного и дистанционного обучения МИЭТ.

Итак, проблем в том, чтобы, не выключая компьютера, стать менеджером или бухгалтером нет никаких. Выучить английский и еще несколько языков — тоже. Возможностей получить диплом о непонятном высшем образовании также достаточно, но приобрести действительно стоящую профессию через интернет пока можно только в МИЭТ.

Что же касается иностранного образования, то это тема отдельной большой статьи. Только в Yahoo в подразделе «Дистантное образование» проиндексирован 451 ресурс. Даже на то, чтобы мельком просмотреть их все, ушло бы ощутимое время. В иноязычном интернете можно получить практически все — и диплом, и работу по специальности, даже несмотря на российское гражданство. Только размер оплаты будет на порядок выше, чем в местных дистантно-обучающих институтах. Выбор специальностей не ограничивается бизнес-профессиями. Иными словами, было бы желание и силы, и покорение мира с помощью интернета становится только вопросом времени и качественного подключения.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site