This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 22
Скандал
Настик Грызунова

Napster: история болезни

Можно, конечно, объявить, что конфликт компании Napster и чуть ли не всей махины американской индустрии звукозаписи сводится к проблеме нарушения авторских прав. На этом тезисе даже можно остановиться, поскольку он, в общем-то, верен. Однако он не есть вся правда. Napster и ему подобные оказались жертвами — причем не единственными — конфликта гораздо более глубокого и менее поддающегося разумному решению по причине традиционной негибкости человеческого сознания: конфликта онлайна и офлайна как таковых.

Cюжет прекрасен, замысловат и до сих пор не имеет даже промежуточного финала. Летом 1999 года девятнадцатилетний Шон Фэннинг разработал программу Napster, позволяющую создать интерактивную многопользовательскую среду для некоторого специфического взаимодействия. Napster предоставляет всем подключенным к нему пользователям возможность обмениваться музыкальными файлами в формате mp3 практически напрямую: центральные серверы Napster обеспечивают возможность поиска на компьютерах всех подключенных к ним пользователей, а обмен происходит в обход центральных серверов, по схеме user-to-user. Как нетрудно догадаться, немалая часть записей, циркулирующих в сформировавшейся вокруг Napster среде, защищена законом об авторских правах, однако распространяется бесплатно. Napster спокойно просуществовал пять месяцев, став весьма востребованным сервисом (традиционно считается, что особенную популярность он заслужил среди студентов американских университетов). Мирная идиллия закончилась 7 декабря, когда Ассоциация индустрии звукозаписи Америки (RIAA) подала на компанию Napster в суд за «прямое и косвенное нарушение копирайта». С этого момента компания Napster стала для средств массовой информации одним из любимых героев.

Забегая вперед, заметим, что Napster — отнюдь не единственный пример реализации описанной технологии (впрочем, единственный, столкнувшийся с судебным преследованием). В середине марта принадлежащая America Online компания Nullsoft, разработчик популярного mp3-плейера Winamp, выпустила свою версию сходного программного продукта под названием Gnutella. Эта разработка имела несколько существенных преимуществ по сравнению с Napster. Во-первых, вместе с этой программой был опубликован ее исходный код, что само по себе обеспечивает большую живучесть продукта. Во-вторых, в отличие от Napster, Gnutella предоставляет пользователям целиком децентрализованную и соответственно практически не поддающуюся контролю (а равно и судебному преследованию) среду, в которой пользователям не требуется подключаться к центральным серверам системы для того, чтобы участвовать в обмене файлами; вместо этого они имеют возможность создавать собственные мини-сети и взаимодействовать друг с другом уже внутри них. Наконец, в-третьих, Gnutella умеет оперировать не только с mp3, но и с любыми другими файлами — от видео до программных продуктов. Администрация AOL, узнав о разработке Nullsoft, закрыла к ней доступ, однако к этому времени программа уже обрела суверенитет, разошлась по сети и, будучи продуктом open source, начала жить собственной жизнью. Отпустив свое детище на волю, разработчики Gnutella в конце мая объявили о создании на базе тех же принципов, что Gnutella и Napster, децентрализованной поисковой системы InfraSearch.

Ряд университетов, посчитав суммарный трафик в своих локальных сетях и обнаружив, что mp3-файлы составляют до 20% от всего потока данных, закрыли своим студентам доступ к серверам Napster
Вернемся к событийному ряду. После подачи иска RIAA жизнь Napster и образовавшегося вокруг него сообщества стала весьма напряженной. Ряд университетов, посчитав суммарный трафик в своих локальных сетях и обнаружив, что mp3-файлы составляют до 20% от всего потока данных, закрыли своим студентам доступ к серверам Napster. На разработку способа обойти эту блокировку у студентов-энтузиастов ушло несколько дней, на усовершенствование университетских сетей, в результате которого доступ был открыт вновь, — несколько месяцев. Это сложносочиненное взаимодействие университетов с Napster сопровождалось студенческой кампанией протеста и сбором подписей под петицией против закрытия доступа к сервису (в настоящий момент адрес savenapster.com, где была опубликована петиция, является одним из адресов собственно Napster).

Рассмотрение иска RIAA затянулось: 5 мая, однако, состоялось предварительное судебное слушание, в ходе которого судья Мэрилин Холл Пейтел раздумывала, будет ли вообще рассмотрен иск. Вопрос был решен положительно: компанию Napster будут судить за нарушение копирайта. Аргументы адвоката компании, утверждавшего, что Napster не является нарушителем копирайта, поскольку на его серверах не хранится никаких пиратских материалов, были проигнорированы. История, до некоторого момента протекавшая более или менее размеренно, хоть и с участием судебных властей, приобрела драматический оттенок, когда сервисом Napster заинтересовались собственно те, чей копирайт нарушался. Среди музыкантов у Napster обнаружились как горячие сторонники, так и противники.

13 апреля группа Metallica подала в суд на Napster и три университета, не закрывших к нему доступ, за хронические и массовые нарушения авторских прав группы. 25 апреля аналогично поступил рэппер Андре Янг, известный как Dr. Dre, — он, в отличие от металлистов, подал в суд на Napster и всех пользователей, которые обменивались пиратскими записями его песен. Перспектива судебных тяжб с музыкантами вынудила компанию Napster по первому требованию, после минимальной проверки заблокировать доступ к своим серверам в общей сложности более 500 тысячам пользователей (317 377 поклонников «Металлики» и 230 142 поклонника Dr. Dre), чьи IP-адреса были выявлены компанией NetPD по заказу истцов. Впрочем, блокирование сопровождалось комментарием администрации Napster: все пользователи, считающие, что их IP-адреса заблокировали по ошибке, могут прислать жалобу, которая затем будет передана адвокатам музыкантов. За первую неделю адвокатам одной только «Металлики» было отослано более 30 тысяч таких жалоб. Университеты, указанные музыкантами «Металлики» в иске — Йельский, университет Индианы и университет Южной Калифорнии, — в течение недели после подачи иска отступились от Napster и закрыли своим студентам доступ к его серверам. 1 июня страсти вновь разгорелись: обнаружилось, что у пользователей Napster есть запись песни Мадонны с еще не изданного альбома Music. Это обстоятельство, правда, пока не повлекло за собой отдельного иска: Мадонна никак не отреагировала, а звукозаписывающая компания Warner Brothers Records и без того участвует в судебном преследовании Napster как один из членов RIAA.

Сейчас, когда сеть стала объективной реальностью, мы вынуждены пересматривать само отношение к интеллектуальной собственности. Речь должна идти не об адаптации существующих законов, традиций и норм, а о выработке новых на базе того, что мы знаем о новой реальности, сконденсировавшейся в результате появления интернета
Впрочем, среди музыкантов объявились и сторонники Napster: рэп-музыкант Chuck D неоднократно публично заявлял, что система, разработанная компанией, дает музыкантам беспрецедентную возможность напрямую общаться со своей аудиторией и, соответственно, музыкантам только выгодна — в том числе и с точки зрения увеличения продаж их записей. Того же мнения придерживается и Ice-T: оба музыканта считают Napster «радио двадцать первого века». Отдельно стоит отметить точку зрения Кортни Лав: ее позиция в отношении RIAA и Napster вкратце описывается тезисом «оба хуже». Певица заявила, что она целиком на стороне группы Metallica, но ни в коем случае не поддерживает RIAA, поскольку американская звукозаписывающая индустрия обкрадывает артистов ничуть не меньше, чем пираты. Распространение своих композиций в mp3 Кортни Лав приветствует, но лишь до тех пор, пока сама имеет возможность контролировать процесс.

Отношения Napster с музыкантами зависли в неопределенности, чего не сказать о RIAA. 12 июня RIAA отослала в суд запрос на предварительное судебное предписание в отношении Napster: на основании не слишком внятных подсчетов, согласно которым использование сервиса якобы отражается на продажах компакт-дисков, RIAA потребовала до вынесения судебного решения закрыть Napster.

Даже если этот временный запрет (который пока не есть свершившийся факт, а лишь сформулированное требование RIAA) превратится в постоянный и Napster будет признан виновным в нарушении копирайта и закрыт навеки, распределенные системы обмена файлами не исчезнут: в настоящее время есть десятки версий Gnutella, программа iMesh, всегда существовавшая параллельно Napster, но из-за отсутствия против нее судебных исков не столь известная, а равно менее удачные аналоги вроде Scour.com и Wrapster. Наличие этих и подобных систем, таким образом, становится неоспоримым фактом, и запретить их, разумеется, нереально.

Все множащиеся опросы общественного мнения показывают, что, как бы ни нервничала RIAA, Napster представляет собой гораздо меньшую опасность, чем принято думать. Проведенный в середине мая опрос компании Webnoize показал, что 58,5% опрошенных пользователей Napster готовы платить по 15 долларов за использование этого сервиса. 7 июня были опубликованы результаты исследования, проводимого CyberDialogue: 29% сетевых меломанов склонны покупать альбомы в неоцифрованном виде и около 11 миллионов согласны ежемесячно платить за право скачивать оцифрованные композиции. Это означает, что у звукозаписывающей индустрии есть шанс плодотворно сотрудничать с Napster и ему подобными, разумным образом используя возможности этих систем. Если уж индустрии звукозаписи так нужны деньги. На самом деле такое сотрудничество — Napster как он есть и индустрия звукозаписи как она есть — станет лишь полумерой. Можно сколько угодно рассуждать о способах защиты интеллектуальной собственности в интернете. Можно даже пытаться разрабатывать технические средства, позволяющие эту собственность охранять, — многочисленные способы защиты от копирования, к примеру. Очевидно однако, что сейчас, когда сеть стала объективной реальностью, как бы ни сопротивлялись этой простой мысли сторонники традиционных методов защиты интеллектуальной собственности, мы вынуждены пересматривать само отношение к интеллектуальной собственности. Речь при этом должна идти уже не об адаптации существующих — офлайновых — законов, традиций и норм, а о выработке новых на базе того, что мы знаем (или пока не знаем, но должны знать) о новой реальности, сконденсировавшейся в результате появления интернета. Это тот исходный тезис, понимание которого до сих пор затруднительно для традиционных властей и традиционных корпораций. Очевидно, что информационный обмен в сети — система, отменяющая многие условности офлайна, — в том числе, как ни прискорбно это для музыкантов «Металлики», и выплаты музыкантам (не говоря о студиях звукозаписи) за прослушивание каждой композиции. Разумеется, проще всего объявить, что несправедливость такого положения требует введения в сети офлайновых правил, однако контролировать их выполнение все равно окажется крайне проблематично. Из чего, видимо, следует, что в условиях существования интернета индустрии звукозаписи и музыкантам имеет смысл в корне пересмотреть способы взаимодействия с аудиторией. Что, конечно, не есть тривиальная задача — но тривиальные задачи остались офлайн.


Napster
www.napster.com

Napster: Infringement Notice
infringe.napster.com

Recording Industry Association of America (RIAA)
www.riaa.org

Nullsoft
www.nullsoft.com

Gnutella
gnutella.wego.com

OpenNap: Open Source Napster Server opennap.
sourceforge.net

Поисковая система InfraSearch
www.infrasearch.com

david.weekly.org/code/napster.php3

Metallica
www.metallica.com

PayLAR$.com
www.paylars.com — сбор средств в пользу пострадавшей «Металлики»

Dr. Dre
www.dr-dre.com

Йельский университет
www.yale.edu

Университет Индианы
www.indiana.edu

Университет Южной Калифорнии
www.usc.edu

Chuck D
www.rapstation.com

Ice-T
music.zdnet.com/features/icet/?chkpt=zdnnp1ms

Кортни Лав
www.salon.com/tech/feature/2000/06/14/love/

www.riaa.org/PR_Story.cfm?id=284

Scour.com
www.scour.com

iMesh
www.imesh.com

Webnoize
www.webnoize.com

CyberDialogue
www.cyberdialogue.com

Secure Digital Music Initiative (SDMI)
www.sdmi.org

Джон Перри Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной сети
russ.ru/netcult/99-03-26/barlow.htm


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site