This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 22

Андрей Герасимов

Что Яндекс новый нам готовит?

В конце июня компания объявила о целой серии новых проектов. Наш корреспондент расспросил генерального директора Аркадия Воложа о дальнейших планах компании, а Елену Колмановскую, главного редактора «Яндекса», — об особенностях новой версии поисковой машины.

— Почти полторы недели Яндекс объявлял об открытии новых проектов. Несколько слов о каждом из них?

— До недавнего времени Яндекс был поисковой системой, сейчас сервис расширяется. Мы еще никуда не приплыли, но уже оттолкнулись от берега.

В понедельник, 19 июня, обновился дизайн головного сайта — yandex.ru. Во вторник, 20 июня, также изменился дизайн на Народ.ру — скоро на этом сайте появится несколько новых сервисов. В среду, 21 июня, анонсировали новостной проект — страницу news.yandex.ru; этот сервис тоже еще ждут большие изменения. В четверг — Яндекс-закладки, это букмарк-сервис: свои любимые сайты вы можете «закладывать» на нашем сервере; услуга аналогична сетевой почте, которой можно пользоваться с любого компьютера. А то на работе одни закладки, дома другие — это неудобно. Причем можно «делиться» этими закладками, образовывать клубы по обмену ими, каталог закладок устраивать.

В пятницу, 23-го, был запущен сайт Дмитрия и Евгении Завалишиных. Ребята пришли к нам заниматься другим, очень интересным проектом, и dz мы у них выкупили (обменяли на акции Яндекса). На сайте теперь новый дизайн, постепенно будет меняться содержание. Старый адрес (www.dz.ru) сохранится.

В выходные дни, 24-25 июня, мы анонсировали свой открыточный сервис. Если службу по «закладкам» мы программировали сами, то с открытками мы просто транслируем сервис (программу и наполнение), созданный другой компанией — GreetingDepot. Ребята сидят здесь и делают сайты для заграницы. Они предложили нам транслировать их контент, и мы с удовольствием согласились — вряд ли разумно сейчас создавать с нуля открыточный сайт. Это первый для нас опыт сотрудничества с совсем чужим контентом, и нам интересно, как это будет работать.

В понедельник, 26 июня, был запущен почтовый сервер, на котором ваш адрес будет выглядеть как имя@yandex.ru. Мы не думаем, что у нас будет крупнейший сервер, но иметь подобную услугу необходимо, и на определенную долю этого рынка мы рассчитываем.

Во вторник запущен совместный проект с «Кодаком». Для нас он очень важен, так как связан с офлайном. Суть заключается в оцифровке пленок клиента и выкладывании их на сервер Яндекса — fotki.ru. Вы просто должны оставить свой адрес электронной почты в Кодак-Экспрессе при сдаче пленки в проявку, и на ваш почтовый ящик придет короткое письмо со ссылкой на страницу Яндекса, на которой размещены ваши фотографии. Кодак рассматривает это как еще один сервис. Оплата происходит через экспресс-центры фирмы (пока в пилотном режиме в 10 точках Москвы).

Эта услуга будет интегрирована с Народом.ру: одним нажатием кнопки можно превратить фото, опубликованные на fotki.ru, в фотоальбом на narod.ru.

— В последнее время по «НТВ» нередко можно увидеть рекламу Яндекса, в которой снялся Тема Лебедев, загримированный под матерого бандита. Кто придумал идею этого рекламного ролика?

— Само придумалось. Мы сидели неделю, долго выбирали сценарий из 30-40 предложенных, писали свои сценарии, в общем, был кризис жанра. В конце концов при обсуждении одного из не очень удачных сценариев с метафорой «поиск-розыск» вспомнили про известный состаренный портрет Темы Лебедева. Пригласили сняться Тему, он согласился — и стало понятно, что получится живой продукт. Конечно, это реклама не массовая, мало понятная людям, никак не связанным с сетью, и мы ее мало показывали. По количеству просмотров интернет, наверное, опередил телевидение — ролик был скачан 60 тысяч раз! А недавно в одном коридоре я наблюдал двух солидных мужчин один из которых спросил: «Закурить не найдется?» Ответ был «Найдется все!» Новая реклама у нас гораздо более спокойная, понятная более широкому кругу зрителей.

— Как обстоят дела с работой Яндекса в регионах? Какой из них самый популярный по количеству запросов после Москвы и Санкт-Петербурга?

— Вот уже полгода мы работаем с регионами, и нашими партнерами являются различные местные каталоги. Мы сотрудничаем с организациями, которые ведут региональные списки. Вот, например, нахожусь я в Хабаровске, есть 30 сайтов, относящихся к данному городу, и чтобы не лазить по всему интернету в поисках требуемой информации, я обращаюсь именно к этому списку. Списки местных сайтов может прислать кто угодно, но если в них будут выдвигаться только свои проекты, то, конечно, подобные вещи будут пресекаться.

Что касается регионов, из которых больше всего поступает запросов, то это Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов. А всего с нами сотрудничает 40 регионов.

— В каком состоянии находится wap-проект Яндекса?

— Данный проект мы запустили на выставке «Связь-Экспокомм» 10 мая. Запросов пока на wap-сайт приходит немного. В основном пользуются поиском, а в скором времени будет доступна почта. Сейчас на сайте зарегистрировано порядка ста российских wap-ресурсов. Это, конечно, немного, но на момент открытия проекта их было всего восемь.

— Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, что такое Yandex Wap-City, какие новые услуги появятся в ближайшем будущем?

— Зная свое точное месторасположение, при помощи мобильного телефона вы сможете выяснить, какие учреждения, заведения вас окружают. В настоящий момент система работает через ввод в поисковую строку названий улиц. После того, как задана какая-нибудь улица, на экране появляется информация, что там есть, например, три парикмахерских, пять баров, шесть бань.

К осени этого года в МТС должно появиться оборудование, которое позволяет определять ваше местонахождение в городе. То есть ездя на машине по городу, можно включить мобильный и выяснить, где находится ближайшая заправка.

— Насколько масштабен данный проект, как много сотрудников в нем задействовано?

— Пока это все эксперимент — поскольку большого рынка еще нет; существуют и технические сложности, так что над ним работает не так много людей. Но к концу года мобильная связь станет более доступной, на флэш-карте возможно будет разместить броузер, да и каждый новый аппарат будет с wap'ом, и пользоваться интернетом станет удобнее.

— Каковы ваши взаимоотношения с NetBridge? Считаете ли вы, что они позаимствовали у вас не только идею, но и технологию для Boom.ru? Насколько жесткая конкуренция существует между этими проектом и Narod.ru?

— А мы позаимствовали идею поиска у Alta-Vista... Ну, а если серьезно — конечно, нет. Когда мы расходились, нам казалось, что это делается, чтобы каждый мог обрабатывать свою делянку. Но им, наверное, казалось по-другому. Судя по трафику сайта, серьезной угрозы он пока не представляет. С появлением Boom.ru никакого оттока посетителей от Narod.ru не произошло.

Вообще сейчас на рынке намечаются такие тенденции, что, возможно, произойдет объединение многих игроков, и будут существовать один, два, максимум три крупных портала.

— Каковы стратегические планы Яндекса?

— Мы видим в Сети четыре ниши, непосредственно заполняя две из них.

Первая — интернет как огромное справочное бюро (как ходят электрички, что пишут в журнале «Интернет», какая завтра погода, кто сказал «мяу»).

Вторая — интернет как средство коммуникации, как место, где развиваются новые виды сервисов, особенно бесплатных (почта, хостинг, открытки).

Третья ниша — сеть как новые медиа (новостные агенства, газеты, информационные сайты). Подобный контент мы не генерируем, а занимаемся тем, что индексируем чужие сайты и отправляем на них людей.

Четвертая ниша — e-commerce, интернет как средство делать покупки. У нас не будет своих магазинов, складов и средств доставки, но мы будем помогать другим этим заниматься. Через некоторое время Яндекс запустит несколько сервисов, помогающих людям продавать и покупать.

О новой поисковой машине рассказывает Елена Колмановская, главный редактор Яндекс:

Поисковая машина изменилась довольно сильно. «Голое» лицо не пропало, интерфейс для «искателей» переехал на www.ya.ru. (На его появление, кстати, мы получили много отзывов: от разгневанных — «Да вы, да ваш Тема, ухожу я от вас, что вы себе позволяете» до «Здорово, классно, наконец-то, никакой рекламы»). Появилась структура в результатах найденного. Если до этого поисковая система выдавала огромный список документов, то теперь на экранах появляется тематический спектр того, что найдено. Тематический каталог, который мы используем, создан List.ru, но это временно. Например, по запросу «Гусинский» будут найдены данные в разделах «Государство российское», «СМИ», «Деловой мир» и так далее по убыванию.

Следующий элемент, который был введен в систему, называется «параллельным поиском». То есть появилась возможность искать не только по интернету, но и по другим источникам информации. Поисковая машина — устройство архивного характера, она не может индексировать сайты пять раз в день. Но существует «горячая» информация — новости, например, которые появляются каждые несколько минут. Пока мы взяли две темы: новости и товары. Если в запросе, который вы сделали, есть соответствие определенной новости или товару, то информация о них появится на той же поисковой странице. Технология параллельного поиска уже апробирована, поэтому в ближайшее время список тем расширится.

Сейчас поисковая машина гораздо лучше «понимает» широкие запросы — это значит, что когда пользователь ищет общую информацию, — например, дает запросы типа «отдых» или «НТВ», — ему будет гораздо проще ориентироваться в найденном несмотря на то, что мы индексируем сейчас гораздо больше (более 20 миллионов) документов. Кроме того, к морфологии добавился синтаксис — это улучшает результативность поиска по длинным запросам. Вот, например, один из последних запросов: «Система жизнеобеспечения пилотируемых летательных аппаратов». Скорее всего, странички, где есть этот текст, не существует, но синтаксис позволит из фразы выделить связанные группы, иначе машина искала бы все слова по очереди.

Помимо этого, робот научился разговаривать со своим «младшим братом»: на тех сайтах, где стоит «Yandex site», его по желанию веб-мастера можно связать с yandex.ru, и информация будет обновляться гораздо быстрее, чем при стандартном подходе, а нагрузка на сервер при этом оказывается ниже.

Записывал Дмитрий Коровин


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site