This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 22
Провода и пакеты
Александр Милицкий

Затишье перед бурей

Лето на провайдерском рынке — период затишья между двумя сезонными оживлениями, — весенним, с его комтеками и связьэкспокоммами, и осенним, с интернеткомами и софтулами. К концу июня народ понемногу сдает дела и отправляется в отпуска, чтобы вновь начать собираться на рабочих местах где-нибудь к двадцатым числам августа, когда графики роста продаж телекоммуникационных компаний начинают понемногу загибаться вверх. Эти своеобразные летние каникулы ISP-компании используют двояко. Те из них, что успели проанонсировать новые проекты на весенних выставках, отлавливают баги и пытаются во всеоружии встретить осенний пик продаж; остальные же — имеют передышку спокойного времени на подготовку новых проектов, о которых будет объявлено осенью.

Наиболее громко этой весной прозвучали две заявки — проект «Точка.Ру» компании «ПТТ-Телепорт» и несимметричный спутниковый доступ от «НТВ-Интернет». Оба эти проекта, при всем их технологическом различии, претендуют более или менее на одну и ту же нишу, — сравнительно недорогой (доступный мелким фирмам и состоятельным частным лицам) широкополосный доступ в интернет по технологиям, отличным от привычного коммутируемого доступа или выделенок 64/128/256, приходящих по меди или по оптике. При этом для обоих проектов характерны сходные маркетинговые ходы и одинаково весомые претензии на значительность зоны охвата.

«Точка.Ру» (подробности см. в статье Андрея Герасимова на стр. 30) предоставляет высокоскоростное (до 8 Мбит/с) подключение к интернету по медным проводам с использованием асимметричной ADSL-технологии. «НТВ-Интернет» предлагает доступ через принадлежащий группе «Медиа-Мост» спутник, причем полоса пропускания в сторону абонента может достигать от 365 Кбит/с до 1 Мбит/с, — по сравнению с ADSL немного, но все же на порядок больше, чем пользователь получает при обычном dial-up-доступе. Обе компании не были свободны в выборе технологии, а пытались максимально приспособить к нуждам своих интернет-проектов уже имеющиеся ресурсы (лежащие под всей Москвой медные провода МГТС в одном случае, и уже имеющийся спутниковый комплекс с зоной вещания, охватывающей значительную часть территории страны, — в другом). Оба проекта спозиционированы приблизительно в одной и той же ценовой нише. На момент написания этой статьи официальный сайт www.ntvi.ru не содержал информации, относящейся к стоимости услуг «НТВ-Интернет». Как сообщила представитель компании Ирина Карвелистова, тарифы будут опубликованы на сервере к моменту запуска системы в коммерческую эксплуатацию. По ее словам приобретение и инсталляция полного комплекта оборудования обойдется приблизительно в $250 единовременно ($170 — стоимость вставляемой в компьютер платы, $40 — антенна с конвертером и около $40, в зависимости от сложности, — работы по установке и настройке). Это дешевле по сравнению с $750 + НДС инсталляции «Точки.Ру»; ежемесячные же затраты абонента «НТВ-Интернет», в особенности корпоративного, укладываются в деньги, сравнимые со $150/мес + НДС за ADSL от «ПТТ-Телепорта» ($21/мес для частных пользователей и $60/мес для юридических лиц плюс стоимость соединения через провайдера коммутируемого доступа).

На этом, однако, сходство практически заканчивается, ибо недостатки у этих проектов разные. В случае с «Точкой.Ру» — совершенно непонятно, что будет делать клиент со столь широкой полосой пропускания. Ведь эффективная (до 70%) прогрузка даже канала с пропускной способностью 64 Кбит/с дает месячный трафик почти 15 Гб, чего более чем достаточно для небольшой фирмы, не говоря уже о частном лице. Такой трафик обойдется абоненту, по тарифам «Точки.Ру», приблизительно в $1800/мес с учетом НДС, что уже многовато для большинства потребителей этой группы. Эффективная же загрузка восьмимегабитного канала потребует от пользователя ежемесячных затрат порядка $220 тыс, что и вовсе выходит за рамки представимого. Наконец, следует помнить, что пропускная способность российского бекбона в настоящее время составляет 155 Мбит/с (скоростная сеть M9-IX), и чтобы парализовать российский интернет, было бы достаточно двух десятков полностью прогруженных восьмимегабитных каналов. Из этого можно сделать вывод, что даже сами авторы проекта не рассматривают столь высокую скорость доступа кроме как в качестве маркетингового хода, призванного привлечь к себе ажиотажное внимание публики.

К недостаткам же спутникового доступа «НТВ-Интернет», очевидно, относятся необходимость использования для исходящего траффика коммутируемой линии (а значит — вопросы дозвонки до диалапного провайдера, качества модемного соединения и ограничения на исходящий трафик, делающие сомнительной возможность, например, установки на стороне клиента собственного web-сервера), а также неизбежная спутниковая задержка сигнала, ухудшающая качество ряда сервисов. Поэтому ответ на вопрос, насколько эта услуга будет конкурентоспособна в Москве, будет зависеть от ценовой политики и маркетинговых ходов руководства «НТВ-Интернет»; в провинциальных же городах, в которых слабо развита канальная инфраструктура, новое детище «Медиа-Моста» имеет весьма неплохие шансы на успех.

Рассматривая этот проект, однако, необходимо обратить внимание на нарочитую видимую дешевизну предлагаемой услуги. На заявленной скорости 365 Кбит/с активный пользователь, обеспечивающий 50% загрузку канала, за месяц способен скачать около 55 Гб траффика. Понятно, что авторы проекта ориентируются на абонентов, обращающихся преимущественно, к российским ресурсам, трафик с которых солидному провайдеру обходится в фиксированную сумму в месяц независимо от объема. Однако если пользователь будет обращаться преимущественно к зарубежным ресурсам, или же только к ним (например, используя услугу «НТВ-Интернета» для дешевой подпитки кэша прокси-сервера или скачивая аудиофайлы и видеозаписи), то себестоимость такого абонента влетит компании в ощутимую копеечку. В настоящее время зарубежное коннективити осуществляется через «Cable & Wireless» (32 Мбит/с). Судя по всему, ограничение потребления «зарубежки» будет осуществляться на уровне пропускной способности каналов на Запад, которые попросту физически не позволят пользователям вытащить больше траффика, чем заложено в бизнес-плане. В общем, чудес на свете не бывает, и законов сохранения никто не отменял.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что оба этих проекта были анонсированы весной, перед наступлением летнего затишья. Очевидно, что сколько-нибудь значительного сбыта до конца лета обеспечить так или иначе не планируется. Почему же для презентации была выбрана именно весна, а не осень?

Судя по всему, и та, и другая компания торопятся засветить свои торговые марки на сегменте альтернативных средств доступа для частных и мелких корпоративных клиентов. Им необходимо время, чтобы потенциальный потребитель уже узнавал бренд и был в курсе содержания предложения к тому моменту, когда в начале осени вспыхнет острая конкурентная борьба между московскими операторами, предоставляющими выделенный доступ в жилых домах. Это обострение исподволь готовилось всем ходом развития событий с начала года, и сейчас не остается уже никаких сомнений, что оно неминуемо произойдет.

Стало очевидно, что любительские домашние сети в том виде, в каком мы их знаем с 1997 г., практически исчерпали возможности своего развития. Они создавались как объединения энтузиастов-компьютерщиков и были по-своему хороши в этом качестве, однако дальнейшее сколько-нибудь существенное повышение плотности подключенных на один дом абонентов возможно только в случае расширения клиентской базы за счет «людей с улицы». То есть — потребителей, для которых компьютер и интернет являются не любимой игрушкой или экзотической диковинкой, а таким же бытовым явлением, как телефон или телевизор. Удовлетворить же такого клиента по соотношению цены и качества предоставляемых услуг любительские сети попросту неспособны из-за высоких накладных расходов, отсутствия круглосуточной технической поддержки, неразвитости билинговых систем, а зачастую — и весьма существенной перегрузки каналов.

Во-вторых, не менее очевидным стал тот факт, что крупные провайдинговые компании, пытавшиеся выступать на этом рынке —«МТУ», «ПТТ» и «Ситек» — потерпели сокрушительное маркетинговое поражение, несмотря на находящиеся в их распоряжении немалые технические возможности. Поражение это вполне объяснимо в ситуации, когда средний пользователь повременного коммутируемого доступа в Москве тратит в месяц на интернет порядка $12, — понятно, что, пока его устраивают цены и качество услуг dial-up, он не станет подключаться к самой распрекрасной выделенке, за которую ему предложат выложить от $30 до $50 и даже больше в месяц. Для игроков, профессионально действующих на провайдинговом рынке, стало ясно, как именно нельзя работать на домашнем рынке. Естественно, что специалисты ряда компаний сосредоточились на анализе чужих ошибок и выработке оптимальных собственных стратегий, реализацию которых нам предстоит увидеть в уже не столь отдаленном будущем.

В-третьих, общий рост числа московских пользователей интернета привел и к увеличению количества людей, которых по тем или иным причинам не устраивает коммутируемый доступ. Кому-то не хватает пропускной способности телефонной линии, кто-то имеет спаренный с соседями телефон, с чьих-то устаревших АТС практически отсутствует коннект с кем бы то ни было из приличных провайдеров, — разнообразных причин может быть масса. Как бы то ни было, неуклонно растущая армия неудовлетворенных пользователей обозначила спрос на услугу, а спрос, как известно, рождает предложение.

Наконец, интерес общественности к альтернативным способам домашнего подключения был в немалой степени подогрет известием, что повременная оплата за внутригородские телефонные переговоры планируется к введению не позднее конца 2001 г.

В общем, прорыв назрел, и есть все основания предполагать, что он произойдет в начале осени, когда ряд ISP, как ожидается, объявит о запуске соответствующих крупномасштабных проектов, охватывающих всю территорию города или по крайней мере существенную его часть.

Открытой информации на эту тему немного, — как правило, провайдеры не спешат раскрывать карты раньше времени и не торопятся давать комментарии. Известно, однако, как минимум три компании из числа «настоящих» провайдеров (в противовес любительским сетям, созданным энтузиастами), активно развивающих данное направление.

Во-первых, это «Com2Com» (homenet.com2com.ru), к сети которого на юго-западе Москвы подключено уже более семидесяти домов. Пока еще непонятно, будет ли компания осуществлять экспансию в других районах или же развитие продолжится по «ползучему» варианту, при котором поочередно подключаются все новые и новые здания, расположенные по соседству. Тарифы и ассортимент услуг, предоставляемых «Com2Com», не вполне конкурентоспособны по сравнению с нынешним недорогим диалапом, в связи с чем доля подключенных квартир в домах не превышает пока что 2,5%. Однако компания начала практическую деятельность на этом рынке довольно давно и накопила определенный технологический и маркетинговый опыт, который может оказаться неоценимым в ходе дальнейшей конкуренции.

Во-вторых, необходимо отметить «ТОР Инфо» (www.ti.ru), которая в настоящее время разворачивает пилотный проект в Южном округе, после «обкатки» которого предполагается расширение поля деятельности компании на всю территорию Москвы. Тарифы, по которым будут предоставляться услуги, уже конкурентоспособны по сравнению с диалапом (месячный объем траффика, потребляемого активным абонентом коммутируемого доступа, обойдется клиенту компании в $40 — $70, а минимальные ежемесячные затраты при малой интенсивности пользования могут составить и $12 — $15), что обуславливает более высокую (12 — 14% квартир) плотность желающих подключиться.

В-третьих, по некоторым сведениям, собственный масштабный проект с покрытием большей части территории города готовит в настоящее время компания «Зенон Н.С.П.». Предположительно, именно с подготовкой этого проекта был связан переход в «Зенон» из «Корбины» Юрия Сафронова, являющегося опытным специалистом в области постановки ISP-бизнеса. Судя по всему, официального объявления о предоставлении новых услуг следует ожидать в начале осени. Наконец, свои проекты, привязанные к тем или иным географическим районам, готовятся сейчас несколькими компаниями, ранее не занимавшимися провайдерством и инвестирующими в это направление свободные средства. Успешной деятельности этих новых игроков может существенно помешать отсутствие среди их менеджмента специалистов с опытом самостоятельной реализации интернет-проектов, однако рост числа предложений, безусловно, подогреет конкуренцию. Прогнозируемые сроки их выхода на рынок — осень-зима этого года.

По всей вероятности, перечень компаний, со стороны которых следует ожидать предложений по домашним подключениям, является далеко не полным. Как правило, информация такого рода довольно тщательно скрывается. Дело в том, что на первоначальном этапе конкурентная борьба примет форму столбления участков. Понятно, что в дом, каблирование и подключение которого уже выполнено некоей компанией, конкурирующей фирме соваться уже невыгодно, ибо ей придется предлагать более широкий спектр услуг по более низким ценам, неся соответствующие расходы, в то время как инсталляционные затраты первой компании уже успели частично или полностью окупиться в ходе эксплуатации сети, и она с большей легкостью сможет себе позволить участвовать в ценовых войнах. Поэтому захват благоприятных территорий — с высоким процентом желающих подключиться, с удобной и недорогой инфраструктурой транспортных каналов и т.п. — будет существенно способствовать конкурентному выигрышу; утечка же информации о конкретных планах или предполагаемом графике подключения домов может дорого обойтись любой играющей на этом рынке компании. Таким образом, нынешнее летнее затишье предвещает хорошую бурю в начале осени, когда провайдеры домашних подключений будут активно конкурировать между собою и с операторами, работающими в смежных нишах, — такими, как «НТВ-Интернет». И, как бывает при всяком обострении конкуренции, в выигрыше окажется потребитель.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site