This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 21
Среда
Редакция

Pro & Contra: заседание продолжается

В Москве 10-14 мая прошел международный симпозиум, посвященный современным медиа-технологиям и современному искусству в интернете. Организатором симпозиума выступила MediaArtLab при поддержке РГГУ, Института Медиа, Музея кино и других организаций.

Цель мероприятия заключалась в постановке и, по возможности, решении вопроса о том, насколько позитивно влияют новые технологии на развитие культуры и искусства. Высказать аргументы «за» и «против» собрались многие видные представители российского и западного сетевого искусства, создатели известных информационных интернет-ресурсов, бизнесмены. Чрезвычайно насыщенная программа не могла не привести к некоторым накладкам, поэтому многие выступления оказались скомканными, темы других элегантно менялись в ходе симпозиума.

Съехавшиеся на симпозиум участники представляли довольно-таки пеструю картину, и яркая творческая индивидуальность многих не преминула отразиться на внешнем виде. «Совсем с ума посходили», — заметила буфетчица, увидев Александра Осмоловского, выдвигающего принцип «весь мир — мой дом родной» и прогуливающегося для подтверждения этой мысли в халате, спортивных штанах и шлепанцах на босу ногу. Но за бесплатным кофе пришли все или почти все — здесь разногласий было немного.

— Так, вы с конференции?
— Да.
— Тогда кофе бесплатно, а все остальное за денежку. Сыпьте сахар!

В первый день прошла пресс-конференция и открытие симпозиума. Андрей Коротков, начальник Департамента правительственной информации Правительства РФ, успокоил собравшихся, заявив: «Мы не хотим съесть интернет, загнать его в такие рамки, чтобы он был как в зоопарке». После официальной части выступала группа с говорящим названием «Не те», вынудившая большинство участников в спешном порядке эвакуироваться из интернет-кафе РГГУ.

Следующий день выдался одним из наиболее интересных, так как был посвящен современному искусству, причем не только сетевому. Публике продемонстрировали видеозаписи радикальных акций Бренера. Например, как он стоит перед зданием на Лубянке и орет истошным голосом: «Здравствуйте, я ваш новый коммерческий директор!» Или столь же экспрессивно бегает в экстравагантном одеянии из женских колготок по выставке и кричит: «Почему меня не взяли на эту выставку?!» Акции Олега Кулика не менее любопытны и, возможно, лучше известны рядовому читателю. Например, «Пятачок делает подарки». Пусть вас не обманывает столь миролюбивое название — поросенка резали в помещении, где была установлена видеокамера, а зрители наблюдали за этим увлекательным процессом по монитору. Потом всем раздавали парную свинину. Такой вот подарок Пятачок приготовил...

А дальше — больше. Акционисты душили друг друга при помощи пластиковых пакетов (не в Центральной аудитории РГГУ, разумеется), прибивали отрезанные в морге скальпы на Маяковской площади, крошили в щепки иконы и т.д. Олег Мавромати, например, исповедует эстетику боли, поэтому его акции — распятие безо всякой анестезии и прочие душераздирающие зрелища — у неподготовленного человека вызывают шок.

Однако от связи современного художника с новыми медиа выступавшие плавно ушли. «Я вообще не понимаю, что есть новые медиа», — заявил Анатолий Осмоловский в разгар обсуждения.

Далее состоялась презентация арт-серверов, среди которых хотелось бы отметить сайт mailradek.rema.ru, который, по определению его создателей, «ориентирован на пропаганду радикальной политики» и «является самостоятельным оперативным органом альтернативной информации». Идея заключается в рассылке этой информации конкретным абонентам; ранее воплощенная только в печатной форме, она теперь реализована в электронном виде. Также чрезвычайно любопытным показался «сетевой художественно-философский и культурно-просветительский проект «Робот Сергей Дацюк» (rosd.org.ru). Все тексты, как утверждается на сайте, созданы именно этим пресловутым роботом, т.е. машинным способом, а вмешательство дежурного оператора заключается лишь в исправлении незначительных орфографических ошибок.

Иван Засурский продемонстрировал свой проект под названием «Освод» (www.osvod.org). Аллегория довольно прозрачная — если в начале века спасали утопающих в воде, то теперь в сети помогают тем, кто тонет в море пристрастной и тенденциозной информации. Небольшая деталь: на вышеупомянутом сайте Mailradek дана ссылка на Osvod со следующим комментарием: «Антипутинский сайт». Конечно, на «Осводе» не только критикуется Путин, но и затрагиваются проблемы искусства.

Бурная дискуссия разгорелась в президиуме во время обсуждения проблемы электронных СМИ и медиа-культуры. Все было спокойно, пока выступал Андрей Мадисон со своими «Апрельскими тезисами» (лишь аплодисменты прерывали блестящую речь оратора), а Михаил Вербицкий полушутя-полусерьезно рассказывал о том, что «интернет без графики — это революция». Потом состоялось небольшое курьезное выступление поэта-песенника Непомнящего, спевшего про «товарища НТВ, товарища ОРТ, товарища Холокоста, товарища Хо Ши Мина» и всех-всех-всех. Когда же слово взял Рубен Макаров, шеф-редактор Русского Deadline (www.deadline.ru), известный своей независимостью, неподкупностью и т.д., и стал доказывать, что «интернет-журналистика умерла, не родившись», попутно обвиняя различные сетевые ресурсы в ангажированности, это вызвало протест Антона Носика, предложившего указать на конкретные факты недобросовестности некоторых сайтов. В дискуссию вмешался находившийся в зале Анатолий Левенчук, и страсти лишь чудом улеглись, что позволило Рубену Макарову завершить свой доклад в относительном спокойствии.

Антон Носик поведал аудитории о проблеме «противостояния традиционных и сетевых СМИ». Вкратце отмечу, что одна из основных идей выступления заключалась в концепции изначального преимущества сетевых изданий перед их офлайновыми сородичами, перекочевавшими в интернет.

Наверное, самым серьезным разочарованием симпозиума стал круглый стол «Государство. Информация. Интернет». Дело в том, что в дискуссии должны были принять участие такие государственные деятели, как Леонид Рейман, Александр Починок и другие. Но именно они и не пришли. Участники симпозиума, пообщавшись между собой, постепенно разъехались...

Вечерами участники симпозиума и журналисты собирались в Музее кино, а также в клубах «Край» и «ПушкинГ». Общение в неформальной обстановке перемежалось различными культурными акциями. Например, в клубе «Край» латвийские диск- и видеожокеи порадовали публику своим искусством, почитали стихи собственного сочинения, показали несколько качественных кинозарисовок («Классный видеоряд», — пробормотал стоявший рядом фотограф) с неплохими текстами и презентовали собравшимся свой альманах «Орбита».

Каков же итог симпозиума Pro&Contra, за или против высказались участники? Конечно, были выявлены отрицательные моменты, порожденные воздействием новых технологий на культуру и искусство. Однако не было выдвинуто ни одной достаточно сильной аргументированной теории, направленной против техногенного воздействия интернета на общество. Возможно, дело в изначальной позиции участников конференции, ведь для большинства из них сеть — это все. Поэтому пока — Pro! Ждем следующего симпозиума.


1 «Поэт-песенник» Непомнящий поет песню «про НТВ»
2 Андрей Мадисон с невозмутимым видом зачитывает «Апрельские тезисы» собственного изготовления
3 Очевидно, Антон Носик и Дмитрий Белинский по-разному смотрят на проблему электронных СМИ и медиа-культуры
4 Сетевые художники Jodi: Джоан Хемскерк (слева) и Дирк Пэсманс (справа) (Нидерланды — Бельгия)
5 Интернет-кафе РГГУ, где наиболее нетерпеливые могли «не отходя от кассы» залезть в Сеть и посетить арт-серверы и другие вызвавшие интерес ресурсы.
6 Максим Кононенко aka Паркер, модератор дискуссии
на тему «Как Интернет преобразил культурную машину?»
7 Писатель Попов, выступивший с короткой импровизированной речью во время сессии «Электронные СМИ и медиа- культура»
8 Ди-джей в клубе «Край» колдует над пультом
9 Вадим Эпштейн и Алексей Махоткин: «Свои люди, сочтемся!»
10 — 12 Латвийские диджеи оттачивают искусство декламации стихов собственного сочинения
11 Посетители клуба «Край» затаили дыхание: в Латвии тоже понимают толк в киноматографе
13 Алексей Махоткин не хочет давать интервью редактору «Бродилки» Марии Федоренко
14 И опять в перерыве все убежали в Интернет-кафе!
15 Центральная аудитория РГГУ — именно в ней решался вопрос, «за» или «против».
16 А ну-ка разгадай!
17 Видео- и дискжокеи делятся секретами мастерства
18 Максим Кононенко весь обратился в слух, а Рубен Макаров игнорирует все пересуды, ведущиеся за его спиной


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site