This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 21
Колонка Гагина
Александр Гагин

Главное - не спугнуть

Что, скажите пожалуйста, важнее всего для успешного запуска веб-проекта и достижения им высокой популярности? Новые сайты появляются как грибы после дождя — и как вода после него же исчезают в безвестности. Самые амбициозные проекты оказываются не востребованы — хотя по планам они могли бы войти в двадцатку самых популярных. Я и сам за последние полтора года участвовал в парочке таких затей — и только теперь понял, в чем было дело. Учитесь на моих ошибках, а я объясню, в чем они состояли.

Выбирая потенциальных героев и перспективные темы для этого журнала — в то время, когда только им и занимался, — я брал для оценки грядущей популярности проектов шесть критериев: уникальность информационного наполнения, востребованность, технологичность-интерактивность, оформление, рекламная поддержка, партнерские отношения. По каждому из них любому проекту можно дать оценку — хоть по пятибалльной шкале, и их сумма будет характеризовать конкурентоспособность в борьбе за верхние строчки рейтингов. Если вдруг какая-то из них оказалась нулевой, то остальные должны быть безупречны. Да и ноль желательно как-то наполнить, чтобы сохранить конкурентоспособность. Например, уникальность информации — это то, стоит ли за сайтом живая редакция, которая пишет статьи, сканирует картинки, оцифровывает звук, переносит в сеть тексты бумажных журналов и т.д. У поисковой машины уникальность информации нулевая — весь их контент собран роботом с чужих страниц, и привлекательной для посетителей является как раз технологическая сторона искалок. И хотя по технологичности такие сайты получают высший балл, они вынуждены строить у себя и уникальный контент — скажем, «сказки» «Яндекса» или top100 ключевых слов Rambler как раз решают эту задачу: повышение уникальности. Понятно, что добавление таких штучек реально не нужно аудитории (она-то пришла искать), но позволяет искалке отличаться от других и дает повод журналистам что-то написать в новостях. То есть, повышает ее конкурентоспособность, поднимая показатель уникальности от нуля хотя бы до единички, в этой моей модели. Остальные параметры, по которым я делал оценки, наверняка понятны. Сайт с потрясающе глубокими сведениями о жизни майских жуков — с векторными схемами рисунка на крыльях, библиотекой стихов о жуках, калькулятором длины их жизни и трижды интеллектуальной подпиской на новости сайта — вряд ли может рассчитывать на заоблачную популярность. Просто потому, что это мало кому интересно. Технологичность-интерактивность — это насколько страница сайта отличается от газетной полосы: насколько умные базы данных доступны, как страница адаптируется под технические возможности пользователя, можно ли подписаться на получение новостей по электронной почте, работает ли поиск, можно ли настроить набор информации или цвета. То есть, насколько программы сложны и поставлены ли на службу людям. Оформление сайта создает его лицо, помогает воспринимать информацию и комфортно ориентироваться в ней. От оформления напрямую зависит, каким будет первое впечатление забредшего посетителя, надолго ли он останется на сайте и вернется ли сюда потом.

Следующий критерий из моего списка — рекламная поддержка. Без рекламы (прямой, в виде регистрации в каталогах и искалках, в виде анонсов и т.д.) самый расчудесный сайт никто не посетит — просто потому, что никто о нем не узнает. С другой стороны, даже черный лист без единого просвета можно заставить посещать огромные толпы — было бы достаточно рекламы. Наконец, последний параметр — он добавился к моей модели несколько позже — это партнерские отношения. Это, в принципе, тоже некая разновидность рекламы, но долгоиграющая. Могу поспорить, что позиция железячников iXBT в рейтингах была бы существенно ниже, кабы не их принадлежность к группе сайтов Rambler, за счет которой и ссылка на них с rambler.ru стоит довольно высоко, и баннеры на его страницах можно встретить нередко, и при участии в выставке большой партнер их не забывает. Конечно, iXBT и сам недурен, но все-таки не так много людей интересуются особенностями охлаждения процессоров, чтобы этот интерес был сравним с позывами любителей клубнички, как это происходит, судя по рейтингам. И дело тут, я полагаю, в первую очередь в партнерстве.

Итак, вот шесть критериев. Ни одного из них не достаточно для сверхуспеха сайта, но все необходимы. Конечно, их вес в популярности различен — скажем, востребованность гораздо важнее партнерства, но нужно, чтобы и партнерство было ненулевым. И в этом я не разуверился до сих пор. Но раньше мне казалось, что успешное выполнение шести задач — это гарантия успеха. Теперь я знаю, что это не так. И дело не в том, что создатели сайта должны вложить в него душу, чтобы все получилось, и что обязаны все продумать до мелочей.

Эти неопределенные факторы, по сути дела, выливаются в мои оценки по шести формальным критериям. Но кроме того, есть еще одно критичное обстоятельство. Смертельное обстоятельство.

Сайт не должен испугать пользователя. Это обязательно нужно иметь в виду. Непонимание этого обстоятельства приведет к критическому понижению успеха проекта относительно его потенциального уровня. Соберите уникальную и нужную всем информацию, наймите великолепного дизайнера, сделайте страницы умными и интерактивными, подружитесь с сайтом из первой пятерки так, чтобы ссылка на вас стояла сверху его заглавной страницы, и все это пойдет прахом — стоит испугать пользователя. Люди, которые ходят по вебу, избалованны и пугливы. Чуть что не так — и поминай, как был его адрес.

Например, мы встали на эти грабли, делая MSNBC.ru. По условиям лицензии, полученной от американской корпорации MSNBC, мы были обязаны ставить у каждой переведенной новости ссылку на оригинал статьи на английском языке. И ставили ее, не понимая опасности, — ведь если закрыть эти ссылки, то получится интересная и уникальная лента мировых новостей, преподносящая их в популярном и интересном свете. Но стоило появиться ссылкам на англоязычные оригиналы — и пользователь уходил с наших страниц навсегда, поскольку если и знает английский язык, то пользоваться этим знанием для чтения новостей не имеет ни малейшего желания.

Я еще не раз наблюдал похожую ситуацию. Конечно, в других проектах были другие проблемы: где-то — переизбыток информации, где-то — чрезмерная услужливость программ. Но отрицательный эффект всегда можно было описать двумя словами: пользователь испугался. Сделать сайт, который нужен и обладает всеми необходимыми положительными свойствами, — мало. Нужно еще проследить, чтобы не было отрицательных. Не спугнуть.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site