This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 21

Александр Гагин

Любовь как технология

Со всех сторон можно услышать, что в России нынче — интернет-бум, сравнимый с американским в лучшие годы. Но, будучи объективными, сложно понять причины таких оценок. Видимо, они — в числе свежих интернет-компаний, куда проинвестированы западные по размерам или по происхождению деньги. Их, действительно, существует больше, чем можно было предположить, — и далеко не все они устраивают себе шумную раскрутку. Одна из новых компаний — Lavtech — попала в наше поле зрения совершенно случайно. Не будучи сколь-либо эпатажной, эта компания отличается от коллег множеством мелких необычностей и нетрадиционных подходов.

Странности начинаются с порога — с названий и логотипов. Компания называется «Лавтэк» — это русский вариант Lavtech. При этом, разумеется, всякий, кто станет писать это слово со слуха, использует другой корень — Love. «Не технология любви, а любовь как технология», — шутит Марк Напартович, директор по развитию компании. Впрочем, к любви название отношения не имеет. Основатели «Лавтэка» говорят, что те люди, для которых английский является родным, воспринимают название компании на слух правильно, не путая с корнем love, — а если он подсознательно и воспринимается, то это только к лучшему — американцам название нравится. А это важно для нью-йоркской Lavtech.com corp., которой полностью принадлежит Lavtech.ru, сконцентрированная на русском интернете. Впрочем, все эти игры вокруг басурманских названий не очень важны, когда дело заходит о местных проектах. Название Lavtech написано на визитных карточках сотрудников довольно мелко, а крупно — Mnogo.ru, причем в красном логотипе буквы go выделены тем, что они белые и нарисованы на синей гирьке Как объяснила Катя Цокур, коммерческий директор «Лавтэка», эта гирька символизирует весомость намерений. А намерения состоят в том, чтобы строить тематические сайты по принципу «Все о...». То есть, по сути дела, вертикальные порталы — но это слово звучит в «Лавтэке» довольно редко. Возможно, потому что концепция их построения несколько иная — на первом плане стоит энциклопедичность, на втором — создание клуба, а сервисные функции (вроде веб-почты) рассматриваются лишь как довески к информационной основе. И сервер Mnogo.ru — это тоже никакой не портал, а лишь интегрирующая площадка, на которой, например, будет работать дисконтный «Клуб Mnogo.ru».


Марк Напартович: "Мы собираемся сделать англоязычную версию "Кулинара"
Другая общая черта, которая будет объединять лавтэковские сайты — это доступность: выбор тем и подача информации не предполагают высокого образовательного и интеллектуального уровня аудитории. Представьте, например, два музыкальных сайта — один делал бы акцент на роке и группах вроде «Рада и Терновник», другой — на дамских ансамблях и музыкантах типа «Чугунный скороход». Так вот второй подход ближе к стратегии «Лавтэка», и в этом его идеологи видят свое главное отличие от другой компании, строящей группу тематических сайтов, — от Cluve, сайты которой объединены под флагом «нашего поля ягода».

Но стратегия описывает скорее планы — нынешние сайты, входящие в группу Mnogo.ru, — старше стратегии. Главный из них — «Кулинар» (www.cooking.ru) — один из первых тематических сайтов русского интернета, он был запущен Женей и Марком Напартовичами еще в 1996 году. Давно существовали и открыточный virtualflowers.ru, и сайт знакомств Missing Heart (www.mheart.ru). Из свежих проектов можно назвать лишь общественно-полезный НаркоСтоп.ру и «Дамскую баннерную сеть». Кстати, именно анонс этого проекта — рекламной сети, объединяющей сайты «женской» тематики, — стал первым случаем, когда название Lavtech вышло за пределы аудитории сайтов Mnogo.ru. При запуске этого проекта была собрана пресс-конференция, и это пока — единственный случай выноса проектов Lavtech в офлайн. Как объяснила Катя Цокур, они стараются подходить к рекламе вне сети очень аккуратно и взвешенно, не выбрасывая денег на ветер, а наоборот, стараясь их заработать. Так, как считают ее создатели, «Дамская Баннерная Сеть» — первая изначально коммерческая отечественная рекламная система. Сеть с самого начала создавалась с целью продажи рекламного пространства и вследствие этого ориентирована на нужды рекламодателей. Она объединила большую часть женской аудитории рунета. «Дамская сеть» интересна необычным размером баннера (вертикальным 120х240) и его выгодным расположением. В результате средний СTR в «Дамской сети» превышает 2% (средний СTR по рунету менее 1%). Платежеспособный спрос на рекламные площадки, ориентированные, условно говоря, на «домохозяек», превышал тот объем ресурса, которым владеет сама Lavtech, — и поэтому нужно было сделать сеть для расширения этого объема. Это удалось — хотя «Кулинар» и заходы на сервер знакомств под женскими именами и являются самыми крупными участниками в «Дамской», но за счет создания сети готовый для продажи объем рекламы увеличился примерно втрое.


Катя Цокур: "Существенная доля рекламы приходит к нам через офоайновое агентство"
Еще одна особенность Lavtech — это то, что помимо сайтов в списке проектов компании есть чисто технологический: поисковая технология, известная как UdmSearch и быстро набирающая популярность. Lavtech приобрела этот проект и стала развивать его, оставив открытым — программа распространяется с лицензией проекта Gnu, предполагающей бесплатное использование. Марк Напартович полагает, что уже через год большинство русских сайтов будет пользоваться именно этой технологией для организации поиска по своим сайтам, а возможно появятся и новые поисковые машины, построенные на базе UdmSearch. Владельцев технологии пока останавливает то, что непонятно, есть ли смысл и перспектива в выходе на рынок искалок, где уже есть три серьезнейших и успешных конкурента. Марк оценивает качество поиска UdmSearch как среднее между Яndex и Rambler, но в построении поисковой машины этот параметр, увы, не имеет первостепенного значения. Развитие же открытой технологии как таковой имеет огромный потенциал, — начиная от адаптаций проекта для коммерческих нужд и коммерческой поддержки и кончая «индексом цитирования» поставщика популярного софта, существенно повышающим рыночную ценность компании.

Каким будет следующий проект в списке Mnogo.ru — лавтэковцы не признаются, поскольку, хотя договоренности и достигнуты, документы еще не подписаны. Но он, по их утверждению, будет ложиться в заявленную стратегию — ориентация на массы и концепция «Все о...». Как и другие новые интернет-компании, Lavtech готова обсудить включение новых сайтов в свою цепочку, — и даже объявила публично конкурс проектов. Отличие же от общепринятой практики привлечения новых проектов у этой компании состоит в том, что это не модель интернет-инкубатора, где прожектерам дают начальные деньги и административную поддержку в обмен на долю в компании-проекте. Схема Lavtech гораздо интереснее для владельцев проектов — им в обмен на передачу проекта во владение компании предлагается доля в ней в целом. То есть, принеся интересный проект, вы станете совладельцем всех сайтов Mnogo.ru. Как выразился Напартович, «маленький кусок в большом пироге лучше, чем большой кусок в маленьком». И нам остается только наблюдать, к каким успехам приведет такой подход. Наверное, пирог может получиться вкусным.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site