This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 20

Аля Пономарева

Портал за порталом

Компания Independent Media, основанная голландским бизнесменом Дереком Сауэром, существует с 1992 года. Поначалу единственным ее продуктом была англоязычная газета The Moscow Times. Сейчас Independent Media - один из крупнейших в стране издательских домов, публикующий девять глянцевых журналов (Playboy, Yes, Cosmopolitan, Marie Claire, Harpers Bazaar, Men's Health, Домашний очаг, Культ личностей, Drive), а также три газеты и некоторое количество специализированных изданий. До недавнего времени дом специализировался исключительно на бумажной прессе. В конце 1999 года руководство компании приняло решение завоевывать интернет. Cейчас за стенами серого блочного здания на Кронштадтском бульваре созревают четыре крупных контент-проекта, и мы по очереди встретились с руководителем каждого из них, чтобы понять, чем грозит Рунету пришествие на рынок издательского дома.

Мы ожидали чего угодно: крупномасштабной акции «Плейбой-онлайн», создания огромного подросткового мега-портала под маркой «Yes!», выкупа у Юкоса домена baba.ru для перенесения туда всех материалов Cosmo, Bazaar и Marie Claire... Оказалось, что все так, да не так. Все это (за исключением, видимо, baba.ru) будет, но не не порознь, а вместе. За подробностями главный редактор журнала Аля Пономарева, прихватив с собой фотографа, отправилась к Константину Чернозатонскому, некогда одному из редакторов журнала «Плейбой», а теперь — издателю и главному редактору сайта Independent Media.

Оказалось, что Чернозатонский сидит в отдельном кабинете по соседству с клетчатым диваном и симпатичной девушкой, а на столе держит огромный монитор в прозрачном корпусе. Бумаги с чертежами структуры сайта, которыми был завален стол, а также похожие наброски на экране монитора говорили если не о кипучей работе, то, по меньшей мере, об ее более чем активной симуляции. Мы краем глаза разглядывали наброски, пытаясь понять, какой известный сайт они больше всего напоминают, и в то же время пытались задавать издателю правильные вопросы.

- Так что же представляет собой тот проект, которым ты руководишь?

Константин Чертозатонский, imedia.ru
- Изначально он был основан на содержании журналов, которые выпускает издательский дом. Продукт, который мы собираемся выпустить, претерпел за время разработки несколько концептуальных изменений. Мы планировали делать lifestyle-сайт, то есть сайт, построенный вокруг идеи «стиль жизни». Если представить себе девять журналов, которые здесь выпускаются, взять все их материалы, свалить в большую кучу, а затем отсортировать по тематическому признаку, мы получим кучу разделов: интервью, мода, здоровье, секс и отношения, автомобили, кулинария, тинейджеры, развлечения, карьера и так далее. Получаются тематические каналы, для каждого из которых есть сколько-то готовых материалов. Дальнейшая задача — сконвертировать все это из ежемесячного формата в ежедневный. Создается схема, по которой материалы распределяются на тридцать один день, выделяются дни недели, в которые обновляются те или иные каналы — объема девяти журналов хватает ровно на то, чтобы проект обновлялся практически ежедневно. Но это еще не все. Мы хотим на самом деле сделать его совсем ежедневным, для чего изобретаются дополнительные каналы, которые производятся силами редакции сайта: шоу-бизнес, спорт и огромное количество всякого интерактива навроде энциклопедий, полезных советов, тестов, опросов, того, что мы называем «инструменты»...

- А что это такое?

- Введите, сколько гамбургеров вы сегодня съели, и мы скажем, когда вы откинете копыта. Или — скажите, сколько вам лет, сколько вы употребляете алкоголя и как часто вы курите, и мы вам скажем — опять же — когда вы умрете. Или наоборот: введите основные параметры своего тела, и мы скажем, что вам делать, чтобы улучшить те или иные показатели.

В общем, такова была изначальная идея. Дальше она претерпела существенные изменения и теперь мы скорректировали работу над проектом в направлении большей глобализации его. Теперь мы делаем то, что называется general interest — то есть сайт для всех, обслуживающий самые общие интересы — и добавляем также новости по экономике и политике, путешествия, программу телевидения и так далее.

- Это все в рамках одного сайта?

- В рамках одного портала. Естественно, к этому будет добавлено все, что должно быть вокруг портала, то есть чаты, форумы, игры, ежедневные консультации со всевозможными специалистами — психологами, диетологами, астрологами... То, что мы сейчас делаем, весьма похоже на смесь концепций iVillage и women.com и глобального портала типа Go Networks (go.com). Вот две точки, которые у нас есть. Это изначально горизонтально развернутый портал, в котором есть серия вертикалей — общая база, из которой растут вертикали сервисов.

- Сколько человек вы собираетесь задействовать в проекте?

- Над этим порталом уже сейчас работает 40 человек. Это редакторы, программисты, дизайнеры.

- Каково процентное соотношение?

- Где-то 20 редакторов, 4 человека — сейлз, 5 программистов, два дизайнера и то, что называется general management.

- Эти люди раньше работали в издательском доме или же они наняты специально под этот проект?

- Издательский дом не резиновый — нельзя просто взять человека и пересадить его на другое место, потому что на его месте останется дыра. Поэтому в проекте только двое сотрудников работали в Independent Media до того — я и еще один редактор, Маленков, бывший штатный автор журнала Men's Health. Все остальные пришли из других мест, причем большинство из них никак не связано с интернетом напрямую. Это либо журналы, либо телевидение. Кто-то из них вообще не имел опыта работы в средствах массовой информации — работал редактором где-то еще.

- Вам пришлось их всех обучать?

- Когда мы брали людей, одним из основных требований было то, что все они должны достаточно уверенно пользоваться компьютером — прежде всего имеется в виду редактирование текста. Никто, естественно, не просил, чтобы они умели программировать или знали тэги HTML — боже упаси. Это люди, которые занимаются текстами, организуют гуманитарное наполнение проекта. Нужно было структурировать информацию, и для этого мы их привлекли.

- Сколько времени ушло на то, чтобы создать такую команду?

- Месяц.

- И это при том, что все интернет-компании жалуются на недостаток кадров?

- Недостаток редакторских кадров — это действительно очень большая проблема, но в силу того, что мы уже много лет занимаемся контентом, у нас, естественно, есть давно наработанные связи. Поскольку мы — из журналистского мира, у нас есть огромное количество знакомых, так что никаких объявлений о найме на работу мы не давали. Я просто обзвонил двадцать друзей, которые работают в разных местах, и сказал — гоните мне всех, кого только можете. Мне пригнали, и я очень доволен — создалась совершенно замечательная команда профессионалов, которые, я надеюсь, смогут в ближайшее время доказать свой профессионализм на практике.

- А какую должность занимаешь ты сам?

- Моя должность называется очень хитро — я совмещаю должности главного редактора (поскольку мы пользуемся здесь терминологией скорее редакционной, нежели интернетовской) и одновременно с этим издателя. Если переводить это на язык интернетовского бизнеса, то это, наверно, что-то типа координатора, менеджера проекта, опять же главного редактора... Короче, я придумал концепцию, набрал людей, разместил заказы на производство тех или иных компонентов, и я управляю этим проектом. Есть люди, которые занимаются непосредственно рекламой — это боковая ветвь; я занимаюсь непосредственно редакцией и взаимодействием с другими подразделениями.

Лианн Ван Дер Крук, moscowtimes.com
Мы вышли из кабинета Чернозатонского. Две соседних комнаты были заставлены разноцветными компьютерами iMac, за которыми сидели приятные молодые люди и девушки. Видимо, это и были те самые двадцать редакторов. Костя отвел нас в кабинет Лианн Ван Дер Крук — руководительницы проекта Moscowtimes.com, и мы содержательно побеседовали с Лианн, не подозревая, что диктофон абсолютно ничего не запишет. Впрочем, главное мы запомнили и так: во-первых, сайт www.moscowtimes.com уже практически готов и откроется со дня на день; во-вторых, он англоязычный, и рассчитан в первую очередь на иностранцев, которые хотят читать новости из России и обсуждать их на сайте (создатели проекта надеются создать вокруг него сообщество постоянных посетителей). В третьих, он будет обновляться значительно чаще, чем выходит газета — об этом должна позаботиться специальная команда редакторов, пишущих новости исключительно для сайта.

После интервью с Лианн мы спустились с четвертого этажа на второй, чтобы познакомиться с руководителем следующего проекта. Им оказался молодой француз, прекрасно говорящий по-русски.

Франсуа Девер, business.ru
- Меня зовут Франсуа Девер. Я издатель нового проекта компании Independent Media, который называется business.ru. Это будущее community — сообщество пользователей, которые имеют отношение к бизнесу. Это будет большой портал, включающий в себя полный спектр услуг в области business-to business. Наполнение сайта будут обеспечивать специалисты в каждой из возможных категорий.

- О каких категориях идет речь?

- Об основных отраслях экономики, начиная с сельского хозяйства до услуг, машиностроения — на этом портале будут представлены все возможные отрасли. Для каждой из этих категорий будет доступен определенный набор услуг. Пользователь, который зарегистрируется на нашем сайте, получит возможность создать сайт, если у него еще такового нет, или подключить существующий сайт к нашему порталу, чтобы пользоваться нашей системой электронной коммерции и торговать своей продукцией. Что касается торгов, можно будет просто оформить прайс-лист, повесить его на своей страничке, обновлять его через веб-интерфейс с такой частотой, как пользователь того захочет — а можно будет и устраивать аукционы различного типа, в зависимости от количества товаров и пожеланий продавца. Потом — поскольку Independent Media занимается в основном журналами — у нас будет раздел новостей, специализированной информации, также разделенной по категориям. Будет и каталог ресурсов в каждой из категорий.

Таким образом, фирма, которая у нас регистрируется, получает e-commerce, сайт в интернете, доступ к новостям, e-mail с расширением business.ru и возможность общаться с другими пользователями через форумы. Кроме того, мы будем предлагать дополнительные услуги для тех, кто считает, что им недостаточно перечисленных — создавать, например, сайты по заказу либо закрытые системы торгов на основе нашей системы.

- То, что Вы описали, выглядит как очень крупномасштабный проект. Насколько большая команда работает над ним сейчас и сколько еще человек вы планируете нанять?

- Что касается технической части — разработки проекта — у нас работает 10-15 человек (я не могу назвать точную цифру, так как все время приходят новые). Это программисты, дизайнеры и прочие технари. Что касается содержания, общения с фирмами, у нас есть около пяти человек. Но команда расширяется очень быстро. Мы начали разрабатывать проект два месяца назад, и когда по ходу дела выясняется, что нам нужны дополнительные люди, мы их тут же берем. Так что я не могу сказать, сколько их будет через месяц.

- Будете ли вы взимать плату с компаний, которые захотят зарегистрироваться на вашем сайте?

- На первом этапе это не планируется. В течение первых шести месяцев заинтересованные компании смогут пользоваться порталом абсолютно бесплатно. Потом мы предложим разные варианты оплаты наших услуг, но я думаю, что пока об этом говорить рано.

- Когда планируется запуск?

- В начале мая.

Сложнее всего оказалось выведать подробности о будущем сайте газеты «Ведомости». Руководитель этого проекта Марк Уайтхауз сразу предупредил, что проект находится на очень ранней стадии разработки и поэтому рассказывать о нем преждевременно.

Марк Уайтхауз, vedomosti.ru
- Естественно, он должен кардинально отличаться от бумажной версии, потому что интернетовский рынок совершенно иной, нежели рынок бумажной прессы. Борьба идет за место на десктопе, а не за место в киоске, и это вынуждает нас очень сильно переделывать газету.

- Насколько большая команда будет работать — или уже работает — над этим проектом?

- У нас есть несколько вариантов, так что сейчас трудно назвать конкретную цифру, но чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше становится команда. Нужно серьезно подходить к этому вопросу — делать спешный проект в интернете, употребляя для этого только имеющиеся ресурсы, нельзя.

- Будет ли ваш проект как-то связан с другими, которые сейчас разрабатываются в рамках издательского дома?

- Мы уже получаем какие-то выгоды от того, что Moscow Times создает свой сайт. Мы можем учиться на их опыте и ошибках. Какие еще проекты вы имеете в виду?

- Например, тот бизнес-проект, которым руководит Франсуа Девер.

- Вот это может быть нам очень полезно, потому что там разрабатываются технологии торговли, которые мы хотели бы применять. Именно недостаточное развитие таких технологий задерживает рост бизнеса в интернете — отсутствие нормальной системы торговли, электронных платежей и так далее. Если можно будет обеспечить налаженную работу этих систем, это позволит наконец превращать контент в доходы.

- Сколько времени потребуется вам на запуск этого проекта — по самым приблизительным оценкам?

- Сейчас я хотел бы, чтобы сайт запустили раньше осени. Многое зависит от тех прогнозов, которые мы сделаем, когда составим окончательный бизнес-план. Тот ажиотаж, который сейчас творится вокруг интернета, может на самом деле осложнять наши планы — например, могут возникнуть сложности с привлечением рабочей силы. Но когда мы примем решение, что время пришло, сайт будет разработан очень быстро.

Итак, выяснилось, что в Independent Media по меньшей мере 70 новых сотрудников, и все они занимаются разработкой оригинальных контент-проектов. Нам удалось также узнать, что помимо тех четырех проектов, с руководителями которых нам удалось встретиться, планируется создание еще по меньшей мере двух крупных сайтов. Три из четырех вышеописанных порталов будут работать уже в мае. Если планы издательского дома не изменятся, до конца этого года он станет одним из наиболее крупных поставщиков контента в Рунете.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site