This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 20
Колонка Гагина
Александр Гагин

Даешь единение самостей
или интеграция
индивидуальностей рулез!

Вкратце: на этой странице Гагин, преследуемый черным духом Негропонте, а) утверждает, что не все любят интернет б) что к нелюбителям относится доинтернетовская компьютерная индустрия в) перечисляет почему г) задает от лица нелюбителей злой вопрос д) отвечает на него, приписывая интернету всепроникающие свойства. Если все это — понятные пункты, то дальше читать нечего. В противном случае — загадайте свой злой вопрос, и пойдем дальше.

Все знают, что интернет — это главное слово прошедшего десятилетия: о нем много пишут, от него ожидают, биржи сотрясаются, доктора ждут замены кушеток на компьютеры, издатели бумажных журналов мечтают о музейном покое, а милиция срочным порядком наращивает свои сети в Сети. Надежда и опора, ниточка для вытаскивания в будущее вновь найденного в нем потерянного поколения — вот что такое интернет! Но, как ни странно, все так только выглядит. Есть области, из которых наше международное чудо выглядит не то что интересным, а таки вредным.

Здесь я не имею в виду затаившихся диктаторов, борцов за чистоту нравов, за уплату налогов, правоохранительные органы и прочих святош. Нет, все гораздо сложнее — такой областью является, как это ни смешно, компьютерная индустрия, которая этот интернет, в общем-то, и породила. Помимо сайтостроителей с их баннерами и э-коммерцией, использующих компьютеры как цель и способ работы, есть еще производители и продавцы систем автоматизации предприятий, планирования ресурсов, бухгалтерского учета, структурированных кабельных сетей и прочие, и прочие. Эта часть — так называемый корпоративный компьютерный рынок — замечательно жила долгие годы без интернета, и жила бы еще вдесятеро столько же. Но Сеть спутала им все карты. Конечно, потребности общества в коробках с процессорами и экранами сильно выросли в результате ее появления. Но это, пожалуй, было единственным положительным моментом. В остальном интернет стал головной болью.

Начнем с того, что он отнял у родителей всю модную красоту. Если раньше на волне хайтека бесплатно рекламировались как последнее слово техники какие-нибудь быстрые процессоры, то теперь только об интернете и разговоров. Далее, — его существование стало необходимо принимать в расчет при построении имиджа компании: можно наблюдать множество примеров, когда интернет-возможности заявлялись не потому, что они реально были нужны, а лишь из-за необходимости поддерживать этими разговорами ценность и вес компании. А на это уходили, понятно, силы и деньги, которым можно найти лучшее применение. В-третьих, интернет нарушил душевное спокойствие компьютерной индустрии (да и не только компьютерной), — если раньше можно было спокойно и уверенно заниматься своим делом, будучи уверенным в завтрашнем дне, то теперь того и гляди следует ждать, что какой-то подлец придумает такую интернетовскую схему, которая начисто поменяет принципы организации этого самого дела. В-четвертых, интернет отнимает квалифицированных людей. В-пятых, отнимает инвестиции. В-шестых, отнимает время сотрудников на icq-переговоры, порнографию, курс доллара и анекдоты. В-седьмых, приходится тратить деньги на создание корпоративного сайта (впрочем, это вторая причина). И это только первые семь причин не любить интернет! Все это я знаю не понаслышке — при встрече старинный приятель, строитель СКС и активист сетевого оборудования спросил меня, — «А в чем смысл вашего интернета? В чем бизнес-то?»

Признаться, я был озадачен этим вопросом. Не потому, что ответить было нечего (как известно, правильно прочитанный вопрос дает возможность привести какой угодно ответ). Но, погрязнув в толщах сайтов и в толпах аудиторий, я совершенно отвлекся от такой простой штуки, как поиск смысла жизни. А ведь заданный мне вопрос был ни чем иным, как вопросом о смысле жизни интернета. Ответа на него быть не может, зато ответов может быть сколько угодно. У меня сложился один из них, который и хочу предложить утомленному вниманию читателя — на случай, если ему тоже придется отвечать на этот вопрос.

Итак, «В чем бизнес интернета?» — В каждой области свой! Для продавцов — спрямить цепочку продаж, приблизить данные о потребителях, удешевить рекламу, создать клубы лояльных. Для СМИ — ускорить цикл публикации, сделать информацию интерактивной, а информационный поток поместить в контекст, расширить аудиторию за географические и языковые рамки, продавать больше рекламы. Для людей — больше общаться, для игроков — иметь свежих партнеров, для сутенеров — находить клиентов вне маргинальных рамок соответствующих рекламных сред. Куда ни сунься — везде можно найти какой-то смысл. Ну, почти везде. И в каждом случае он будет немного разный. Если смотреть с примитивистской точки зрения зарабатывания денег, то в некоторых областях интернет не привносит реально ничего нового — только лишь ускоряет, сближает, увеличивает, фокусирует, наращивает. Но кое-где появляются новые модели, где-то рождается несуществовавший ранее тип денежного оборота — как в случае с блошиными аукционами. Каждый случай уникален, и поэтому, если оставить в стороне вытекающий отсюда лирический лозунг «Интернет — торжество индивидуальности», то можно лишь резюмировать, что что Сеть — общая платформа, объединившая за счет своих новых свойств множество новых направлений и возможностей старых направлений.

Тут проявляется простая аналогия. Почему веб-страница со ссылками стала тем самым форматом обмена документами, который победил всех конкурентов? Почему она так удобна и логична? Да потому, что в рамках html-файла оказалось легко и удобно объединить текст, картинки и логические связи для выдачи их на экран. Вспоминая историю успеха веба, выясним, что настоящий рост начался с появлением той программы NCSA Mosaic, что умела показывать картинки в странице (кроме того, что бесплатно раздавалась). С другой стороны, веб-сайты с их интерактивными формами смогли стать универсальными интерфейсами к практически любым базам данных и ко многим простым программам. То есть — интеграция всего и вся в рамках универсального формата веб-страницы стала той причиной, по которой этот формат поднял интернет на вершину славы. И далее, в уменьшенном масштабе, то же самое оказалось справедливым и для применений интернета в жизни: он интегрирует различные сущности и является универсальным форматом для множества и множества областей человеческой деятельности. И в этом — его бизнес!

Заумно? Напыщенно? А как бы вы ответили на такой вопрос? Ведь никакого специального смысла-то (или, если угодно, бизнеса) в интернете нет. Как, кстати, и в жизни.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site