This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Железо, провода и паутина нестоличного веба


Олег ДУЛЕЦКИЙ
dog@dog.koenig.su

Если говорить об Интернете как о паутине, то, судя по ее густоте, большинство пауков за пределами столиц мух видят только по телевизору. Я расскажу о трудностях и опасностях, с которыми приходится сталкиваться нестоличному ISP (Internet Service Provider), узел которого я возделываю (Калининград, www.enet.ru).

Провода
Как и у большинства провайдеров России, основу узла составляют выделенные аналоговые каналы, идущие в Москву. И это привычное советскому человеку обстоятельство глазам нормальных людей представляется достаточно странным. Ведь вообще-то из Калининградской области до Берлина ближе, чем до первопрестольной. И, казалось бы, можно выбирать между Польшей и Литвой. Но в дело вступает логика телефонных тарифов, и выясняется, что с Литвой при расстоянии вчетверо меньшем, чем до Москвы, цена канала вдвое выше. Аналогичная ситуация с Польшей усугубляется тем, что польские каналы на запад имеют суммарную пропускную способность 2Mb (через MCI) и уже порядком нагружены.

Более того, на территории области никто не может дать цифрового канала. То есть, даже если бы соседи дали нам приличный выход в опорную сеть, мы бы просто не смогли его взять.

Единственный выход в такой ситуации - это спутник. Действительно, не все так мрачно - можно насобирать 50-100 тысяч долларов и поставить нормальный спутник на 64K - 2Mb, которых так не хватает. Но посчитайте, сколько нужно будет набрать пользователей, чтобы окупить эти затраты. Особенно в условиях постоянного снижения цен. И кроме того, нужно учесть, что за такой канал придется платить от 5 до 20 тысяч долларов ежемесячно, а это далеко не всем региональным узлам по карману.

Клиенты
Они у нас очень разнообразны. Около половины составляют клиенты, работающие только с электронной почтой по UUPC, исходя из минимальной ежемесячной платы в 5 долларов. Среди них большая часть - государственные организации, ведущие переписку со своими министерствами именно по e-mail. Также много фирм, строящих подобным же образом взаимоотношения с филиалами.

Естественно, основу роста клиентской базы составляют лица и организации, которым нужен полноценный Интернет. Этому способствуют и наши цены, вполне сопоставимые с московскими - 2-3 доллара в час. Конечно, я знаю, что есть цены и ниже. Зато у нас качественный сервис, до нас практически всегда можно дозвониться. Мы стараемся не допускать ситуации, когда не хватает входящих на наш узел линий (сейчас их 18).

И второе - все-таки нам приходится платить за 1 200 км проводов до сердца (а скорее кармана) нашей Родины.

Железо
Самым распространенным видом связи с узлом, конечно, остаются модемы. Причем с проникновением Интернета в повседневную жизнь, стало понятным, зачем нужны все более и более скоростные. И если раньше рынок был очень требователен в первую очередь к уровню цен (скажем, ради пятидолларовой экономии люди предпочитали заказывать модемы и ждать доставки месяцами), то сейчас на передний план выходит требование высокой скорости передачи данных, нужны модемы как минимум на 28 800. А желательно и на 33 600. Обоснование понятно - даже невооруженным глазом видно, что картинки выскакивают на экран гораздо быстрее.

Модемы нам приходится продавать самим. Даже при ограниченном размере нашего компьютерного рынка, для нас это стало некоторым постоянным занятием. Причем какие-то особенные прибыли на них не делаются. Цена модема на 14 400 - 55 долларов. Причем достаточно часто приходится отказываться от дешевых моделей, которые просто не способны нормально работать, и с которыми нашим клиентам сначала пришлось бы мучаться, а потом мы этих клиентов теряли бы.

Кроме традиционного доступа через обычные телефонные линии, начинает пользоваться популярностью и другой тип соединения - через RadioEthernet. Причем в ряде случаев клиенты примериваются строить с нашей помощью не только работу с Сетью, но и связь с филиалами в пределах города.

Старший брат
Для нас им стал "Демос" (www.demos.net). При всех заморочках большой конторы, которой он стал сейчас, этот провайдер обеспечивает максимум московских АТС, через которые к нему можно подключиться. Более того, с действительно круглосуточным дежурством. Хотя во многом это дань традиции: он был первым столичным провайдером, из которого мы смогли три года назад выбить узловые цены. КИАЕ (www.relcom.ru) сопротивлялся до последнего и ни на какие компромиссы не пошел.

Паутина
Региональный веб-сервер характерен тем, что он должен и обслуживать клиентов узла, и рассказывать внешнему миру о том городе, где он расположен.

В отношении клиентов все понятно. Тут есть странички о настройке программ, ценах и условиях подключения, линиях и марках модемов, которые их обслуживают.

В отношении города сложнее. О всяком городе можно найти такое обилие материала, что хватит не на один сервер. Поэтому я начал с транспорта (расписания поездов, самолетов, автобусов, паромов), продолжил списком фирм города и фотовыставками о нем и сейчас старательно пытаюсь расширять список персональных страничек. Многие охотно их делают, учитывая, что мы позволяем размещать странички бесплатно. В дальнейшем из них могут получится неплохие поставщики новостей. Новости же являются самоценной вещью, которая постоянно привлекает внимание как местных жителей, так и интернет-путешественников. Причем вкусы у них прямо противоположны. Мои земляки предпочитают новости большой Сети, а путешественники приходят за калининградскими. Приходится сидеть на двух стульях.

Обитатели Сети и их пристрастия
Что было для меня неочевидно, так это восприятие Интернета пользователями моего узла как части этого самого узла. Именно к вам будут претензии, если хакеры в очередной раз завалят сервер Microsoft (помните конец июня - начало июля?), и он будет пару часов лежать хладным трупом, не отвечая на внешние раздражители.

И в то же время сам ваш сервер будет восприниматься как пересадочная станция на пути в Сеть. Что из этого следует? А вот что: несмотря на то, что счетчик главной страницы узла накручивает сотни или даже тысячи обращений в день (за год - больше 70 000), другие страницы сервера посещаются примерно десятком читателей в день. Подобный парадокс возникает в силу того, что пользователи при подключении устанавливают в качестве начальной страницы главную страницу узла, и она загружается сама. А затем они уже уходят в Сеть своими путями.

Даже самые сильнодействующие свойства удержания внимания транзитных посетителей заглавной страницы, такие, как рекламные баннеры поперек всего экрана, качественно картины не меняют. Вместо десятков посещений - сотня. Из этого правила есть исключение - достаточно в анонсе упомянуть слово "эротический", как поток посетителей возрастает в несколько раз! Однажды я с небольшим интервалом делал две выставки - Оскара Рабина (www.enet.ru/ win/mednis/rabine/) и Андрея Штаня (www.enet.ru/win/mednis/shtine/). Несмотря на все мои симпатии к Андрею, Оскар Рабин - величина в мире искусства на порядки более значимая. За одним только "но" - в анонсе выставки Штаня было сказано - "выставка эротического рисунка", а у Оскара Рабина - только "звезда русского авангарда". Разрыв посещений был двукратный. В пользу Андрея, т.е. эротики. Только после упоминания о Рабине в обзоре "Русские кружева" Александра Житинского (www.spb.ru/nevapress/russian_lace/) эта статистика хоть как-то выправилась.

И есть еще одно исключение из правила. Хорошее. Популярностью пользуются справочники адресов сайтов. Так мой, не претендующий на особую полноту (www.enet.ru/win/bookmark.html), - самая читаемая страница сервера (сотни обращений в неделю). Это обстоятельство можно использовать интересным образом. Те страницы, которые ведут к справочнику, будут тоже весьма посещаемыми, т.к. клиенты узла почти не используют свои закладки. И часто на вопросы "какой сервер у Ельцина", отвечаешь "войдете на узел, войдите на страничку Сеть, а там в Интересные места Сети, и поищите по слову "президент".

Если же не пытаться плыть против течения, то резонно размещать на первой странице сервера максимум информации. И у меня там - список разделов сервера, реклама, новости. Последнее очень важно - мне кажется, что людей, как правило, интересует не конечный результат, красота и крутость оформления (подход "шедевр"), а ощущение того, что сервер развивается и постоянно предлагает что-то новое. А значит - имеет смысл заглядывать туда и в дальнейшем.

Новости
Для меня это было неожиданно большой нагрузкой. Казалось бы, что может быть проще - сделать одну строчку в день? Но ведь эта строчка должна быть обязательно. И это должна быть действительно новость.

Проще всего (но не быстрее) искать новости в самой Сети. На помощь, конечно, приходят рассылаемые по электронной почте выпуски новостей (типа SoftSeek - www.softseek.com, CNET NEWS.COM Dispatch - www.news.com и других), но и в них далеко не все подходит для новостей. Приходится выбрасывать такие сенсации, как "Compaq внедряет push-технологию в Японии". В результате чтения 3-4 выпусков хорошо, если появится одна новость в своей колонке.

Другой путь - создание именно местных новостей. Когда я только начинал работу над сервером, мне казалось, что вряд ли на нем когда-то будут локальные новости. Ситуацию резко изменила цифровая камера (Kodak DC-40). Теперь если я слышу, что идет фестиваль "Паруса надежды" (www.enet.ru/win/digitalKenig/exhibition/hopeSails/) или Kaliningrad in Rock-97 (www.enet.ru/win/digitalKenig/exhibition/inRock/), то хватаю фотоаппарат и бегу туда. Результат получается на следующий день (т.е. опережение газет идет на 2-3 дня, не говоря уж о качестве фотографий). Минус этого подхода заключается в том, что рано или поздно вам придется начать выбирать: бегать за новостями или делать из них странички. Лично меня не хватает на такие полнометражные материалы чаще, чем на раз в неделю.

Следующая возможность получения новостей - информационные агентства. Для меня это Baltic News Service (www.enet.ru/win/digitalKenig/news/bns/). Это самый роскошный вариант, но и трудноосуществимый. Прежде всего, новости для этих служб - товар, предмет дохода, поэтому далеко не сразу можно найти взаимоприемлемые варианты для сотрудничества.

Вторая сложность состоит в том, что у них самих нет времени на создание веб-страничек. Этим придется заниматься вам. Хотя для вебмастера это уже приятные сложности.

Мораль
Морали - никакой. Если уж вы собрались делать сервер, главное в этом деле - чтобы получилось.

От редакции:

Как бессмысленно примерять американские модели на реалии российского бизнеса, так бесполезно судить обо всей российской интернет- провинции по этому (вообще-то святочному) рассказу. Есть еще в русских селениях провайдеры, торгующие по 40 (сорок!) долларов за час. Есть многочасовое "занято" и мокрые веревки проводов по весне. На наш взгляд - выход из сложившейся ситуации, прежде всего в федеральной программе проддержки Интернета как средства массовой информации и коммуникации (с вытекающими отсюда налоговыми льготами) и в консолидации провинциальных провайдеров для рекламы и пропаганды идеи Сети. Хотя нельзя исключить и "американского варианта" - прихода телекоммуникационного гиганта на провинциальный рынок - с единым железно-программным решением "русского вопроса".

Мораль: лишь бы пользователю было хорошо.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84