This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Мавр сделал свое дело...


Заметки с XX Московского Кинофестиваля

Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru

Марк ШТЕЙНБОК
(фото)

Столичный кинофестиваль никогда не был похож на другие фестивали. Во-первых, он всегда был исключительно гостеприимен - раньше, в 60-х годах, иностранные звезды получали приглашения не по почте, а со специальным курьером - посланцем оргкомитета из Москвы. Часто к приглашению прилагался и билет на самолет. Джульетта Мазина, Федерико Феллини и другие заграничные знаменитости удивлялись широте русской души, но с удовольствием приезжали.


Директор фестиваля Александр Абдулов плохо справился со своей работой. Хотя сам он считает иначе.
Вторая особенность кинофестиваля заключалась в том, что его конкурсные фильмы были гораздо менее интересны публике, нежели фильмы внеконкурсного показа, за абонементами на которые выстраивались многокилометровые очереди, а люди приходили на ночные переклички. Пока жюри выбирало лучшую среди нескольких картин из братской Монголии (разве что в 1963 году повезло - конкурс выиграл фильм "8 1/2"), остальные жители тоталитарного государства имели уникальную возможность посмотреть фильмы Антониони и Бертолуччи, Копполы и Боба Фосса.

Московский кинофестиваль каким был, таким и остался. Он по-прежнему гостеприимен и радушен - организаторы сделали все возможное, чтобы в Москву смогли попасть красавицы Джина Лоллобриджида, Софи Лорен и Орнелла Мути, специалист по "коза ностра" Микеле Плачидо и американский режиссер Андрон Кончаловский. По отношению к Роберту Де Ниро оргкомитет был любезен настолько, что включил в конкурс "Комнату Марвина" с его участием, несмотря на то, что фильм этот вышел по всей стране на легальном видео в начале апреля.


Красавица 70-х Орнелла Мути стала звездой XX юбилейного. Лет через 30 к нам приедет Ума Турман.
ХХ юбилейный был исключительно мил с журналистами. Даже, пожалуй, чересчур. Так, например, журнал Internet, второй номер которого вы держите в руках, в июле 1997 года еще просто не существовал, что никоим образом не помешало его корреспондентам получить аккредитации. Работники пресс-центра не задали ни одного вопроса и четко выписали "карты гостя". И очевидно, что каждый хоть сколько-нибудь пронырливый гражданин обзавелся таким же документом. К аккредитации прилагался (видимо, в качестве программы) буклет с перечнем организаций - от химчисток до ресторанов - предоставивших гибкую систему скидок (обычно 5-10 %) для гостей фестиваля.

В пресс-центр поставили компьютеры, телефоны и доску объявлений об изменениях в программе. Компьютеры подсоединили к Интернету - и молодежь, вернувшись с очередного бесплатного просмотра, изучала всемирную паутину и кино одновременно (www.imdb.com).

Как деды в армии, когда играют в "поезд", заставляют салабонов бегать вокруг них с ветками в руках и тем самым используют принцип относительности покоя и движения, так и на фоне статичного фестиваля вдруг стало видно, как изменилось все остальное.


Друг генеральногодиректора ММКФ Александр Коржаков разбирается в кино. Он консультирует кинорежиссеров и посещает кинофестивали.
Во-первых, кино показывают теперь не только по праздникам. Москва, конечно, пока еще не Нью-Йорк или Париж, но говорить о киноблокаде столицы уже тоже не приходится. В 10-15 кинотеатрах города (из которых 5 - очень хорошие) постоянно идет свежее западное кино, а в Музее кино и Киноцентре всегда можно посмотреть что-нибудь классическое. Нет эксклюзива - нет и ажиотажа. Публика, не попавшая на фестивальные просмотры, особо не нервничает, зная, что большинство фильмов закуплено для проката и все равно выйдет на экраны, не сегодня - так через неделю.


Владмир Жириновский в кино не разбирается. И генеральному не друг. Но кинофестивали посещает все равно.
Во-вторых, подробнее об изменившихся кинотеатрах. Главный кинотеатр страны - "Россия" - открывшись к фестивалю после длительного ремонта, предстал роскошным Кино-концертным залом "Пушкинским", поражающим воображение неподготовленного зрителя. Теперь, насладившись всеми прелестями обволакивающего Dolby Surround и мягкими креслами, можно, не выходя на улицу, пойти в кафе, ресторан, на дискотеку или посмотреть качественный стриптиз. Неподалеку "Кодак-Киномир" - пионер модернизированного кинопроката в России. В гостинице "Славянская" - Американский дом Кино. Эти залы вполне сравнимы качеством звука и изображения с лучшими кинотеатрами мира. Киноцентр и "Ударник" тоже предлагают Dolby Surround, хотя и несколько худшего качества.

     Первый кинофестиваль прошел в Москве в 1935 году. Он старше Каннского фестиваля (проводится с 1939 года) и Берлинского (родившегося в 1951 году), но на три года младше Венецианского. Жюри первого Московского кинофестиваля возглавлял Сергей Эйзенштейн. Однако регулярно кинофестиваль начал проходить только начиная с 1959 года, тогда же ему присвоили высшую категорию "А". Таким же статусом обладают еще четыре фестиваля - в Каннах, Венеции, Берлине и Торонто. Формальные условия проведения фестиваля категории "А" таковы: отбор конкурсных фильмов не должен быть ограничен специальными требованиями; в конкурсную программу не может попасть фильм, уже участвовавший в конкурсе другого фестиваля; фестиваль обязан перечислить крупный взнос в пользу международной ассоциации кинопродюсеров; в одном государстве не может проходить более одного фестиваля категории "А".
     Впервые Московский кинофестиваль имел свои страницы в Интернете. На серверах www.mmkf.com и xxmmkf.comstar.ru публика могла узнать расписание кинотеатров (часто, к сожалению, неправильное), а журналисты - график пресс-конференций. Здесь же помещались обзоры прессы, краткие аннотации к фильмам, постановление Правительства РФ "О проведении ХХ Московского кинофестиваля". Здесь, в частности, можно прочитать о том, как Феллини в 1963 году получал свой знаменитый приз и подробнее узнать историю ММКФ.
     С 19 по 29 июля на ХХ кинофестивале было показано 350 фильмов, из которых 75 - в рамках форума молодых кинематографистов, 21 - из программы клуба "Сине-Фантом"(www.design.ru/olialia/cine/). В конкурс вошли 16 фильмов, внеконкурсная программа состояла из 65 картин.
     Главный приз "Золотой Святой Георгий" получил фильм "Комната Марвина" режиссера Джерри Зэкса. "Серебряный Георгий" "за стремление расширить художественные границы киноискусства" был вручен Александру Сокурову за картину "Мать и сын".
     Интернет-публике из всех конкурсных картин больше всего понравился немецкий фильм "Достучаться до небес" режиссера Томаса Яна.
В-третьих, у фестиваля появилась культурная программа. На специально сооруженной перед залом "Пушкинский" сцене заслуженные российские исполнители и папа рок-н-ролла Чак Берри в течение 10 дней бесплатно развлекали тех, кто предпочел жаркий июльский вечер очередному просмотру. Стало понятно, что Москва может быть очень приятным и почти западным городом, что городским бездельникам есть чем заняться вечером, что майки с надписью Calvin Klein уже начали выходить из моды, а старый хит Мамонова "На своем досуге я станцую буги" звучит очень неплохо и современно.

Еще задолго до открытия Московский юбилейный предложил общественности нравственную дилемму - проводить и тратить большие деньги или не проводить и тратить большие деньги на что-нибудь другое (обычно говорили о возможности снять несколько фильмов). Общественность раскололась надвое, но фестиваль провели все равно, потратив на него злополучные казенные 30 млрд рублей. 30 млрд рублей - это даже не 6 млн долларов. С одной стороны - это в два раз меньше, чем средний бюджет одного американского фильма. С другой - в два раза больше, чем бюджет одного из самых престижных в мире фестивалей в Торонто. Что лучше - снять на эти деньги несколько плохих фильмов или провести один плохой кинофестиваль - вопрос чрезвычайно сложный.

В сегодняшней России кино пока еще не пользуется большим спросом. Во время ХХ юбилейного Московского кинофестиваля люди ходили в кино. 10 дней в году. В принципе, ничто не мешает им это делать и после торжественной церемонии закрытия фестиваля, главное - не забыть об этой возможности. Тогда в следующий раз миллионам денег, не исключено, удастся найти лучшее применение. А кинофестиваль в этом случае посчитаем за мавра, которому, конечно, давно пора на покой.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84