This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Несколько шагов в бреду Эдгара По


Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru

Глядите! Хо! Он пляшет как безумный.
Тарантул укусил его.

"Все не правы"

Легенда гласит, что в пору своей молодости Эдгар По побывал в Петербурге, где мог ненароком встретиться в одном салоне с Пушкиным или Гоголем. Факт пребывания американского писателя в северной столице отражен и в его автобиографии, и в некрологе, и во множестве других публикаций. Лишь к концу ХIХ века биографы смогли доказать, что в Петербурге По не был никогда, так как служил в то время в армии под вымышленным именем Эдгара А. Перри (чтобы укрыться от кредиторов - в университете По сильно задолжал в карты), и это - лишь одна из многочисленных мистификаций, рожденных писателем на протяжении своей недолгой и трагичной жизни. Мистификации По всегда поражали своей фантазией и смелостью. Так, 13 апреля 1844 года нью-йоркская газета "Сан" опубликовала сенсационное сообщение о том, что восемь человек переправились на воздушном шаре через Атлантику. (В середине ХIХ века такой перелет выглядел посерьезнее, чем, скажем, Гагарин в космосе или открытие возможности клонирования человека). Это был знаменитый рассказ По "История с воздушным шаром". Люди верили в истинность путешествий Артура Гордона Пима по южным морям, там, где температура поразительно высока и потоки океана вливаются в бездну водопада, из которого "вдруг поднимается человеческая фигура в саване". Верили, что мистер Вальдемар, войдя в месмерическое состояние гипноза, жил, пока был мертв, а потом растаял как медуза на горячем песке, или что писателю действительно удалось выплыть из бездны мальстремского водоворота.

Казалось бы, автор таких громких мистификаций должен был либо комфортно почивать на лаврах славы и успеха, либо сесть в тюрьму за внесение ненужной смуты в общественное сознание. На деле не было ни того, ни другого - получив всеамериканскую известность после публикации "Ворона" за четыре года до смерти, По продолжал жить на грани нищеты. Он получал должности редактора в лучших литературных журналах, но никогда в них долго не задерживался. Наследственное пристрастие к алкоголю (Потеря контроля над собой после рюмки вина) не позволяло ему рассчитывать на регулярную службу. Его критическое перо было остро, и он нажил себе много врагов, а друзей не имел ни одного, кроме горячо любимой кузины Виргинии, на которой женился, когда ей не исполнилось еще 14 лет. В последние годы своей жизни По страдал болезнью, теперь называемой маниакально-депрессивным психозом, конец его был ужасен своей трагической обыденностью - хмурым осенним днем 1849 года его в бессознательном состоянии нашли на одной из улиц Балтимора и доставили в госпиталь, где он умер через четыре дня, в возрасте 40 лет, два года спустя смерти молодой супруги.

Символисты, во Франции вслед за Бодлером, в России вслед за Брюсовым, сразу признали в По духовного учителя. Им, конечно, импонировал образ меланхолического дебошира, в поисках Высшей Красоты искусства спустившегося на дно жизни. От их внимания, однако, ускользнуло, что По, в частности, придумал (просто взял и придумал) жанр детектива - это, в свою очередь, заметил Конан Дойль. Ему и Агате Кристи следовало бы поставить памятник благородному сыщику Дюпену, который, взяв на вооружение математическую теорию игры, не выходя из комнаты раскрывал преступления на улице Морг или тайну вывернутого наизнанку похищенного письма. Жюль Верн позаимствовал идею полета на воздушном шаре и написал продолжение "Приключений Артура Гордона Пима" (ему, впрочем, уже никто особенно не верил). Современная наука о шифрах считает первым профессиональным криптографом Эдгара По и в научных трудах ссылается на героя рассказа "Золотой жук" Мишеля Леграна, сумевшего разгадать зашифрованное послание капитана Кидда. Единственная книга писателя, переизданная несколько раз при его жизни, называется "Первая книга конхиолога" и представляет собой систематический обзор раковин с рисунками (конхиология - наука о раковинах моллюсков).

Странно, на первый взгляд, что По так легко удавалось соединять научные статьи, критику, детективы, "ужасные истории" - жанровую литературу - с тонкой лирической поэзией. (По писал и сатирические юморески. Они, правда, всегда выходили скорее грустными, нежели смешными). Правда в том, что если стихи По были посвящены его единственной Аннабель Ли - Виргинии, то героем новелл и рассказов По сделал себя самого. Это его звали Родериком Ашером, в сумрачной тиши готического замка похоронившим заживо свою сестру и сошедшим с ума от страха потерять рассудок. Это его генерал Ласаль вытащил из чрева колодца инквизиции, где он хохотал от боли, пока крысы, вгрызаясь ему в грудь, спасали его от мерного покачивания маятника смерти. Это он в пьяном угаре вырезал глаз черному коту и случайно замуровал его вместе с трупом жены, а чудовище-кот (иначе говоря, совесть, то есть сам он, Эдгар По) в нужный момент страшным криком выдал его полиции.

По отчетливо понимал, что сознание его раздвоено. Пока Печорин мучался бездельем и рефлексией, герои По (как и он сам) страдали гораздо сильнее, ибо то были страдания не интеллектуальные, но психические. Слово "психоанализ" появилось лишь полвека спустя, а По уже ставил на себе психоаналитические эксперименты, описывая результаты в своих новеллах, за неимением лучшего придумав термин "бес противоречия". Если у Лермонтова одно "я" просто наблюдало за вторым, то alter ego По было куда как опаснее, ибо оно - действовало. В рассказе, который так и называется - "Бес противоречия" - писатель тщательно спланировал убийство богатого старика, и мог быть спокоен, понимая, что никак преступление не может быть раскрыто, разве что сам он не признается. И он - второй он - пошел и сдал себя (его) в руки правосудия.

Вильям Вильсон, герой одноименной новеллы, еще в школе познакомился со своим сверстником, во всем похожим на него, как две капли воды. Даже звали его так же - Вильям Вильсон. И единственная разница между ними была в том, что второй разговаривал шепотом, когда первый громко владел общей беседой. Терзаемый одновременно любовью и ненавистью к своему отвратительному тезке, Вильсон бежал, но тот повсюду следовал за ним, везде мешая ему наслаждаться жизнью (в частности, раскрывая шулерство Вильсона в карточной игре). В Риме, во время карнавала, Вильям Вильсон наконец застал врасплох своего врага и несколько раз яростно вонзил клинок ему в грудь. Потом, шатаясь, подошел к зеркалу. Так убил себя гениальный поэт и писатель мистер Эдгар Аллан По.

Эдгар Аллан По в Сети:

Qruisse Edgar Allan Poe Pages - www.cs.umu.se/~dpcnn/eapoe/ ea_poe.html.
На этом сайте вы найдете подробную иллюстрированную биографию Эдгара По, а также некоторые его стихи и рассказы. Здесь расположен проект Poe Decoder - собрание критических и литературоведческих статей о писателе. Специально оборудован Poe's Chat Room, где поклонники По могут насладиться роскошью общения с себе подобными.

House of Usher: Edgar Allan Poe - www.comnet.ca/~forrest/index.html.
Сайт содержит "Виртуальную библиотеку По" (Poe's Virtual Gallery - www.comnet.ca/~forrest/library.html), где можно найти ссылки на все, что так или иначе связано с именем писателя Эдгара По - от виртуальной торговли майками с его портретом до художественных галерей по всему миру. На сайте также находится самое полное в Сети на данный момент собрание сочинений писателя - www.comnet.ca/~forrest/works.html и рубрику "Ворон недели" (Raven of the week).

Poe's Baltimore Society - raven.ubalt.edu/features/poe.
Общество Эдгара По в Балтиморе предлагает самую его полную биографию. На сайте вы можете прочесть материалы, убедительно опровергающие распространенное мнение о психологической зависимости Эдгара По от опиума. Отдельная большая статья посвящена теме "По и алкоголь". Подробно, со множеством иллюстраций, описан дом поэта в Балтиморе и его жизнь в этом доме.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84