This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь





Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru

Холст. Гринуэй. Литература

"Записки у изголовья"
(The Pillow Book)
("Интимный дневник")

Великобритания, 1995
Режиссер: Питер Гринуэй
Оператор: Саша Верни
Каллиграфия: Броди Нойеншвандер и Юки Яура
В ролях: Вивиан Ву, Иван Макгрегор, Йоши Оида, Кен Огата, Хидеко Йошида
Прокат: "Центр Скип Фильм"

www.december.org/pg/pillow_book/

Каллиграфия - тема нового фильма глубоко почитаемого в России Питера Гринуэя, в первую очередь живописца, во вторую - философа-литератора, и в последнюю - кинорежиссера. Иероглиф - всегда метафора, истинный смысл его неразрывно связан с художественным мастерством изображения. Непонятно, что иероглиф в первую очередь - слово или картинка. Будучи нанесен на обнаженное человеческое тело, иероглиф уже символизирует единство "плоти и литературы", а, как вслед за писательницей конца Х века фрейлиной японского двора Сеи Шонагон считает Гринуэй, "плоть и литература, секс и текст - единственные вещи, в конечном счете призванные доставлять человеку удовольствие".

Гринуэя всегда отличала логичная последовательность творческой мысли. "Контракт рисовальщика" - холодная неподвижная картина о невозможности жизни Художника. "Повар, вор, его жена и ее любовник" - античная картина-трагедия, отпускающая зрителя только на том условии, что душа его переживет неизбежную, роковую победу варварства над красотой мира. Картина-трактат "Дитя Макона" захлопнула и эту дверь - в ней благодатный нравственный закон жизни попран окончательно и навсегда. С таким мироощущением дальше идти было некуда, и Гринуэй повернул в другую сторону - не случайно в "Записках у изголовья" он отказался от работы с постоянным своим соавтором - композитором Майклом Найманом.

Действие фильма развивается на современном Востоке. Нагико Киохара, еще когда была маленькой девочкой и жила в своем родном Киото, привыкла, что на день рождения отец-каллиграф расписывал ее лицо иероглифами, пока ее тетя читала вслух отрывки из "Записок у изголовья" Сеи Шонагон. Отец, будучи, видимо, лучшим каллиграфом, нежели писателем, чтобы иметь возможность публиковать свои произведения, вынужден был ублажать сексуальные прихоти издателя и выдать дочь замуж за его племянника. Брак у Нагико не получился - ее мужа занимала лишь стрельба из лука, а литература и каллиграфия не интересовали вовсе. И девушка переехала в Гонконг, где в конце концов успешно нашла себя в качестве фотомодели (haute couture от Питера Гринуэя наверняка найдет свое отражение и на настоящих подиумах). Став красивой женщиной, Нагико пожелала, чтобы ее любовники выводили на ее теле иероглифы так хорошо, как это умел делать ее отец. Нагико уже не знает, "то ли она выбирает любовников, потому что они умелые каллиграфы, то ли каллиграфов, потому что они хорошие любовники".

Следуя совету молодого красавца англичанина (Иван Макгрегор), девушка меняется с ним местами - сама берет в руки кисть, а мужское тело использует в качестве холста. В голове ее зреет грациозный план отмщения издателю, и она посылает ему книги - тринадцать любовников, тринадцать тел, тринадцать книг, последняя из которых - Книга Смерти.

"Записки у изголовья" следует воспринимать как эксперимент живописца, заново замешавшего привычную палитру. Но, так как на пленку все же обычно снимают фильмы, то Гринуэй играет в возможности кинематографа - стройный и логичный сюжет, до предела насыщенный визуальный ряд: режиссер использует прием маленького кадра, даже нескольких, внутри большого. Плоть и иероглиф, образ и слово, любовь и литература, живопись и музыка, прошлое и настоящее, цветное и черно-белое, бегущая строка и статичный кадр... "Записки у изголовья" в первую очередь - потрясающе красивое, радующее глаз и душу, ни на что не похожее зрелище. И во вторую - непривычно новый, чистый и светлый, чуть ироничный, но все такой же умный, образованный и тонкий художник Питер Гринуэй.

И смех и грех...

"Крик"
(Scream)

США, 1996
Режиссер: Уэс Крэйвен
В ролях: Нив Кэмпбелл, Дэвид Аркетт, Дрю Бэрримор, Скит Ульрих
Прокат: "Кармен-Премьер"

www.screamuk.com/register
www.dimensionfilms.com/scream/

Вспомните, как вы впервые смотрели первую серию приключений Фредди Крюгера. Хорошо известно, что многие зрители с вполне уравновешенной психикой потом отказывались идти спать, по-детски боясь, что во сне их тоже навестит мерзкий ублюдок в грязном полосатом свитере. Также очевидно, что следующие серии похождений бритворукого негодяя уже никуда не годились - они вызывали лишь улыбку да недоумение. Поэтому один из героев фильма "Крик" справедливо замечает: "Все-таки хорош был только первый "Кошмар на улице вязов". Остальные - ерунда".

Сколько бы вы ни смотрели триллеров про маньяков в погоне за беззащитными девушками, герои фильма "Крик" классика жанра Уэса Крэйвена (он-то и снял первого Фредди Крюгера) видели их больше. На замедленной скорости они изучали все серии "Хэллоуина" и "Пятницы, 13-е", а сценарии всех без исключения "Экзорсистов" выучили наизусть. И так как большую часть своей жизни эти американские подростки из тихого городка на побережье, где последний раз убийство произошло году так в 1850-м (линчевали беглого раба), провели перед видеомагнитофоном, они отлично знают, что нужно делать, когда появится на этот раз "настоящий" маньяк. И даже сформулировали руководство по выживанию в триллере с психом-убийцей. Оно состоит из трех пунктов: 1) не заниматься сексом (особенно девушкам); 2) не принимать наркотики; 3) во время вечеринки не говорить, спускаясь в подвал за пивом: "я на минуточку, сейчас вернусь".

"Крик" начинается, как ему и положено: юная блондинка (Дрю Бэрримор), оставшись одна в доме, отвечает на телефонный звонок. Какой-то тип спрашивает, как ее зовут. На вопрос, зачем ему это знать, отвечает, что ему интересно, на кого он сейчас смотрит... И поехали. Начало - знакомо донельзя (хотя за живое слегка берет все-таки), дальше - лучше: школа, еще убийства, еще звонки, подозревать начинаешь всех подряд, а их режут одного за другим. Это - сюжет. Но "Крик" - не про сюжет. Он - про самое себя. Про людей, которые понимают, что снимаются в кино, и играют в актеров - даже Скит Ульрих, исполняющий одну из главных ролей, похож на Джонни Деппа больше, чем сам Джонни Депп. Крэйвен, издеваясь над самим собой, над другим классиком - Карпентером, над бесконечной заезженностью одних и тех же сцен, в этих самых до боли знакомых сценах все равно умудряется быть немножко страшным. Такова уж человеческая природа - зловещая музыка говорит нам, что он вот-вот выпрыгнет, а мы все никак привыкнуть не можем и чуть-чуть пугаемся. Зато одновременно весело - юная школьница говорит психу: "Не убивай, меня, мистер призрак, я хочу попасть в следующую серию!", а маска молчит да знай шарит по карманам в поисках ножа.

В зависимости от степени кинематографических познаний и чувства юмора, одни воспримут "Крик" как комедию, другие - как настоящий триллер. Из последних особо нежные минуте на пятнадцатой даже начнут уходить из кинозала. Парадокс в том, что насмотренная, но политкорректная Америка скорее может быть отнесена ко второй категории - руководство школы, в которой изначально должны были проходить съемки фильма, прочитав сценарий, заявило, что не допустит в своих стенах таких извращенных шуток. Это забавно. А вот то, что уже практически готов "Крик-2", и написан бизнес-план третьей серии - по-настоящему смешно.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84