This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Собачий вальс


или Музыка В Стиле Web

Максим СЕМЕЛЯК

И я знаю, что это чужая игра,
И не я расставляю Сеть.

Борис Гребенщиков

Согласно теории великого француза Ги Дебора, все мы живем в Обществе Зрелищ. И функционируем по его законам. Сейчас мы так или иначе погружаемся в (последнее?) великое зрелище, тотальную иллюзию - Интернет. Иллюзия провоцирует всех, кто в ней варится, на организацию собственных микрозрелищ. Построенных по законам самой Иллюзии. Мистификационное раздолье освящено потешно-горделивой карикатурой. Да, в Интернете по-прежнему никто не знает, что я (ты, он, она) собака. Тем не менее периодически возникает нервное желание поймать кого-нибудь за виртуальную руку и призвать к ответу. Человеческий мозг устает от постоянных патологических раздвоений, от мистификации, возведенной в принцип. Порой хочется вырваться из этого заколдованного круга, из "страшного контрданса соответствий". Все ведь примерно знают, что такое Интернет, по каким проводам все работает, какие программы используются, как строить веб-сайты и т.д. Известно даже, сколько в Интернете стульев. Непонятно только, кто на них сидит. Согласитесь, что это необходимо выяснить. В конце концов, интересно, для кого все ЭТО делается? Не страшась возможных разочарований, попробуем выловить из ресурсов самой Сети смутные очертания ее приверженца. Ловить будем на музыку, благо музыкальной информации самого разного свойства в Интернете более чем достаточно.

Впрочем, изобилие западных музыкальных сайтов может только помешать осуществлению наших идентификационных планов. Ибо там уследить за вкусами пользователей решительно невозможно. Может быть, вы глубоко извращенный тип, и ваша любимая музыка (черный эмбиент, атмосферная готика, кладбищенский индастриал) производится на шведской фирме Cold Meat Industry (www.coldmeat.se). Или же вы модный парень, и искать вас следует на изящном сайте Ninja Tune (www.obsolete.com/pipe/ninja/) - фирмы, специализирующейся на трип-хопе и эйсид-джазе. Как знать - занимает вас еще современный музыкальный процесс в изложении New Musical Express (www.nme.com), или же вы окончательно выписались из рядов homo sapiens и интересуетесь исключительно продукцией французских экспериментаторов с Меtamkine(www.shadows.org/artists/metam.htm/). В общем, совершенно непонятно, где и кого ловить.

Посему для начала ограничимся русским музыкальным вебом и выясним, какой музыкой "пользуются" отечественные веб-странники.

Возьмем для примера список альбомов, которые больше всего покупаются в электронном магазине компакт-дисков www.cd.ru. В момент, когда мы обратились к серверу (а список самых продаваемых альбомов определяется оперативно) десятка выглядела так (снабдим ее более чем скромными комментариями):

1. МУМИЙ ТРОЛЛЬ
"Морская"

История почти невероятная - неоромантическая команда из Владивостока, после пятнадцати лет существования, записывает альбом в Лондоне и становится чуть ли не рок-группой N. 1 в России. Неплохой пример творческого терпения.

2. АКВАРИУМ
"Radio Silence"

Первый и, видимо, последний американский диск Гребенщикова. В свое время о нем принято было говорить как о провале - Запад, видите ли, не оценил. Что ж, это скорее проблема Запада, а альбом, по большому счету, очень хорош.

3. АУКЦЫОН.
"Птица"
"Птица" - основа концертной деятельности "Аукцыона" последних четырех лет, - несомненно, лучшая пластинка этой прославленной питерской группы, вознесшая ее до впечатляющих высот, и едва ли не лучшее, что появилось в 90-е в так называемом русском роке. Дальше, по всей видимости, ехать некуда.

4. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС
"Яблокитай"

Очередной диск теперь уже "виртуальной" группы. Записан, как водится, в Лондоне со столь же явной, сколь и беспочвенной претензией на то, чтобы стать русской рок-классикой конца века. Среди приглашенных лиц - все тот же Борис Гребенщиков.

5. АЛЕКСАНДР ЛАЭРТСКИЙ
"Пионерская зорька"

Своеобразный панк-рок "для бедных", пользующийся нездоровой популярностью. Имя Лаэртского перекочевало с заборов на обложки компактов и радиостанции, что, в общем, можно приветствовать.

6. АКВАРИУМ.
"Русско-абиссинский оркестр Bardo"

Пресловутый оркестр прославился исполнением забавных псевдо-фолковых инструменталов, среди коих самый известный (и самый же удачный) - "Лой Быканах". Следует воспринимать как плод неистощимого остроумия БГ.

7. АКВАРИУМ
"Равноденствие"

1987 год. Последний полноценный альбом классического "Аквариума" перед его окончательной трансмутацией в БГ-бэнд. Содержит такие хиты, как "Аделаида", "Поколение дворников", "Партизаны полной луны". "Теплые краски поздней осени", как писали в свое время о диске советские рок-критики.

8. СБОРНИК "СОЮЗ-19"

Оценить прелесть подобных поп-компиляций можно лишь хмельными южными ночами под плеск морей и прочей влаги. Среди участников: Алена Апина с "Электричкой", Анжелика Варум с "Зимней вишней", Татьяна Овсиенко с "Розовым морем" и... Угадали? Правильно, Борис Гребенщиков! С версией "Темной ночи".

9. EINSTURZENDE NEUBAUTEN.
"2x4 Japan"

Коллекционный диск прославленных пионеров немецкого индастриала запечатлел их концертное выступление в далеком 84-ом. Кстати, Einsturzende Neubauten во главе с бессменным Бликсой Баргельдом в сентябре приезжает с концертами в Москву.

10. SLADE.
"Return to base"

Slade всегда были популярны в России. Триумфальное возвращение к корням - шестидесятые, глэм-power, "cum feel the noise", почувствуйте, наконец, не разницу, но настоящий Шум.

Мда. Как нетрудно подсчитать, имя лидера группы "Аквариум" под тем или иным соусом оккупирует пять позиций из десяти возможных. В России Гребенщикова, как известно, любят (любили) все, да только большинство стесняется признаться. Видимо, самые застенчивые и принялись тихонечко закупаться им через Сеть.

Появление БГ (www.aquarium.ru) - хитрейшего из наших рок-деятелей - в Интернете вполне закономерно. Борис Борисович, как водится, первый до всего догадался и потихоньку избавляется от чар здешней реальности в пользу бытия виртуального. Электрический пес обратился в пса электронного, и теперь точно никто не узнает, "о ком эта песня".

Лидерство "Мумий Тролля" - неопровержимое свидетельство того, что интернет-меломаны следят-таки за отечественной музыкальной модой. Не обойдена вниманием и так называемая "альтернативная" музыка - в лице немецких шумовиков из "Einsturzende Neubauten". "Птица" пребывает в этом списке на вполне законных правах шедевра.

Для пущей объективности, заглянем на сайт www.music.ru, где в режиме Real Audio можно насладиться творчеством разнообразных отечественных исполнителей. Здесь картина значительно печальней. Тop-ten выглядит следующим образом (в порядке деградации): "Сектор Газа", "Крематорий", "Х-- Забей", Анжелика Варум, "Аквариум", "Ария", Александр Градский, "Комбинация", "ДДТ", "Калинов Мост".

"Все смешалось в фирме у Облонских", как сказал бы компьютер-переводчик.

Ну что же, попробуем нарисовать портрет искомого интернет-меломана. Хотя, ввиду последнего хит-парада, впору говорить не о портрете, но о диагнозе. Не будем касаться сейчас собственно музыки - хороша она или плоха, модна или, скажем так, не очень, изысканна или груба - все это не суть важно.

Очевидно одно - собака такую музыку слушать не станет. А кто?

Нарисовать сам Интернет, очевидно, крайне тяжело. Но выясняется, что обрисовать скромного виртуального потребителя подобной музыки, тоже задача не из простых. Это как сад расходящихся тропок, только еще хуже. Ибо даже исходная точка может оказаться на поверку очередной фикцией.

Одним словом, определить верткого любителя музыки в пространстве между БГ и "Арией" - задача, увы, непосильная. Вся прелесть виртуального отчуждения в том, что всегда остаются пути к отступлению. И предположительно вычисленный нами "пользователь", уличенный в своих диких пристрастиях, вслед за героем детской книжки может-таки радостно воскликнуть: "Но я же лучше собаки!" Что ему ответить? Как говорил Сет Гекко, герой фильма "От заката до рассвета" - "сильно в этом сомневаюсь".



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84