This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 18
Колонка Гагина
Александр Гагин

Третье значение РИФа

Эпиграф: риф / 1. ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна / 2. отверстие или петля на парусе, в которые продевается завязка для стягивания его (словарь Ожегова, starling.rinet.ru)

В зале раздается щелкание мышей, стук шарика пинг-понга, сзади из диктофона глухо звучит голос какого-то синхронного переводчика, слева от меня один человек рассказывает другому, как устроены редакционные интерфейсы его сайта, справа — что Adobe собирается сделать возможность персонального шифрования pdf-файлов. Сосед непосредственно слева рассматривает что-то в рейтинге Rambler Top100, справа — изготавливает презентацию. Я — в компьютерном центре на четвертом Российском интернет-форуме.

Для тех, кому это название — или его аббревиатура РИФ — ничего не говорит, стоит пояснить, что это такое. Уже четвертую весну несколько сотен сотрудников интернет-компаний выезжает за город, чтобы вдали от офисных телефонов обсудить проблемы индустрии, пообщаться и подышать воздухом (на вкус — свежим на улице либо прокуренным в кулуарах). Как и в прошлом году, мероприятие проводится в пансионате управления делами президента — если выехать из Москвы по Рублево-Успенскому шоссе и никуда не сворачивать, то километров через 28 вы упретесь в тупик с табличкой «Лесные дали». Каждый очередной форум — несмотря на то, что участие платное — собирает все больше и больше участников. В этом году их зарегистрировано около 400, семинары идут семью параллельными темами, и ни на одном из тех, что я видел, не было свободных мест. Казалось бы, интернет-профессионалы не нуждаются в очных встречах и могли бы обсуждать свои интересы в электронном мире, однако человек меняется медленнее технологии, и для настоящей дискуссии все-таки нужно видеть глаза собеседника или хотя бы слышать интонацию, тем более что на страницах сайтов не публикуются разнообразные забавные моменты, которые можно наблюдать в кулуарах. Вот такая сценка: в кафе мимо моего столика проходит менеджер Microsoft с неведомым мне собеседником. И можно уловить фразу, обращенную к сотруднику софтверной империи: «...так есть конкуренты у Microsoft?». Другая ситуация: два сотрудника интернет-инкубаторов обмениваются в качестве приветствия фразой «как яйца?», имея в виду высиживаемые интернет-проекты. Кстати сказать, интернет-инкубаторы — новое для нашего Интернета явление, и о них стоит сказать отдельное слово. Вкратце, суть сводится к тому, что если у вас есть идея интересного интернет-бизнеса, и вы можете убедительно показать, как она может быть прибыльна в перспективе, то в инкубаторе вам дадут помещение, компьютеры, начальные деньги (в том числе на зарплату сотрудникам), — и при удачном развитии проекта помогут юридически и бухгалтерски создать компанию, взяв за все это долю в ней — причем вовсе не контрольную. А потом станут продавать и свою долю, и часть вашей следующему инвестору. По крайней мере, примерно так это выглядит в идеале — но не могу поручиться, все ли так гладко и хорошо, поскольку явление новое, и вылупившихся из инкубированных яиц еще нет. Соответственно, узнать их мнение об инкубаторах еще нельзя.

Появление инкубаторов — вообще часть финансовой тенденции в жизни Интернета. Если вы следите за новостями интернет-индустрии, то заметили ряд сделок по покупке инвесторскими компаниями долей в наиболее крупных отечественных интернет-проектах: Rambler, «Озон» и т.д. И эти деньги — не последние. Утверждается, что инвестиционных компаний, готовых вкладывать существенные средства в Интернет, на рынке не две и не три. Проблема лишь в том, что девать эти средства некуда — крупных, управляемых, определенных интернет-компаний на рынке немногим больше, чем инвесторов. И даже они не могут «освоить» слишком крупные бюджеты на собственное развитие — темпы роста любой структуры ограничены, да и аудитория российского Интернета не многомиллионная. Поэтому и созданы инкубаторы — чтобы создавать новые проекты сразу с пониманием, как они будут развиваться, и с документами, которые позволяют их продавать.

Вообще по этому РИФу видно, что денег у интернет-проектов стало больше, — по нескольким вещам. В частности, стало гораздо больше буклетов (бумажных!) крупных сайтов. Не могу припомнить, чтобы я видел хоть один такой год назад — а теперь не один и не два контент-лидера выразились в глянце: WebTech, РосБизнесКонсалтинг и другие. Еще одна интересная особенность этого года — то, что теперь под интернет-индустрией в первую очередь понимаются контент-проекты, а не провайдинг. Провайдеров стало меньше и среди публики, и в темах семинаров. Вообще тусовочности стало гораздо меньше, и знакомых людей вокруг видно меньше не только в процентном, но, кажется, и в абсолютном сравнении. Зато коллега, ранее работавший в традиционных СМИ, утверждал, что встретил множество знакомых, которые тоже раньше не имели к Сети никакого отношения.

К сожалению, физически невозможно присутствовать на всех семинарах одновременно, поэтому я смогу описать лишь некоторые, на которых я смог поприсутствовать. Такой, например, оказалась дискуссия «Brand Building в Интернете», которую вел Лев Глейзер, некогда руководитель студии АльтерМедиа, а теперь — сотрудник внесетевого рекламного агентства Navigator DDB. Естественно, достаточно много времени отняло обсуждения самого термина «брэнд» — если уж его не смогли перевести в названии секции, то в применении к интернет-проектам толкований может быть еще больше. Глейзер утверждал, что вообще Интернет меняет понятие брэнда, и время его жизни уменьшается. Зато, как заметил Алексей Ковалев из агентства «Результат», растет стоимость его создания в интернете, и это очевидная тенденция. По словам Глейзера, доля цены разработки креативных решений в общей цене рекламной компании стоит в интернете в полтора-два раза дороже, чем для традиционных средств.

Как было замечено в кулуарах, если в прошлом году главной темой Форума были порталы, то теперь — «1 миллион долларов». Видимо, можно предсказывать, что станет главной темой через год. Очень может быть, что интернет-торговля. Это направление не появилось только что, но активно развивается достаточно недавно, и до главной темы должно дорасти в будущем году. Поживем — удивим.

 

 


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site