This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 18
Электронный прилавок | Проект
Эва Рухина

Молоток.Ру

Аукцион — самый совершенный способ продажи товаров. Вы получаете за товар столько, сколько может предложить рынок. В США совокупное количество лотов, выставленных на продажу на интернет-аукционах, составляет более 4 миллионов в день, а общее число зарегистрированных пользователей превышает 10 миллионов. Существуют сайты, сравнивающие цены на товары на разных аукционах, сайты мониторинга и аукционных новостей. Одним словом, целая индустрия. В России действующие онлайновые аукционы пока можно пересчитать по пальцам. Знающий человек назовет вам 3-5 русских аукционов. Порекомендует, правда, только один.

На ярко-голубой майке лидера красуется слоган «Торг уместен». Такую майку до 13 марта мог получить каждый пятый победитель любого из аукционов сайта www.molotok.ru (тот, чья заявка на покупку после окончания аукциона оказывалась наиболее высокой). Может быть, вам уже приходилось встречать людей в подобных майках. А может быть, вы слышали о «Молотке» от какого-нибудь агента, ловко замаскировавшегося под студента, соседа по столику или одержимого нумизмата. Скорее всего, вы купились хотя бы на одну из этих рекламных уловок и отправились смотреть, что же это за чудо-аукцион, на котором продают то карандаш Путина за десять тысяч рублей, то автограф Темы Лебедева за тысячу триста.

Сайт «Молоток» был открыт компаниями netBridge и CompTek (www.comptek.ru) в декабре 1999 года. На его создание ушло полтора месяца. Обе компании до недавних пор владели сайтом в равных долях — CompTek разрабатывала архитектуру сайта, а netBridge занималась только поддержкой контента и маркетингом. В марте права на владение сайтом полностью перешли к компании netBridge.

Поскольку netBridge — совместная русско-американская инвестиционная компания, то и раскруткой нового проекта она занимается с американским пылом. В маркетинговом отделе работают пять человек, обязанности которых четко поделены. Менеджер Женя Брагина промоутирует аукцион среди знаменитостей, уговаривая их выставлять свои личные вещи. Благодаря ее усилиям на аукционе появляются то свадебное платье Алены Свиридовой, которое невеста так ни разу и не надела, то гигантский голубой пиджак Валдиса Пельша с пуговицами-ромашками. Последний спокойно висит рядом со столом директора по маркетингу Юли Сигуновой и ждет своей участи. В углу кабинета приютились вещи Диброва и Марининой. Рядом лежат стопки бумаг — результаты мониторинга онлайновых аукционов, газеты с объявлениями, распечатки сетевых барахолок и прочее. Один менеджер просматривает напечатанные объявления и выбирает потенциальных продавцов, чтобы привлечь из оф-лайна как можно больше людей, которые хотят продать уникальную вещь и при этом имеют доступ к Интернету. Еще один человек занимается связями с традиционной прессой — телевидением, газетами и журналами. Сайт активно размещает за деньги баннерную рекламу в Cети. Кроме платной рекламы, существует сеть из 30 агентов, привлеченных для распространения слухов о сайте в разных сообществах. (Вспомнили честные глаза того человека, который впервые вам рассказал о «молотке»?) Последний сотрудник отдела маркетинга — бренд-менеджер — должен за 6 месяцев создать из имени сайта раскрученную торговую марку, которую будут узнавать 100% очень активных пользователей русской Cети и 40% не очень активных. Вот такой простой план. Поскольку проект создан на американские инвестиции, то на ближайшие полгода его главная задача — правильно потратить деньги и раскрутиться. В будущем создатели сайта предвидят два источника дохода: через 3-6 месяцев начнут поступать деньги от продажи баннерной рекламы на сайте и спонсорства отдельных рубрик, а через год-два, когда в России распространятся онлайновые платежные системы, будет взиматься комиссия с покупателей или продавцов заключенных сделок. Пока сайт работает абсолютно бесплатно и зарегистрироваться на нем можно анонимно, введя лишь свой e-mail и ник. Процедура регистрации была сознательно сделана в десятки раз более простой, чем на западных аукционных сайтах. Как говорит Павел Овчинников, руководитель проекта, сначала был проанализирован мировой опыт: регистрационные анкеты на сайтах Yahoo!Auctions (auctions.yahoo. com), MSN Auctions (www.auctions.msn.com), eBay (www.ebay.com), QXL (www.qxl.com) и eXcite Auctions (auctions.excite.com).

Русские интернет-аукционы

Молоток.Ру
www.molotok.ru
Активных аукционов: 4585
На общую сумму $13 731 943 и 5 583 817 р.

Ставка.Ру
www.stavka.ru
Всего товаров: 779
Всего сделано ставок: 1954

First Russian Online Auction
www.webtorgi.com
Всего аукционов: 738
Всего сделано ставок: 828

Aucti0n
www.aucti0n.com/rus/
Всего аукционов: 24
Всего сделано ставок: 0

Аукционы
www.auctions.ru
Всего товаров: 38

Зона Свободной торговли
www.tradezone.ru
Товаров за месяц: 10

На eBay, например, при регистрации требуется номер кредитной карты и даже вводится ограничение для бесплатных серверов — там не зарегистрируешься с почтовым адресом на hotmail.com. Однако даже на eBay проблема c жуликами не решена — формальная регистрация не спасает от нечестных людей, которых всегда оказывается 1-2% от общего числа пользователей. (При этом в США, как ни странно, не было ни одного судебного процесса из-за неосуществленной сделки или обмана.) Разработчики «Молотка» провели специальное исследование, из которого выяснилось, что россиян пугают длинные анкеты с обязательным указанием ФИО, адреса, места работы и т.д., так как пользователи Рунета личными данными разбрасываться не любят. И несмотря на анонимность, количество жуликов и шутников на «Молотке» остается в пределах мировой нормы — чуть больше процента. Оказалось, что русские люди хотят честно торговать, а интерактивное сообщество может саморегулироваться так же, как и на Западе. Если человек хочет выставить какую-нибудь глупость — он ее выставит, и никакими анкетами его не остановишь. Убирать глупости обязана служба поддержки. На Yahoo! Auctions скандальный лот тоже может провисеть 15-30 минут, пока кто-нибудь не заметит, что он не соответствует правилам аукциона. Что касается eBay, то сотрудники этой компании как-то раз узнали о том, что человек выставил на их аукционе свою девственность, только из местной газеты. На «Молотке» кто-то пытался за 30 долларов продать свою жену, но лот оперативно удалили. Справиться с потоком заявок нет никакой физической возможности — количество лотов растет в геометрической прогрессии. Сейчас аукцион с 8 утра до 12 ночи модерируют 4 девушки, которые время от времени заливаются хохотом и обсуждают вслух забавные лоты. (Как правило, самые неприличные шутки появляются на сайте именно в ночное время.)

На сетевых аукционах нередко случаются попытки продать нелегальные и даже опасные товары. Например, на eBay как-то раз появилось объявление о продаже человеческой почки. Неважно, что продавец оказался мошенником и лот был быстро снят: случай попал в газеты и получил такую известность, что на сайте было выставлено на продажу еще 75 почек, а также несколько грудных детей. Аукционы были немедленно закрыты, а данные продавцов переданы полиции. Но продавцов это не остановило: некоторые из них вернулись на eBay, зарегистрировавшись под новыми никами. Именно после этого eBay стал требовать, чтобы будущие продавцы вводили при регистрации номер кредитной карты. На странице «Подходит ли мой товар для продажи на eBay?» (pages.ebay.com/help/community/png-items.html) в разделе «Запрещенные товары» перечислены такие категории, как «Поддельная валюта и марки», «Наркотики и приспособления для их употребления», «Правительственные удостоверения и лицензии», «Человеческие останки и части тела», «Краденое». Существует еще раздел «Сомнительные товары» — к ним администрация eBay относит, например, товары «для взрослых», бывшее в употреблении нижнее белье, колющие и режущие орудия. Новое белье можно продавать беспрепятственно. Что касается правил сайта Молоток.Ру, то они во многом повторяют правила eBay, добавляя к ним расплывчатый запрет на продажу «любых предметов, не соответствующих основам правопорядка и нравственности в Российской Федерации». С основами правопорядка понятно — они изложены в соответствующих кодексах, гражданском и уголовном. Вопрос о том, как определить основы нравственности и что именно может их пошатнуть, остается открытым.

Люди, которые создают www.molotok.ru
Руководитель проекта Павел Овчинников
Руководитель разработки Александр Цимбалов
Директор по маркетингу Юлия Сигунова
Разработчики — Ольга Климова, Алексей Сергиевский
Дизайн сайта выполнен студией Артемия Лебедева (Ромой Воронежским)
Отдел маркетинга: Евгения Брагина, Анна Иванченко, Волкова Татьяна
Менеджер по работе с клиентами Ованес Погосян Служба поддержки: Любовь Ратомская, Лариса Кузнецова, Татьяна Попова, Екатерина Зинина
Основная задача аукциона — стимулировать торговлю. На американских онлайновых аукционах была придумана система рейтингов для саморегулирования сообщества. Оценки — как положительные, так и отрицательные — могут ставить друг другу только контрагенты (покупатель и продавец). Как ни странно, люди не ленятся писать отзывы после сделок. Понятно, что если человек обижен, он обязательно поставит своему контрагенту отрицательную оценку. Но люди с удовольствием ставят и плюсы: соотношение отрицательных рейтингов к положительным в России — приблизительно один к трем. Желающих честно торговать друг с другом все-таки больше, чем мошенников и экспериментаторов. Понадобится, конечно, какое-то время, чтобы и в России люди привыкли к ответственности, поняли, что в конечном итоге они должны будут купить вещь, за которую торгуются, и не задирали в азарте цену. Для стимулирования активности покупателей на «Молотке» не стали (и в ближайшее время не станут) запускать робо-брокера — программу, которая автоматически поднимает за покупателя ставку, пока не дойдет до предельной заданной им цены. От автоматизации процесса отказались, чтобы вынудить людей чаще приходить на сайт: это полезно и посетителям, поскольку повышает их ответственность за каждую сделанную ставку, и компании, которая таким образом наращивает посещаемость сайта.

Статистика популярных рубрик на «Молотке» вполне соответствует среднеамериканским стандартам. Большая доля популярных лотов — это компьютеры и Интернет, далее идут коллекционирование, книги и диски, на четвертом месте — автомобили, потом — электроника и мобильная связь. Единственное отличие — на «Молотке» пока меньше бижутерии и ювелирных изделий, чем на аналогичных западных аукционах, но неизвестно, насколько эта тенденция устойчива.

Пока на сайте реализован только классический, «английский» аукцион. Это наиболее простая и понятная схема: аукцион идет определенное количество дней; люди поднимают цену не выше, чем на 25% от предыдущей; выигрывает тот, кто сделал наибольшую ставку на момент окончания аукциона. Постепенно будут введены «голландский аукцион» и «аукцион с минимальной ценой». «Голландский аукцион» проводят, когда на продажу выставляются несколько идентичных предметов. На предметы устанавливается некая цена, после чего люди ее постепенно сбавляют — как на рынке. Для России это абсолютно новый способ частной торговли, которая раньше была ограничена газетами объявлений. Каждый участник может выставить на продажу свой товар и продать его по максимально возможной на рынке цене, может оставить на сайте объявление о поиске товара, воспользоваться поисковой системой (технология Comptek'а), пообщаться с другими продавцами и покупателями. Постепенно складывается сообщество людей, постоянно обращающихся на сайт, уже введена система членства в клубе — имена тех, чей рейтинг больше пяти, украшаются специальными молоточками.

Молоток.Ру в цифрах
(данные на 23 января)
Количество завершенных аукционов: 1308
Отношение успешно завершенных аукционов к общему числу завершенных аукционов: 40%
На каждого зарегистрированного пользователя приходится в среднем по 1-2 ставки и 1-2 лота
Количество показов страниц по сайту: 115.000 в день
Количество позитивных рейтингов: 131
Количество отрицательных рейтингов: 50
Участник интернет-аукциона под псевдонимом Mister_Vlad первым получил самый высокий рейтинг 50 (количество завершенных сделок) уже спустя месяц после открытия аукциона
Количество зарегистрированных пользователей за месяц работы: 6362
Кроме контента, маркетинга и финансов, огромное значение имеет архитектура сайта, полностью разработанная CompTek. В «Комптеке» физически находится сервер и отдел из пяти человек во главе с Александром Цимбаловым для его поддержки. Сайт постоянно развивается, и требуется, чтобы его было легко модернизировать и масштабировать при увеличении потока посетителей. Чтобы вся система работала устойчиво, без сбоев, 365 дней в году. Кроме Александра Цимбалова большую роль в разработке сервера играет руководитель отдела интернет-технологий Дмитрий Фельдман, да и сам директор «Комптека» Аркадий Волож вникает в проблемы и активно занимается промоушеном. Дизайн же сайта был заказан студии Артемия Лебедева и сделан Ромой Воронежским.

Для разных своих проектов компания netBridge привлекает разных дизайнеров (к примеру дизайн сайта www.mirumir.ru был заказан компании V6, состоящей как известно, в тесных отношениях с РОЦИТом), но менеджментом и маркетингом занимается сама. Как говорит директор по маркетингу Юля Сигунова, в российском Интернете сейчас также, как в Америке 5 лет назад — очень много людей, чье внимание сфокусировано на технологии, и нет маркетинга и профессиональных менеджеров. Приход новых людей с финансами, умеющих говорить с инвесторами и презентовать проект, должен перевернуть ситуацию на рынке. Почти все сотрудники компании netBridge пришли из офлайна: Павел Овчинников работал в банке «Менатеп» и занимался структурным финансированием, Юля Сигунова — в газете Moscow Times. Молоток.Ру — их первый проект в Интернете, ориентированный на стопроцентный успех. Как сложилось в мировой практике, британцы предпочитают покупать только на британских аукционах, а немцы — в основном на немецких; скорее всего русский бренд будет и у нас самым популярным. Осталось его только создать.


Наиболее экзотичные лоты на 15 февраля:

ремень из кожи ската — 720 руб.
супер-телефон, изменяющий голос — $150
автограф астронавта, побывавшего на Луне — $14
дизайн сайта для компаний, торгующих мобильными телефонами — $155
нагайки коллекционные — $100
босоножки Ирины Богушевской — 500 руб.
листик в клеточку 20x15 см, в хорошем состоянии — $0,02
исковое заявление В. Жириновского с личной подписью — 136 руб.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site