This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 18
Электронный прилавок | Размышления
Андрей Себрант

В сетях торговли

Сюжеты рождественских сказок про Интернет каждый год меняются. В 1998 году под Рождество покупатели неожиданно повалили в сетевые магазины, и случился такой бум торговли, которого никто из даже самых смелых аналитиков и экспертов не предсказывал. Тогда год завершился с полным оборотом розничной торговли в американском онлайне на уровне 8 млрд долл. В последнем из семейства 19ХХ году, по предварительным прикидкам, в США оборот составил 15 млрд долл. Прекрасный рост, но уже без особых сенсаций: как прогнозировали специалисты примерное удвоение рынка, так и вышло. Помимо приятных, но уже не удивляющих количественных изменений, произошли также и вполне предсказанные качественные — интерес онлайновых покупателей продолжил свое смещение в сторону от компьютерных к обыденным товарам. Лидерами продаж стали игрушки — классические семейные новогодние подарки, а среди покупателей выросла доля не только женщин, но и подростков. В итоге оказался окончательно похороненным миф о невозможности успешно продавать в онлайне товары, требующие «физического контакта», — одежду, которую надо пощупать, книги, которые необходимо полистать, даже парфюмерию и косметику...

Однако ажиотаж вокруг Интернета в прессе и деловых кругах развитых стран в конце 1999-го был куда сильнее, чем годом раньше. Вместо миллиардов онлайновой торговли теперь обсуждались деньги намного большие, в десятки и сотни миллиардов, ставшие сенсацией уходящего года, — и снова связанные с Интернетом. Как и положено в хорошем сериале, новый поворот сюжета о неисчерпаемых богатствах Сети оказался во многом построен на событиях предыдущей серии.

По существу, рождественский бум онлайновой торговли 1998 года доказал, что массовый потребитель пришел в Интернет и готов в Сети тратить серьезные деньги, причем на совершенно не связанные с компьютерами товары и услуги: на книги, билеты, одежду... Год спустя, в преддверии 2000-го, доверие и любовь покупателя к Сети, в полном соответствии с законами рынка, трансформировались в нежные чувства инвесторов. Рождественская тема 1999 года — это умиление (сопровождающееся, конечно, той или иной долей скепсиса или иронии) уровнем капитализации компаний, функционирующих сугубо в Сети.

Здесь деньги — когда речь заходит о стоимости акций интернет-компаний — оказываются уже на порядки большими, чем измеряемые в лучшем случае сотнями миллионов торговые обороты самых успешных из них (речь идет о розничном секторе и продаже товаров массовому покупателю, а не сделках между фирмами). Но дело даже не в цене акций, хотя ниже будут приведены впечатляющие миллиардные суммы, а в изменившемся отношении традиционного бизнеса (и в том числе его консервативной части — финансистов) к интернет-компаниям. В канун 2000 года произошло событие, нагляднее любых цифр свидетельствующее о новом отношении к Интернету.

Человеком года под занавес 1999-го журнал «Тайм» признал Джеффри Безоса (www.pathfinder.com/time/poy/bezos.html). Основатель Amazon.com (www.amazon.com) в свои 35 лет попал, таким образом, в список тех избранных, кто, как считается, кардинально повлиял на судьбу человечества в ушедшем году. Когда мир следил за судорогами СССР и восторгался братанием на обломках Берлинской стены, человеком года был Михаил Горбачев, и сейчас хорошо заметно, что его шаги действительно немало изменили мир, в котором мы живем. Черчилль, папа Иоанн Павел II или сладкая парочка Клинтон-Старр — люди тоже все известные, и планетарный масштаб их деяний мало у кого вызывает сомнения. Но Безос? Какой процент россиян — да что про всю страну говорить, какой процент читателей этого журнала раньше что-то знал про такого человека? Впрочем, ответ скорее характеризует страну и всех нас, а не Безоса... Показательно и то, что героем в данном случае признали не кого-то из тех, кто разрабатывал инфрастуктуру или протоколы Интернета, не владельца крупнейшего провайдера — AOL, например, с ее 10 миллионами пользователей, 55 миллионами уникальных ежемесячных посетителей на сайтах, немалыми доходами (и капитализацией, раз уж мы здесь собрались о ней говорить, в 170 млрд долл.), не борцов за свободу сетевого слова или творцов популярного интернет-контента. Выбрали человека, чей подход изменил всю концепцию современного бизнеса в целом. Ведь финансовые показатели Amazon.com сами по себе отнюдь не вызывают трепета. Объем продаж в последнем квартале 1999 года вырос на 150% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составил 650 миллионов (кстати, как раз таков был весь оборот компании в 1998 году). Фирмы с такими масштабами продаж считаются солидными, но, как правило, не вызывают в США восторженных чувств национального масштаба. Тем более шквала эмоций со стороны инвесторов, благодаря которым рыночная капитализация Amazon.com превышает 25 млрд долларов. Что же так повлияло на практичных американцев?

Признание Amazon.com как выдающегося лидера основано на вере в будущее — впрочем, вере не слепой, а вполне подкрепленной расчетами и опытом. Среди самых популярных сайтов, по данным Media Metrix (www.mediametrix.com/PressRoom/Press_Releases/01_03_00.html), — Amazon.com, безусловно, наиболее посещаемый сугубо торговый сайт. К ноябрю 1999 года число ежемесячных уникальных посетителей этого онлайнового магазина достигало 15 миллионов, а в предрождественский оживленный период в среднем на сайт еженедельно заходили по 5,6 млн посетителей. Такое количество потенциальных покупателей, не просто проходивших мимо, а уже заглянувших в торговые залы, — пусть пока и не обязательно в них отоварившихся на большую сумму — сразу же делает Amazon.com крупнейшим игроком на рынке розничной торговли, причем стабильно растущим с момента основания в 1995 году. И эта дата, кстати, тоже важна — чтобы изменить мир, Безосу потребовалось всего четыре года.

Тот факт, что основные усилия руководство и владельцы Amazon.com сосредоточили в минувшем году на диверсификации торговли, вызывает дополнительное уважение инвесторов (хотя на убытках компании такая деятельность сказалась очень ярко!). Привыкшие думать о будущем игроки понимают, что теперь ежемесячным миллионам, а совсем скоро — десяткам миллионов посетителей предложат не только относительно недорогие книжки и диски, но и электронику, домашнюю утварь, игрушки и прочее. Компания стремится превратиться в крупнейший универсальный торговый центр в Интернете. И ее стратегия — при таком-то количестве посетителей! — совершенно всерьез воспринимается признанными лидерами традиционной розничной торговли США. Полный объем розницы там составляет чуть меньше 3 трлн долл. в год, так что 15 млрд, приходящихся на онлайн, тянут всего лишь на полпроцента. Но это пока. Американские бизнесмены хорошо знают, насколько быстро и неотвратимо приходит будущее, и предпочитают не откладывать подготовку к нему на потом. Поговорка «Кто не успел, тот опоздал» отчетливо отдает приговором, который никто не хочет выслушать применительно к себе.

Эйфория капитализации интернет-компаний, ставшая рождественской сказкой сезона 1999-2000, вызвана, конечно же, не одними цифрами посещаемости торговых сайтов и устойчивостью роста количества этих посетителей. Среди множества других благоприятных факторов есть как минимум два стратегически важных.

Во-первых, на практике доказали свою жизнеспособность модели ведения бизнеса в Интернете, сильно отличающиеся от офлайновых традиций. А значит, Интернет убедительно подтвердил, что он является новой специфической средой осуществления и развития бизнеса, а не просто еще одним инструментом коммуникаций, наподобие факса или сотового телефона. Феноменальный успех онлайнового аукциона eBay с его почти 8 миллионами участников со всего мира и объемом сделок 4,5 млрд долл. в 1999 году продемонстрировал всем сомневавшимся специфику Сети как уникальной торговой среды, в которой интерактивность и глобальность — не просто модные словечки, а суть дела — причем, очень успешного дела.

Та самая суть, которую быстро усвоили создатели целой плеяды сайтов, каждый в своей нише повторивших успех eBay (www.ebay.com). Достаточно упомянуть Priceline.com, создавший новую модель реализации товаров и услуг (в которой покупатель предлагает цену, а уж продавцы или поставщики решают, будут ли с ним иметь дело). Рыночная капитализация этой компании, начинавшей с торговли по своей схеме билетами на самолеты, к концу года составляла около 7 млрд долл. и была, таким образом, выше, чем у некоторых почтенных американских авиалиний. Забавная сложилась ситуация: компания из реального мира с колоссальными активами и достойной историей, предоставляющая дорогие и пользующиеся спросом услуги, не в силах купить агента, этими услугами в виртуальном мире торгующего без году неделя. У нее просто денег физически не хватит.

При этом в онлайновой торговле новации очень хорошо сочетаются с привычным для покупателя в офлайне сервисом — во многих мелочах онлайновые магазины старательно воспроизводят те привычные услуги, которые делают магазин «своим» для потребителя. Это и очень хорошие консультации, и разнообразные скидки, и помощь в выборе товара — особенно подарка! — и даже подарочные купоны — gift certificates. (Gift certificates принято во многих странах дарить вместо денег, ими можно расплатиться — в пределах суммы купона, конечно, — при покупке товаров или услуг в той компании, которая выпустила данный купон. Они очень популярны в любой предпраздничный сезон среди тех, кто не уверен в своей способности удачно выбрать, например, книжку в подарок. Вместо нее спокойнее подарить купон книжного магазина на представляющуюся достойной сумму.) Торгующие в Сети успешно показали, что никаких из милых сердцу и удобных мелочей покупатель не теряет, переходя в Интернет, зато приобретает много чего дополнительно.

Вторым важнейшим фактором, воодушевившим инвесторов, оказались неожиданно высокие темпы роста аудитории Интернета и развития электронной коммерции за пределами США. Еще год назад раздавалось много пессимистических прогнозов, упиравших на консерватизм старушки-Европы и неготовность Азии (Россия, понятно, в относительно краткосрочных прогнозах вообще не рассматривалась).

По законам рождественского жанра, скептики и ворчуны были прилюдно посрамлены (как уже не раз бывало в истории развития Интернета с людьми, переоценивающими чужую консервативность и полагающими, что средний обыватель всего на свете боится и верит страшилкам журналистов про кражи номеров кредиток и владычество всемогущих хакеров). Появление бесплатных провайдеров, конкуренция между крупными операторами рынка связи и реальное слияние Интернета с отлично развитой в Европе сотовой телефонией подстегнуло массовый интерес жителей Старого Света к Сети. Даже чопорные британцы, среди которых сегодня лишь 15% активно пользуются Интернетом (против десятков процентов в США, Австралии, скандинавских странах и т.д.), оптимистично заявляют, что всячески приветствуют Интернет и онлайновую торговлю, и даже полагают, что ее развитие сумеет затормозить инфляцию и снизить цены...

Увы, хотя для России борьба с инфляцией явно актуальнее, чем для Англии, Интернет в ближайшие годы у нас вряд ли окажется заметным сегментом розничного рынка. Уж больно ничтожен пока масштаб. Оборот лидирующего книжного магазина «Озон» за 1999 год не превысил 200 тыс. долларов, причем отказ от наложенных платежей и активизация работы с кредитками явно свидетельствуют о переориентации книготорговцев на внешний рынок. Годовой оборот всей розничной торговли в российском Интернете, по безудержно оптимистическим оценкам, составил 1,9-2 млн долл. в прошлом году, т.е. примерно около 1 доллара на среднестатистического жителя российской Сети. Остается надеяться, что громко обещанный в канун 2000 года компанией Port.ru универсальный торговый центр Торг.Ру (www.torg.ru) к следующему Рождеству даст повод журналистам припомнить мне пессимизм этого абзаца и радостно констатировать глубину моих заблуждений.

Напоследок — еще один штрих к картинке Рождества-99 с его Интернетом, дарами и акциями. В родильном отделении одной из больниц знаменитой Кремниевой Долины в Калифорнии первый родившийся в Y2K младенец получил подарок — символ тех времен, в которые ему довелось появиться на свет. Догадались, что за подарок? Конечно же, небольшой младенческий портфель акций Silicon Graphics Inc. и Yahoo! Что будут дарить новорожденным в 2000 и о чем станут рассказывать сказки? Многим из этих малышей родители купят погремушки и подгузники через Интернет. Вот уж действительно рождается поколение нового века, с электронной торговлей связанное с первых дней жизни, и жизнь эта сулит быть очень интересной и онлайновой...


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site