This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 17
Сюжеты | География
Сергей Моругин

Легенда об украинском
Интернете

Еще весной в Рунете обсуждалась проблема украинского политического Интернета. Участники дискуссии разделились на два лагеря: первые говорили, что его не существует, другие — что он есть, но еще слишком мал. К сожалению, в рамках дискуссии не обсуждалось, что именно нужно называть «политическим Интернетом». А зря. Потому что просто включение того или иного сайта в разряд «политического» ни о чем не говорит. Собственно, если позволить себе максималистский подход, то «политическим сайтом» можно назвать любую страницу, которая проводит собственную информационную политику. Сергей МОРУГИН, prcentre@sabbo.net, UA today (www.uatoday.net)

Стагнация украинского Интернета

Осуществление информационной политики невозможно без сопротивления со стороны других ресурсов, которые имеют другую точку зрения на окружающие события и сражаются за право довести свою позицию до сведения читателя. Таким образом сталкиваются две противоположные точки зрения, и начинается политическая борьба. Но много ли в украинском секторе веб-сайтов, которые стремятся проводить собственную информационную политику? Очень многие просто бессистемно перепечатывают другие онлайновые средства массовой информации. Если в офлайне мы можем по любым пяти строчкам отличить «Киевские ведомости» от «Фактов», а «Факты» — от «Дня», то в онлайновых изданиях мы видим, как один и тот же текст мягко перетекает с одного сайта на другой, потом на третий и т.д.

Таким образом, до последнего времени украинский Интернет развивался интенсивно, то есть за счет собственных ресурсов. Сложилась система, которая сама производила информацию, и сама же ее потребляла. Информация замыкалась внутри ограниченной группы людей. Фактически, весь украинский Интернет развивался по стереотипам ФИДО — как сеть профессионалов. Это страна Сисопов, Сисадминов, Нод, но ни в коем случае не презираемых и эксплуатируемых чайников-юзеров. На виртуальном просторе украинского Интернета утвердила свое господство технократическая олигархия. Но узок их круг, страшно далеки они от народа.

«За честь, за славу, за народ»!

А народ, то есть юзер, в украинском Интернете очень разный. Последний год ознаменовался массовым приходом в Сеть малого и среднего бизнеса. Бурно развиваются коммерческие интернет-ресурсы, электронная почта. Подтянулись банки с системой электронных платежей через Интернет. Все это тянет за собой увеличение подключенных к Сети рабочих мест. По подсчетам автора этих строк, аудитория украинского Интернета превысила 200 000 человек. В Сети появилась своеобразная «новая волна» пользователей: это студенты, служащие, журналисты и бизнесмены. Главным отличием их от волны старой является то, что неофиты в подавляющем большинстве плохо разбираются во всех тонкостях HTML и Java-script. Однако они стремятся получить в Сети полноценный информационный сервис. Общение в чатах и просмотр порно вряд ли можно считать таковым. Рано или поздно большинство юзеров пойдет искать полезную, оригинальную, оперативную и интересную информацию — и горе тем, у кого его величество Юзер ее не найдет.

Покорение рая

Обнаружив в украинском Интернете значительное количество избирателей, осваивать новое пропагандистское пространство бросились различные политические силы. Приход в Интернет политических структур привнес новый элемент — в Сети стали размещаться первоисточники в виде пресс-релизов и эксклюзивных материалов ведущих политиков. Предвыборные баталии в киберпространстве привлекают к Интернету все больше внимания. Любопытно, что коренные обитатели Укрнета восприняли вторжение «большой политики» так же благосклонно и спокойно, как когда-то инки — приход испанского флота. Вряд ли старожилы предполагали, что приход больших политиков и больших денег знаменует собой начало развития Интернета как сети для пользователей, а не для профессионалов.

Для разведки в неведомом пространстве украинский политикум снарядил несколько «экспедиций». Пионерами политического Интернета можно считать создателей сайта Верховной Рады (www.rada.kiev.ua), а можно — партии «Громада» (www.hromada.kiev.ua), Народно-демократической партии (ndp.org.ua) и партии «Реформы и порядок». Но это были лишь первые осторожные попытки «создать представительства в Интернете». Представительство — это мирно и неагрессивно. Представительство может годами потихоньку обмениваться с аборигенами информацией. Однако для покорения нового света, захвата его богатств нужны военные экспедиции.

Едва ли не первым среди офлайновых лидеров Интернетом всерьез заинтересовался кандидат в президенты Украины бывший премьер-министр и бывший шеф Службы безопасности Украины Евгений Марчук (marchuk.kiev.ua). Его можно назвать настоящим Кортесом украинского политического Интернета, так как именно с легкой руки Евгения Кирилловича начали исследовать новую коммуникационную систему и другие кандидаты. Сначала «марчукистская» газета «День» стала ведущим новостным ресурсом украинского Интернета. Она и поныне лидирует в рейтинге наиболее посещаемых украинских сайтов (www.topping.com.ua), и ее интернет-тираж вполне соотносим с тиражом печатного варианта. Затем открылся и сайт «Евгений Кириллович Марчук», а уже сейчас, в разгар избирательной борьбы появился «Молодежь в XXI столетие — с Евгением Марчуком» (republic.itl.net.ua/molodXXI.html). Подозревают, что влияние Марчука простирается не только на вышеназванные ресурсы, но и некоторые рейтинговые системы и ведущие провайдерские фирмы. Поэтому закономерно, что уже через полгода после основания сайта «Евгений Кириллович Марчук» его герой снискал популярность среди аборигенов украинского Интернета и стал лидировать во всех интернет-опросах как наиболее популярный кандидат в президенты Украины.

Успех интернет-агитации Марчука расшевелил и других кандидатов. Сразу после Марчука создал свой ресурс кандидат в президенты и лидер Социалистической партии Александр Мороз. Однако даже старожилы Интернета жаловались, что найти сайт Александра Александровича очень непросто. Если открытие сайта Марчука проходило с большой помпой (баннерную рекламу не видел разве что слепой), то Александр Мороз удовлетворился самим фактом создания Интернет-ресурса. К слову, на сайте собраны все публикации в прессе про Александра Мороза; при этом, в отличие от аналогичной подборки Марчука, здесь представлены не только позитивные и имиджевые материалы, но и довольно критические. Фактически, сайт исполняет роль своеобразной энциклопедии политической жизни Александра Мороза, — если верить украинским поисковым системам, на сайте хранится больше документов про кандидата, чем в прочих ресурсах Интернета, вместе взятых. Но если страничкой еще можно пользоваться как справочником, то новости на сайте отсутствуют полностью — и это при постоянных жалобах со стороны Александра Мороза на то, что его избирательную кампанию замалчивают традиционные СМИ.

Интернет: новое измерение пропаганды

Именно вторжение в мирный до того Интернет этих двух кандидатов в президенты взорвало патриархальную тишину украинского сектора Сети. Уже пошли слухи о том, что вроде бы собственный сайт наконец-то собирается открыть Леонид Кучма (сейчас есть только довольно любительски исполненный неофициальный сайт «Наш кандидат — Леонид Кучма» по адресу pages.hotbot.com/sports/senator2000/images/LKuchma.htm); называются даже какие-то пятизначные суммы, выделенные под проект. Собственные ресурсы в срочном порядке открыли оба кандидата от расколовшейся надвое партии «Народный Рух» — бывший министр экобезопасности Юрий Костенко (kostenko.gluk.org) и бывший министр иностранных дел Геннадий Удовенко (www.rukhpresscenter.kiev.ua). Есть свой сайт и у прогрессивной социалистки Натальи Витренко (www.trade-directory.com/trevor/). Свое представительство в Сети есть у партии «Едына родына» («Единая семья», www.edina-rodina.kiev.ua), лидер которой — Александр Ржавский — также баллотируется в президенты. Каждый из кандидатов не просто взбаламутил воду в тихом омуте. В украинском Интернете едва ли не впервые запахло реальными деньгами.

Впрочем, кандидаты используют возможности Всемирной паутины не только для пропаганды. Анонимность и вездесущность Интернета, а также принципиальная невозможность контроля над содержанием публикаций делает его идеальным средством для контрпропаганды и распространения компромата на конкурентов. И тут украинский Интернет в преддверии президентской кампании сделал стремительный рывок вперед. Ситуация с компроматом в Интернете даже озаботила правоохранительные органы. Недавно на пресс-конференции генеральный прокурор Украины Потебенько заявил, что в Сети обнаружена информация, оскорбляющая честь и достоинство Президента Украины, и прокуратура намерена провести расследование обстоятельств появления этой информации. Впрочем, по информации, поступающей из недр самой Генеральной прокуратуры, следователи пока пребывают в растерянности: Генпрокуратура не подключена к Интернету, и там вообще плохо себе представляют, что это за штука .

Компромата на Леонида Кучму в Интернете довольно много. Так, ему посвящено сразу несколько «сайтов-анонимок». В частности, ресурс под названием Ethan_frome (www.fortunecity.com/roswell/sibury/523/), на котором от имени Рудого Панька опубликована подборка анекдотов про Леонида Кучму. А другой сайт — «Вестник украинской олигархии» (www.chat.ru/~oligarhia/Ukrainy.htm) — бьет уже не столько по самому Кучме, сколько по его окружению: Александру Волкову, Виктору Пинчуку, Вадиму Рабиновичу и заодно по Александру Ткаченко и... Наталье Витренко, которая в недобрый час тоже почему-то сошла у автора за олигарха.

Кстати, от киберанонимщиков кроме Кучмы наиболее пострадала именно Наталья Витренко — появился анонимный ресурс «Серп и молот» (sim.communitech.net), на котором обсуждается личная жизнь Натальи Михайловны, при этом не обходится без антисемитских выпадов. Немного меньше, но досталось и другим кандидатам: Евгению Марчуку, Петру Симоненко, Александру Морозу. Интересно, что вместо аутентичного компромата на Наталью Витренко стоит ссылка на адрес... того же «Серпа и молота». К слову, на сайте я нашел призыв, близкий и понятный каждому анонимщику — «присылайте свои замечания и материалы по адресу...» Правда, указан адрес не известного серого здания на ул. Владимирской (здание Службы безопасности Украины), а опять-таки анонимного почтового ящика.

Интернет как массовый организатор

Один мой знакомый, к слову, эксперт по интернет-технологиям, месяц тому назад эффектно провозглашал: «На этих выборах Интернет в Украине проиграл». Теперь видно, что он поспешил с выводами. Интернет не проиграл, напротив, он встает на ноги. Кое-кто считает, что малыш настолько здоровый, что вполне может сгодиться и для рекламы.

Некоторые кандидаты в президенты, например, спикер украинского парламента Александр Ткаченко, демонстративно заявляют, что намерены способствовать развитию новейших информационных технологий, в частности — Интернета. Интересно, что при этом Ткаченко ни в коем случае не может претендовать на голоса населения Сети. Но, похоже, он к этому и не стремится: акцентируя внимание электората на необходимости развития интернет-технологий, Александр Ткаченко пытается показать свою образованность. Точно так же Евгений Марчук, выделяя средства из своего избирательного фонда на поддержку интернет-проектов, не столько надеется на голоса интернетчиков, сколько подчеркивает свой имидж профессионала. Недаром в одной из интернет-агиток подчеркивается, что Марчук «единственный из кандидатов, кто свободно владеет компьютером и считает, что именно компьютер вместо гетманской булавы должен стать символом Украины».

Так или иначе, но то внимание, которое уделяют кандидаты в президенты Интернету, для последнего бесследно не пройдет. То есть, независимо от того, какими будут последствия избирательной кампании, приходится констатировать, что Интернет в Украине уже занял почетное место среди прочих средств массовой коммуникации. Случилось то, чего боялись наши интернет-корифеи, но что не могло не случиться. В Интернет приходит оффлайн, неотвратимый, как ледниковый период. Приходит со своими правилами и со своими деньгами. Так что, говоря словами Евсея Вайнера, «баста, карапузики» (www.russ.ru/netcult/99-07-02/vainer.htm)?


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site