This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 17
Сюжеты | Персоналии
Ерофей Вертоградов

Нет-люди из Port.ru

Не так давно наш журнал посвятил персоналиям Рунета целый номер (inter.net.ru/13/). Но тех имен, которые мы собираемся вам представить, мы тогда не упомянули даже в рубрике «Наши надежды». Знакомьтесь: Алексей Кривенков и Никита Корзун.

Сумасшедшая карьера Кривенкова

Родился в Питере 22 года назад. Учился на физфаке, не окончил; уехал в Штаты — отдыхать и путешествовать. В Нью-Йорке познакомился с будущим партнером Женей Голандом. Прожил по ту сторону Атлантики год, потом вернулся в Россию. Создал на пару с Голандом компанию DataArt. Компания начала с торговли железом, а затем переключилась на интернетовские приложения, начав с создания сетевого органайзера MyPhoneBook (www.myphonebook.com, русская версия — на www.base.ru).

Откуда взялся Mail.ru

Бесплатную почтовую службу Кривенков собирался создать давно, но не доходили руки. В конце концов засадил писать софт для Mail.ru недавно пришедшего в компанию Диму Андрианова. Софт начали писать в феврале 1998 года, в октябре закончили — собрали сервер и купили домен. Официальное открытие сервера состоялось 1 ноября 1998 года.

Сумасшедшая карьера Корзуна

Из реального бизнеса — c должности начальника управления банка — ушел в бизнес виртуальный, заплатив кровные 300 долларов за право присутствовать на конференции «Интернет-маркетинг'98». «Я тогда аккуратно записывал все в блокнотик, — вспоминает он, — и с тех пор ни разу его не открыл». Год спустя три сотни человек заплатили 45 000 долларов, чтобы послушать его собственный доклад на «Интернет-маркетинге'99». К этому моменту Никита был известен как руководитель проекта List.ru, одного из двух сайтов, за год вошедших в первую пятерку «Рамблера». Второй такой сайт — Mail.ru.

Как случилось, что Корзун ушел из List.ru в Mail.ru

«То, что я делал, начало противоречить моим нравственным чувствам». По словам Корзуна, инвесторы ценили его за то, что он наращивал количество баннерных показов. Но сам он все больше убеждался в том, что количество — не главное: важно также, что это за баннеры и кому именно их показывают. Убедить в этом инвесторов Корзун не мог. Тем временем на рынке сложилась уникальная ситуация: количество проектов, у которых были проблемы с менеджментом и деньги на хорошего менеджера, перевалило за десяток. Специалистов, готовых занять эти вакансии, практически не было: менеджеры с опытом работы в Интернете растут очень медленно. Сам Корзун называет 8 имен, но предполагает, что в действительности их не более 10-15. Так или иначе, выбор у Никиты был неплохой. «Я беседовал с пятнадцатью инвесторами, — рассказывает он. — Критерии выбора были мне непонятны: все они предлагали мне интересную работу за нормальные деньги, и все собирались создавать эпохальные проекты». Одна из причин, по которым он выбрал именно Mail.ru, — то, что этому проекту удалось получить инвестиции на Западе. «Это была игра в venture, как и у всех остальных, но по понятным правилам».

Сколько посетителей у Mail.ru

Около 500 тысяч. По данным Gallup Media, сайт в 1999 году вышел на первое место по daily reach — дневному охвату аудитории. В июле 1999 года Mail.ru обогнал по посещаемости таких признанных лидеров, как anekdot.ru и rbc.ru.

Как Mail.ru зарабатывает деньги

С приходом Корзуна продажи рекламы на сервере резко увеличились. Сумма доходов — коммерческая тайна. Помимо рекламы Mail.ru может успешно торговать результатами своих опросов: пользователи отвечают на вопросы только после регистрации на сервере (ввода имени/пароля), а потому каждый отвечающий — это не просто уникальный IP, а настоящий, живой человек. Задавая этому человеку один и тот же вопрос в разное время, можно отслеживать динамику его предпочтений. Сейчас на вопросы отвечают 4000 человек в день, когда опрос стартует, и до 20 000 впоследствии (в зависимости от продолжительности опроса). У РБК, чьи опросы раньше считались наиболее популярными, респондентов меньше — за два дня они собирают 3-4 тысячи ответов (РБК считает уникальные IP-адреса).

Анкетируя пользователей и разделяя их на группы по интересам, создатели сервера получат уникальные сообщества (communities) вкупе с возможностью рекламировать тот или иной товар именно тем пользователям, которые могут быть заинтересованы в его покупке. «Создание communities и категоризация по интересам позволит на порядок увеличить рекламные площади — мы сможем продавать не только заглавную страницу сайта, но и отдельные разделы», — говорит Корзун.

Продается ли серверный софт Mail.ru

«В России попытки продать ядро Mail.ru не вызвали понимания», — улыбается Кривенков. Причина простая: всем кажется, будто веб-почту создать совсем несложно, и если она вдруг понадобится — любой программист за пару дней напишет все, что нужно. Тем не менее попытки List.ru создать свой мейл-сервис дважды увенчивались неудачей: приглашенные программисты божились, что через месяц-полтора все будет готово, и исчезали навсегда. В конце концов List.ru запустил сервер Inbox.ru с движком и поддержкой Mail.ru — List.ru раскручивал проект и купил для него домен. Рекламу договорились делить пополам. Такие же соглашения — на основе дележа рекламы — были достигнуты с «Ау!» (ныне @rus) и Апортом (серверы mail.au.ru и mail.aport.ru). «К нам может прийти любой желающий, — говорит Кривенков. — Если мы будем уверены, что его сервис может набрать достаточную клиентскую базу — мы на тех же условиях дадим ему движок». Предварительные переговоры о сотрудничестве ведутся с «Яндексом».

Будет ли Mail.ru заниматься электронной коммерцией?

Безусловно. Когда аудитория сервера приближается к пяти сотням тысяч, грех не воспользоваться этим и не попытаться что-нибудь своим пользователям продать. Но серьезная коммерция начнется только после того, как появятся те самые сообщества пользователей, о которых шла речь выше.

Что такое Port.ru

Port.Ru LLC — компания, которая владеет серверами Port.ru и Mail.ru. Именно в эту компанию американцы инвестировали 940 тысяч долларов за 20% пакета ее акций. Остальные 80% — программные разработки и сервер Mail.ru — внесла компания DataArt. «Коммерсантъ-Daily» напечатал об этом статью, где общую стоимость компании, учитывая цену 20-процентного пакета, оценивали путем примитивных арифметических вычислений в 4 700 000. В тот же день некто VVA отправил в список рассылки BANNERS, где общаются люди, имеющие отношение к интернет-коммерции, письмо с совершенно другой цифрой. Говорилось в письме буквально следующее: «Автор, видимо, не сильный в экономике, делает вывод, что сама mail.ru оценивается в $5 000 000, хотя на самом деле 20% — это не контрольный пакет, а контрольный (остальные 80% или как минимум 51% в зависимости от характера предприятия) должен стоить при цене 20% пакета не менее $15 000 000». Насколько бы ни были приблизительными все названные цифры, корреспондент «Ъ» совершенно верно подметил, что сделка показывает, насколько русский Интернет становится привлекателен для западного инвестора.

А что стало с DataArt?

После того, как DataArt начала и отдала Port.ru и Mail.ru, больше русским Интернетом эта компания не занимается. DataArt специализируется на разработках для иностранных клиентов.

Почему западные инвесторы обратили внимание на русский Интернет

Американские интернет-компании сейчас сильно переоценены и в ближайшее время значительно не подорожают. В России открыть новый ресторан и новое интернетовское предприятие — одинаково рискованные вложения, однако интернетовский бизнес, в отличие от ресторана, может вырасти не в разы, а в сотни раз. Инвесторы, вложившие деньги в Port.ru, рассчитывают, что в течение двух-трех лет их вложения как минимум удесятерятся.

Почему именно Port.ru получил деньги на Западе

По словам Кривенкова, нынешними успехами предприятие обязано тому, что изначально не стремилось к моментальному обогащению. «Мы не боялись потерять на создании Mail.ru 20-50 тысяч, чтобы сделать достойный сервис», — говорит он. Кроме того, свою роль сыграла хорошая репутация владельца DataArt Жени Голанда в американских бизнес-кругах, а также то, что предприятие никак не было связано с другими крупными российскими структурами или политическими организациями.

Что будет создано по адресу port.ru?

«Мы можем сразу опровергнуть версию, что там будет портал», — говорит Корзун. «Port.ru — просто название компании. Порталов мы не строим».

Вместо портала по этому адресу скорее всего будет открыт огромный «Интернет-клуб» — сервис, которым смогут пользоваться абсолютно все желающие, вне зависимости от того, есть ли у них адрес на Mail.ru. Посетители «клуба» смогут пользоваться чатами, форумами, публиковать и читать бесплатные объявления, делать покупки в будущих интернет-магазинах по мере их возникновения.

«К этому клубу примкнут специализированные сайты о путешествиях, автомобилях, музыке... Мы постепенно будем занимать все большую долю рынка», — говорит Корзун.

«Не для капитализации, — добавляет Кривенков, — а просто потому, что нам так нравится».


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site