This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 17
События | Конференция
Ерофей Вертоградов

Интернет-маркетинг'99

Еще совсем недавно, 11 марта 1997 года, компания Network Solutions торжественно объявила об открытии миллионного домена в зоне .com (inter.net.ru/5/1.html). Сейчас, осенью 1999-го, количество доменов .com перевалило за 6 миллионов (www.domainstats.com), а ведь есть еще и .org, и .net, и .gov, и на каждую страну по домену верхнего уровня приходится. В России, по подсчетам Алексея Тутубалина (www.lexa.ru/ru-survey/), в октябре 1998 года было около 9 тысяч доменов, а уже в марте их количество превысило 10 000. За полгода в стране появилась тысяча новых доменов второго уровня, каждый из которых требует поддержки, администрирования, дизайна, верстки, информационного наполнения. Речь идет о гигантской отрасли, в которой новые рабочие места появляются со скоростью десяти в минуту по мировым меркам и десяти в день по России. В то же время все, из чего состоит нынче всемирная Сеть — протоколы, операционные системы, язык разметки, — появилось весьма недавно и постоянно меняется. Пять лет назад ни одно учебное заведение не принимало на первый курс будущих специалистов по Windows NT, Линуксу или языку HTML, и никто в этом году не вышел из стен такого вуза с дипломом интернетчика в кармане. По скорости, темпам роста и непредсказуемости отрасль под названием Интернет несовместима с существующими процедурами и алгоритмами получения академического образования.

«Интернет-маркетинг», о котором мы собрались говорить, — конференция, то есть событие, пришедшее из мира академического. Обычно на конференциях исследователи, работающие в различных областях, собираются, чтобы поделиться результатами исследований. В данном случае, будь то в российском или американском Интернете, — не существует ни института исследований, ни вообще каких бы то ни было академических институтов, школ, факультетов, кафедр, где кто-нибудь занимался бы изучением Интернета по требованиям и канонам академической науки. Если такие институты заявят о себе — притом более серьезно, чем двухнедельные курсы, — то в лучшем случае они будут проигнорированы, в худшем же — восприняты как шарлатанство. И поделом: профессоров Интернета нет и быть не может, потому что нет компетентного органа, который мог бы специалистов в этой области адекватно оценивать. Интернет — прикладное производство, и он очень далеко разошелся с академической наукой.

Центр информационных технологий сознательно или бессознательно пытается эту прореху залатать, создавая конкретный академический институт — конференции для обмена опытом и накопленными экспериментальными данными — силами интернет-сообщества и на его основе. Отличие конференций «Интернет-маркетинг» от РИФа (Российского Интернет-форума) весьма показательно: несмотря на плотную сетку семинаров и лекций, РИФ — это коллективная профсоюзная пьянка, не преследующая никаких академических, научно-исследовательских и образовательных целей. Достаточно сказать, что на РИФе лекторы платят за право выступить, а фирма, которую они представляют, списывает плату за это право по статье «рекламные расходы» — какой уж тут академизм. Люди, платящие за свое участие в РИФе, платят, по сути дела, за гостиницу, кормежку, баню, сауну, бассейн и возможность в приятной обстановке пообщаться с собратьями. В этом смысле РИФ ничем не отличается от ежегодного слета шахтеров, горняков, авиадиспетчеров или членов гольф-клуба — за исключением того, что за шахтеров и диспетчеров платит настоящий профсоюз, который в Рунете еще не создан.

«Интернет-маркетинг» принципиально отличается тем, что никаких дополнительных удобств, кроме права послушать доклады, плата за участие в нем не дает. Докладчики отбираются не по платежеспособности, а по выбору устроителей. Тезисы выступлений сдаются организаторам и публикуются на сайте конференции загодя. Предполагается, что потенциальный платящий слушатель, ознакомившись с тезисами, примет информированное решение о том, нужно ли ему слушать эти доклады, — ситуация, совершенно немыслимая для РИФа, где 90% публики не ходит на чужие доклады, а оставшиеся 10% — на свои собственные. Это все не к тому, что Российский Интернет-форум чем-нибудь плох, а к тому, что «Интернет-маркетинг» является принципиально новой и уникальной для России формой массового профессионального платного интернет-обучения. Об оценке потенциального спроса на такое обучение мы уже достаточно сказали выше. Те десять тысяч россиян, которые сегодня занимаются умственным трудом в самых различных его формах (журналистикой, преподаванием, финансами, наукой), а через полгода будут основной своей специальностью называть Интернет, остро нуждаются в обучении именно такого рода. Обучении, увы, не академическом, с зачетами и коллоквиумами, а неформальном, бытовом, когда выходит на кафедру, например, Тимофей Бокарев и простыми человеческими словами рассказывает, кто он такой, в чем состоит его работа, какова демография рынка, кто, кому, за что и сколько готов платить, и куда все катится. Прослушав один такой доклад (а еще лучше — десять), даже самый далекий от Интернета слушатель может составить вполне адекватное представление о том, что это за зверь, чем он питается, скольких генералов он может прокормить, и как вписаться в число этих генералов.

Но несмотря на то, что в Центре информационных технологий дело поставлено на коммерческую основу, устроители конференций пока не задумывались серьезно о том, чтобы набор тем, докладчиков и выступлений был одинаково интересен любому постороннему человеку, интересующемуся интернет-проблематикой. По словам директора ЦИТ Алексея Сальникова, организаторы «...никоим образом не относят конференцию к жанру обучения». Для них конференция — это обмен опытом, общение специалистов, тусовка. «Если конкретный доклад части слушателей неинтересен, так это же прекрасное время для общения в кулуарах», — улыбается Сальников.

Мы не возьмемся судить о том, насколько совпали интересы целевой аудитории «Интернет-маркетинга» с содержанием прозвучавших там выступлений. В первый день ИМ-98 Алексей Сальников, например, сообщил, что основную массу платящих слушателей составили потенциальные рекламодатели и заказчики веб-серверов. Одному Богу ведомо, что им могли дать рассуждения некоторых докладчиков об особенностях гипертекста, правилах грамотного веб-дизайна или разновидностях коммерческого и бесплатного хостинга. Тем же слушателям, которые склонны рассматривать Интернет не как рекламную площадку, а как свою будущую специальность, вряд ли были интересны разговоры про СTR, click-to-buy и погрешности телефонного опроса Gallup Media при попытке выяснить посещаемость серверов RussiaToday, Russia On-Line и Russia on the Net. Недаром предупреждал классик, что в одну телегу впрячь не можно, и не факт, что имеет смысл пытаться. Но на взгляд стороннего наблюдателя затея с «Интернет-маркетингом» выглядит достаточно успешной, что позволяет нам предположить: организаторы удачно нащупали точку пересечения интересов самых разных представителей потенциальной целевой аудитории. Верна ли такая наша оценка — можно будет с уверенностью судить по тому, как скоро ЦИТ объявит о проведении новой конференции «Интернет-маркетинг» и каковы будут изменения в ее программе по сравнению с двумя первыми мероприятиями.

Отзывы участников конференции

Кирилл Готовцев, генеральный директор компании Project Marketing (www.pm.ru): Я довольно мало пробыл на конференции, и поэтому мои впечатления отрывисты. Мне показалось, что аудитория стала более разношерстной, поэтому и читать стало тяжелее, и слушать тоже. Курилка, на мой взгляд, стала существенно менее интересной, чем была на ИМ-98. Причем менее интересной в обе стороны. На ИМ-98 там были реальные люди из офлайна, которых было интересно послушать, а в этот раз у меня сложилось неприятное ощущение, что я говорю с аутсайдерами рынка, которых надо не про Сеть образовывать, а про маркетинг и управление в их собственных темах. Правда, так было не со всеми, но очень со многими.

Антон Никитин, генеральный директор интернет-агентства «Результат» (www.result.ru): Впечатления смешанные. Запомнилось огромное количество новых лиц в зале и тот вал контактов, который последовал за конференцией. Отличия от прошлого года — в составе и наполненности аудитории. С другой стороны, хотелось бы более сбалансированной программы и более профессионального состава слушателей.

Павел Черкашин, президент Actis Systems (www.actis.ru): Для меня дни ИМ-99 были очень напряженными — несколько крупных проектов, много контактов для развития регионального бизнеса, большой успех выступления и лавина последующих вопросов. В целом можно отметить, что ИМ-99 с точки зрения развития бизнеса для нашей компании был, наверное, одним из самых успешных мероприятий подобного рода за последние 2 года.

Роман Овчинников, директор «Студии РусАрт» (www.studio.ru): ИМ-99, на мой взгляд, стал первой российской специализированной конференцией, которая показала, что Интернет становится бизнесом. Организаторам удалось собрать практически всех основных игроков рынка, и именно поэтому предложенные доклады были интересными, полезными и профессиональными. Заказчики смогли посмотреть на представителей компаний, обсудить совместную работу, договориться о продолжении контакта. Наша компания получила несколько интересных заказов. Отрадным стал тот факт, что в зале присутствовали инвесторы, а в кулуарах звучали предложения о покупке или финансировании некоторых известных проектов. Я думаю, что ИМ-99 прежде всего показал, что то, чем занимается наша отрасль — перспективно и оправданно.

Алексей Амилющенко, Елена Колмановская, проект «Яndex» (www.yandex.ru): В отличие от предыдущего года, конференция стала более «всенародной»: теперь это не только интернет-тусовка, но и встреча с пользователями-клиентами. По докладам чувствовалось, что Рунет вырос и поумнел. Еще одно отличие — гостиница «Молодежная», без кондиционеров, компьютеров и кулуаров, гораздо хуже соответствовала событию, чем РАГС.

Григорий Шанаев, менеджер по продажам, агентство интернет-рекламы «Манифест» (www.manifest.ru): В этом году ИМ-99 значительно отличался по качеству обсуждения и обсуждаемых тем — наконец-то пришло время профессионализма в подходе к рекламе и маркетингу в русскоязычной Сети. Кроме того, Интернет стал рассматриваться как один из инструментов маркетинга, а не как диковинка с дополнительными возможностями. Было приведено достаточно большое количество примеров успешного использования веба в бизнесе. «Игроки» на рынке изменились качественно, но не количественно, что достаточно странно. Аудитория состояла уже не столько из веб-мастеров, сколько из реальных рекламистов и маркетологов — как из рекламных агентств, так и непосредственно из отделов рекламы и маркетинга предприятий и организаций. Вопросы из зала были продуманные и не сводились к тому, что у дизайнеров спрашивали про стоимость хостинга.

Алексей Ковалев, креативный директор интернет-агентства «Результат» (www.result.ru): Лично меня поразило то, как мало было новых лиц среди докладчиков по сравнению с ИМ-98. Где же племя молодое, незнакомое? Бросалось в глаза и то, что сами докладчики уже не бросались слушать «коллег по цеху», предпочитая общаться друг с дружкой в кулуарах. Запомнились доклады Черкашина и Корзуна. А также Левенчук, который по-детски радовался тому, что его упомянули в скандальной публикации «Трест РУНЕТ» в качестве мешка денег. Ощущения остались в целом положительные, хотя некоторое недоумение вызвал плавный спад посещаемости докладов от начала конференции к ее концу.

Тимофей Бокарев, коммерческий директор интернет-агентства ДОТ (www.dot.ru): Мне понравилось то, что в этом году конференция собрала гораздо более обширную аудиторию и имела более сильный резонанс как в on-line, так и в off-line. Другим отличием является сам состав слушателей. На последней конференции была, по моим ощущениям, гораздо большая доля не конечных заказчиков, а представителей компаний, которые работают или начинают работать на этом рынке...

Дмитрий Крюков, руководитель проекта «Рамблер», компания СТЕК (www.rambler.ru): Так как я не присутствовал на всех днях и докладах, то мнение мое будет в большей мере субъективно. Для меня очевидно, что количество участников значительно увеличилось в сравнении с ИМ-98, что порадовало. Однако, на мой взгляд, в аудитории слушателей наметился больший крен в сторону тех, кто хочет заработать на Интернете (прежде всего, реклама и дизайн), чем в сторону тех, кто с помощью Интернета хочет заработать в своих областях бизнеса (потенциальные инвесторы и рекламодатели). Вторая часть нам, как крупной рекламной площадке, была более интересна.

Павел Соколов, iXBT Hardware (www.ixbt.ru): В прошлом году нас не приглашали, так что сравнить не с чем. В этом году мы фактически впервые рассказали заинтересованной публике о нашем проекте. Рассказали историю, текущее состояние дел. В общем, хвастались :) Если серьезно, то аудитория, как мне показалось, довольно благосклонно отнеслась к моему докладу. Было много вопросов из зала. В кулуарах также было много интересных бесед и знакомств. Что касается практического результата для нас, то мы познакомились с интересными людьми и нашли партнеров по бизнесу, читай рекламодателей. К организаторам у нас нет никаких претензий — наоборот, можно только выразить уважение Александру Сальникову за его самоотверженность. Второй раз собрать людей и все организовать — это почти подвиг. В общем, дело нужное, особенно в смысле пропаганды и разъяснения офлайну, что такое Интернет и как все это может пригодиться в жизни.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site