This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 17

Аля Пономарева

Слово редактора

Привет!

Вместо того, чтобы пересказывать содержание номера, который вы держите в руках, я лучше напишу о чем-нибудь важном, что в другие рубрики не поместилось.

Вот в Штатах не так давно при разрешении очередного доменного спора суд впервые сделал выбор в пользу маленькой компании-регистратора, а не крупной фирмы, претендующей на домен. Это значит, что коммерческие компании далеко не всегда смогу эффективно противостоять регистрации доменных имен, совпадающих с их торговыми марками. Конечно, одно дело - злостный "киберскваттинг", регистрация тысячи доменов впрок, и совсем другое - когда имя зарегистрировано не для перепродажи, и совпадение с торговой маркой - дело случая. Раньше такие тонкие градации в расчет не принимались: совпало - отдай, кто бы ты ни был. Исход дела может повлиять на решения, которые будут вынесены в скорое время по сотням подобный исков, ожидающих своей очереди в судах США.

Случай, конечно, получился не вполне репрезентативный. Лучше всего было бы, если бы в качестве ответчика выступало частное лицо, обладающее очевидным правом на использование домена: например, Тема Лебедев сражался бы за домен tema.ru, котоорый пыталась бы отсудить компания "Тема с вариациями". Здесь же компания Avery Dennison хотела отобрать домены avery.net и dennison.net у фирмы FirstView, зарегистрировавшей их, чтобы за деньги раздавать адреса электронной почты людям с фамилиями Avery и Dennison. Суд отметил, что Avery и Dennison - достаточно распространенные фамилии, на пользование которыми не требуется никакого дополнительного разрешения. Торговые марки компании, решил суд, недостаточно "знамениты" для того, чтобы не считаться словами общего пользования. На само деле это не вполне корректно - если оценить права компании на домен в зависимости от "раскрученности" торговой марки и от того, насколько сильно доменное имя ассоциируется с той или иной компанией, стопроцентные шансы выиграть суд будут только у таких всемирно известных компаний, как Ford или Coca-Cola.

В России суды на околоинтернетовские темы насколько редки, что до тонких градаций дело дойдет еще очень нескоро. Кроме того, в Росси не существует института прецедентного права - то есть решение, однажды принятое судом по какому-нибудь сетевому делу, не будет рассматриваться другим судом как образец. Сейчас, например, Тимофей Бокарев, известный народу как создатель легендарного сайта про неприхотливых зомби и демонов блуда (www.aha.ru/~timofey/) и агентства Инернет-рекламы Promo.Ru (www.promo.ru), собрался судиться с плагиаторами, которые банальным методом copy-paste составили из материалов его сайта книжку об интернет-рекламе и теперь торгуют ею с лотков. Казалось бы, случай простейший: грубое нарушение копирайта. Но у советских собственная гордость - и представление об интеллектуальной собственности тоже глубоко собственное. (См. статью Евгения Горного о битве за "Голубое сало", стр. 70). Вспомните, сколько раз вам приходилось видеть в газетах или слышать в теле-, радионовостях фразу: "Согласно информации, взятой из Интернета…", "В Интернете пишут, что…". Офлайновые СМИ, и не только они, воспринимают Интернет как единое и неразделимое целое, которое можно цитировать кусками, не ссылаясь ни на сайты, с которых взята информация, ни на людей, именами которых она подписана. Одни издают сборники анекдотов, копируя их в Вернеровского сайта www.anekdot.ru, другие - книжки о сетевой безопасности, наполненные статьями с www.hackzone.ru, третьи на пресс-конференциях слово в слово повторяют то, что прочли в сетевой газете - и, естественно, не ссылаются. Суда между Бокаревым и книжным издательством "Познавательная Книга Плюс", конечно, недостаточно для того, чтобы все вокруг в одночасье поняли, почему воровать - нехорошо. И прецедента этот суд тоже не создаст. Но если затевать такие процессы по десятку в год, когда-нибудь дело сдвинется с мертвой точки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site