This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 16
Сюжеты | Ретроспективы
Владимир Гаков

Сервер "Машина времени"

Предыдущие экскурсии в прошлое научной фантастики, осуществлявшиеся с помощью сервера fantasy://timemachine.sf (см. №№ 12, 13, 14, 15 нашего журнала), закончились, как помнит читатель, на второй половине прошлого века. Цель очередного сеанса "серфинга" - канун века нынешнего, коему и самому-то осталось - всего ничего... В пятое путешествие приглашает Владимир ГАКОВ, kovalch@adicom.ru

Впрочем, конец всякого века располагает к прогнозам и пророчествам. Почему-то людям кажется, что при приближении сакраментальной даты с двумя нулями на конце следует непременно собраться с мыслями, провести "инвентаризацию" того, что было изобретено и осуществлено в уходящем столетии, и составить столь же подробную таблицу замечательных свершений века грядущего. Как будто реальной истории есть дело до всех этих наших игр с хронологиями и летосчислениями...

Как бы то ни было, уже в последние десятилетия века прошлого отдельные особо прозорливые авторы задумались и о таких средствах связи и передачи информации, которые по сей день остаются для человечества "научной фантастикой"! Не невозможной в принципе, но пока недостижимой - и технически, и теоретически. Просто потому, что мы и сегодня не представляем себе физических законов, которые могли бы осуществить то, о чем мечтали, оказывается, и век назад.

Какому любителю фантастики не знакомо это словосочетание: телепортация! Иначе говоря, "нуль-транспортировка", мгновенное перемещение материальных тел в пространстве. Вошел в эдакую кабинку наподобие телефонной (как кабинки Нуль-Т в произведениях Стругацких) в Москве, а вышел спустя мгновение - в Париже, на Марсе, в другой Галактике. Здорово!

И, хочется верить, когда-нибудь осуществимо. Потому что уже сегодня иногда впору лезть на стенку, ожидая, когда же твой факс наконец "зацепится" за другой такой же аппарат где-нибудь в Штатах! Или когда же скачается из Сети этот чертов файл...

Нашим предкам скорость распространения радиосигнала казалась невероятно быстрой, почти мгновенной. Нам уже начинает надоедать медлительность современной связи. Проистекающая, разумеется, не столько из-за скорости прохождения сигнала, сколько из-за иных причин: пресловутых "транспортных пробок" в сетях или медлительности наших модемов.

Тем удивительнее перелистывать романы 90-х годов прошлого века, где описана самая настоящая телепортация! Причем, даже межпланетная (гулять так гулять!), об этом говорят сами названия этих полузабытых книжек: "Человек с Марса" (1891) Томаса Блота или, скажем, "На Венеру в пять секунд" (1897) Фредерика Джейна... Вряд ли ведали авторы, ныне никому, кроме специалистов, не известные, что их средство космических путешествий - и, кстати, сверхдальней связи, осуществляемой также через не открытое пока "подпространство", - переживет и знаменитую пушку Жюля Верна, и даже фотонные звездолеты фантастов ХХ века. Потому что Галактику, конечно же, не облететь и не освоить, плетясь с жалкой скоростью света!

А вот в произведениях двух великих авторов - однако в данном случае не научной фантастики, а "просто" литературы - пророчески увидено еще одно средство коммуникации между людьми.

Желанное, хотя и доселе гипотетическое (несмотря на множество утверждений, что оно таки реально существует): телепатия. Или, как называли его авторы конца прошлого века, мысленный телеграф.

Речь идет о хорошо знакомых всем Марке Твене и Редьярде Киплинге. Что менее известно широким массам читателей - так это эпизодические "загулы" обоих классиков в научную фантастику.

Два рассказа-эссе Марка Твена - "Мысленный телеграф" (1891) и "Еще о мысленном телеграфе" (1895) - написаны скорее научным фантастом, нежели писателем-мистиком. Автор довольно четко (для уровня знаний своего времени) формулирует принципы непосредственной "мыслесвязи" между людьми на языке неких "пси-волн" (не беда, что они до сих пор не открыты - все-таки это научная фантастика, а не патент и не статья специалиста-ученого!). И даже подробно останавливается на таких технических деталях, как природные "приемник", "передатчик", "детектор" и "антенна", будто бы заблаговременно заложенные эволюцией в человеческом мозгу...

Зато в рассказе Киплинга "Без проводов" (он вышел в 1902 году, но был написан лет на пять раньше), наоборот, какие-либо собственно технические подробности отсутствуют. Автора больше интересовали социальные последствия того, что мир вдруг перестанет нуждаться в телефоне и телеграфе, поскольку вся связь между людьми будет осуществляться опять-таки мысленно, телепатически. Мир от этого, кстати, лучше, нравственно чище не становится!

Вообще техническая утопия далеко не всегда (точнее - почти никогда) не влекла за собой автоматически утопию социальную. В этой связи интерес вызывает роман одного нашего соотечественника, вышедший как раз в описываемый период.
Шелонский Николай Николаевич
(даты жизни неизв.)
Русский прозаик и журналист, писавший в разных жанрах

В 1885 году, когда в Париже увидела свет книга Робида "Жизнь в XX веке", знакомая нам по предыдущим путешествиям на машине времени (см. 14-й номер журнала), аналогичный роман-каталог разнообразных технических новинок появился и в России.

Названо сочинение было на редкость неоригинально - "В мире будущего", а автором значился некто Николай Шелонский. Роман "В мире будущего" интересен тем, что, вероятно, это одна из самых ранних (и, безусловно, одна из самых ярких в отечественной литературе) славянофильских утопий. Будущее по Шелонскому - это рай на лоне матушки-природы, натуральное хозяйство, степенная общинная жизнь, и за всем этим сермяжным и посконным благолепием - как основа, стержень и источник внутренней силы - хорошо знакомая триада. Православие (которое спешно приняла и внезапно "опомнившаяся" Франция - какова находка!), самодержавие, народность. А мы-то в гордыне своей думаем, что это только в конце двадцатого столетия наиболее продвинутые искатели "национальной идеи" зрят в будущем только такое спасение для России...

Однако не нужно думать, что счастливые наши потомки (автор отнес время действия на 1000 лет вперед) ковыряют землицу по обычаю пращуров - примитивными сохой да мотыгой: патриархальная идиллия удивительным образом мирно сосуществует с высочайшим техническим уровнем. Антигравитация, туннель под Ла-Маншем, синтетические ткани, даже извлечение энергии из "четвертого" состояния вещества (плазма?) - все это Шелонский благосклонно допускает через тысячу лет и в России.

Киплинг, Джозеф Редьярд
(1865-1936)

Выдающийся английский поэт и прозаик, первый национальный лауреат Нобелевской премии по литературе. Родился в Бомбее и с детства впитал (а впоследствии и литературно "обосновал") пресловутое "бремя белого человека". Объездил весь мир, во время англо-бурской войны своим пером поддерживал крайних шовинистов и милитаристов, доказав собственным примером неправоту Пушкина (насчет "гения и злодейства"...). Однако все несимпатичные черты Киплинга - общественного деятеля с лихвой искупаются его литературой - достаточно вспомнить Маугли, "Запад есть Запад, Восток есть Восток...", "Если".

На подобном фоне странно гляделась бы тройка с бородатым ямщиком - в качестве основного средства коммуникаций! Посему не забыты и "телефот" (нечто среднее между телевизором, видеофоном и видеомагнитофоном), и "фотопечать", и передача "газет по телеграфу", и многое другое, что уже было на слуху у любителей фантастики той поры. Но все-таки Шелонский не удержался, проявил верность устоям: чтобы отправить "телефотограмму", герой едет на специальную "станцию" все-таки... на тройке! Расея-матушка, одним словом...

Забегая немного вперед, приведу пример еще одного русскоязычного автора, Антона Оссендовского, нарисовавшего в романе "Грядущая борьба" (1914) будущее не менее экзотическое.
Лассвиц, Курд
(1848-1910)
Немецкий писатель, философ и историк науки. Родился в Бреслау (ныне польский город Вроцлав), получил серьезное естественнонаучное образование, защитил диссертацию по философии. Первый профессиональный писатель-фантаст в Германии, чья проза - по- немецки серьезная, дидактичная и обстоятельная - сегодня "нечитаема", но в свое время оказала огромное влияние на зарождение жанра научной фантастики в Германии.

В романе Оссендовского, который с полным правом можно назвать одной из первых антиутопий русской литературы, мы встретим хорошо знакомый (по более поздним книгам этого жанра) джентльменский набор. Тут и человечество, ютящееся под землей (результат катастрофических климатических изменений), и засилье финансовых олигархов, превративших всю Землю в одну огромную промышленную корпорацию, и "всеобщее счастье", построенное ценой физического "сокращения" лишних ртов (например, проштрафившихся и не справляющихся с заданиями рабочих попросту... уничтожают!), и множество тому подобных откровений. Но, конечно, во всем, что касается техники, автор - на высоте: летательные аппараты, добыча золота из морской воды, вполне комфортабельный подземный мир. И - как полагалось уважающему себя писателю-фантасту в начале века - беспроволочная передача энергии на любые расстояния. И информации: "телевидение" в романе Оссендовского также прекрасно обходится без проводов...

Одно из редких научно-фантастических откровений пришло в канун нашего века из Германии, где творил местный "Жюль Верн" - Курд Лассвиц.

В его многочисленных рассказах, составивших сборники "Образы будущего" (1878), "Мыльные пузыри" (1890) и "Никогда и когда-нибудь" (1902), встречаются и бытовые видеофоны, и передача изображений и музыки на расстояние по "эфирному телеграфу", и даже... компьютер (разумеется, не электронный, а механический)! А в самом знаменитом романе Лассвица, "На двух планетах" (1897), мало того что предсказаны гигантские орбитальные станции, "подвешенные" над полюсами Земли высокоразвитой марсианской цивилизацией и предназначенные, кроме всего прочего, для межпланетной ретрансляции, так еще и космические корабли марсиан управляются "механическим рулевым", сильно смахивающим на современный автопилот или бортовой компьютер!

Двадцатый век был на подходе, и фантасты старались увидеть "облик грядущего" раньше других...

Твен, Марк (псевдоним Сэмюэла Лэнгхорна Клеменса)
(1835-1910)
Выдающийся американский писатель-сатирик, чье творчество по сей день не издано целиком (отдельные произведения впервые увидели свет лишь в 1970-е годы). В историю мировой литературы вошел не только романами про Тома Сойера и Гека Финна, но и первой "альтернативной историей" - романом "Приключения янки из Коннектикута при дворе короля Артура". Оставаясь до последних дней атеистом и язвительным критиком мистики и "просвещенного невежества", Марк Твен на склоне лет написал несколько философских фантазий, в которых с рациональных позиций исследовал телепатию, "жизнь после смерти" и т.п. феномены.
Оссендовский Антон Мартынович (Фердинанд Антони) (1878-1945) Русско-польский писатель. Родился в Витебске, участвовал в революции 1905 года на стороне "красных" (после подавления восстания отсидел в тюрьме), а во время Гражданской войны служил у Колчака. С 1922 г. жил в Польше, писал (кроме русского) на польском и английском (отчего в "Литературной энциклопедии" значится польским писателем). Среди многочисленных произведений различных жанров - и одна из первых "феминистских" утопий - роман "Женщины, восставшие и побежденные" (1915).


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site