This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 15
Сюжеты | Тема номера
Анатолий Левенчук

Коммунивер: от средств
массовой информации
к инфраструктуре массовой
коммуникации

Сразу после "большого взрыва" в эволюции Интернета - возникновения веба - в списке уникальных свойств новой среды на первых местах замелькало слово "интерактивность". Поначалу сама идея немедленной обратной связи была внове, и казалось, что стоит приделать к сайту гестбук (см. статью о них далее), и жизнь забьет ключом. На деле все оказалось сложней и интересней. Как - рассказывает Анатолий ЛЕВЕНЧУК, ailev@asmp.msk.su

Гуманитарная революция в Интернете

Прошедшая в 50–70-годы на Западе, а сегодня, похоже, и у нас гуманитарная революция заключается в массовом бегстве от метафор распространения по миру научных, кем-то определенных "истин" к метафорам общения, задаваемого происходящими событиями и определяемого стилем. На смену вещанию приходит коммуникация. Интернет (вернее, WWW как его часть) проделывает этот головокружительный мировоззренческий кульбит за пару-тройку лет. От унылых статичных библиотек гипертекстов, наводнявших Сеть в первые пару лет ее существования, от "вещания" предварительно накопленной информации сетевой народ стремительно убегает в чаты и дискуссионные группы. Гостевые книги, хотя совсем и не приспособлены для этого, становятся местами жарких дискуссий - пространства для общения в Сети явно не хватает. Старый и неудобный Usenet, чаты IRC почти недоступны в пространстве WWW.

Два мира - "научно-библиотечный" и "базарно-диалоговый" - до 1998 года жили в Интернете в целом порознь. Приход ICQ в виде отдельной программы и бешеный ее успех лишь подтвердил этот тезис. Но уже в 1998 году движение за объединение застывших гипертекстов и дискуссий в пределах одного сайта стало массовым. Консультанты по интернет-стратегиям, опираясь на опыт первых финансово успешных проектов, заявили, что в Интернете брэнд - это главное, а для служения главному нужно организовывать онлайн сообщества (online communities) приверженцев брэнда. Приверженцы - это в каком-то смысле тусовка, люди, знающие предмет и друг друга. Стоимость сайта на рынке капиталов начали считать как число членов онлайн-тусовки этого сайта, умноженное на конкретную цифру в долларах (от $30 до $900 в зависимости от ситуации) за каждого человека в тусовке. Началась глобальная охота за тусовками, подогреваемая финансовыми интересами. Инвестиции потекли в организацию интернет-общения. В результате на многих сайтах стало возможным пообщаться как посетителям друг с другом, так и редакциям сайта с посетителями.

Функции коммунивер-вебсайтов:

  • библиотечка - архив текстов, знакомящих с тематикой онлайн-тусовки. Как правило, это подборка книг, статей или даже баз данных (называемых, как и в библиотеке, "единицами хранения"). Библиотечка служит для цитирования "старичками" в ходе обсуждений и для начального изучения предмета "новичками". Снабжена расширенным поисковым аппаратом и несколькими рубрикаторами, хорошо аннотирована.
  • дискуссии - многие (особенно новые) материалы в библиотечке вызывают комментарии со стороны посетителей сайта и редакции. Внешние новости также вызывают всплеск общения. Дискуссии - это способ структурировать обсуждение. Их вид определяется как программистом-дизайнером, так и настройками участников. Коммунивер предлагает инструмент, на котором моделируются дискуссии практически любой формы - как неструктурированные "гестбуки", так и переструктурированные "форумы". Легко реализуется объединение нескольких дискуссий в одном потоке или выделение разговорных "нитей" в отдельные окна.

  • рубрикаторы - как и в обычных библиотеках, являются основным механизмом навигации по сайту. Вспомните также рубрики в периодических изданиях. Тематически обустроенная навигация - это основа сайтостроения. Конечно, одни и те же материалы могут быть рубрицированы по-разному, поэтому рубрикаторов может быть несколько. Ведение рубрикаторов - прерогатива организаторов общения (редакции). На сегодня поддерживается три типа рубрикаторов: традиционный иерархический, editor's pick и дискуссионные "нити".

  • новостная лента - новости включают в себя как "внешнюю" ленту, так и "внутреннюю": ссылки на последние постинги статей и реплик в дискуссиях к ним. "Внутренние" новостные ленты порождаются автоматически в форматах, описанных дизайнерами-программистами.

  • информация об участниках - сведения о "писателях" (в том числе виртуальных персонажах), в частности об их активности в данной онлайн-тусовке (список их статей и реплик, статус модератора, краткие сведения о себе и т.д.).

  • интерфейсы организаторов общения (редакции) - интерфейсы, позволяющие евангелистам, модераторам, редакторам, некоторым категориям авторов коллективно играть роль "интеллектуального фильтра" для поступающих от участников онлайн-тусовки текстов, организовывать рубрицирование коммунивер-сайта и внутрисайтовое "продвижение" тех или иных материалов, а также выполнять административные функции по отношению к прочим участникам сайтовой онлайн-тусовки.

  • инивидуальные интерфейсы участников тусовки - каждый читатель/"писатель" настраивает для себя интерфейс представления информации. Коммунивер-сайт помнит об этом "профиле участника". "Писателям" представляются веб-интерфейсы публикации, различающиеся в зависимости от их статуса. Читателям предоставляются средства персонализации представления контента в зависимости от их предпочтений (длина файла фрагмента дискуссии, способ сортировки реплик по умолчанию, период показа новостей и т.д.).
  • Последним писком интернет-моды на сегодня стали вертикальные порталы. Это такие сайты, к которым каждый день приходят люди, интересующиеся какой-либо темой. Вертикальный - значит относящийся к одному рынку, теме. Отраслевые продавцы и покупатели, аналитики и репортеры, общества потребителей и ассоциации производителей - вертикальные порталы будут связывать их всех между собой. Люди редко интересуются всем. Намного чаще их интересы лежат в какой-либо узкой предметной области. Музыка, политика, пластмассовая посуда, программирование, лесбийская любовь для миллионов людей значат достаточно много, чтобы ежедневно пользоваться услугами Главного Сайта по интересующим их вопросам. Этот Главный Сайт и будет вертикальным порталом. Предполагается, что вертикальных порталов может быть много больше, чем порталов общих. И то верно: если предположить, что для каждой из 2500 рубрик новостевых лент откроется по два-три вертикальных портала, то сравнивать эпоху, которая при этом наступит, со временами пристального внимания к Yahoo! и Яndex'y станет трудно. Петер Клементе (Peter Clemente), вице-президент фирмы Cyber Dialog, считает, что дни интереса к общим порталам уже сочтены. Я согласен с этим мнением: поисковые сайты-динозавры вымирают, а вместо них появляется новое поколение более мелких тематических сайтов, которые крепко удерживают вокруг себя постоянное онлайн-сообщество. Дух интерактивности витает в обществе, и даже "классические" библиотеки (например, Библиотека Мошкова, www.lib.ru) или книжные магазины (например, "Озон", www.o3.ru) предлагают кроме книг участие в дискуссиях и даже голосования.

    Коммунивер - подход и инструментарий нового поколения

    Коммунивер - это подход и инструментарий нового поколения для создания вертикальных веб-сайтов-порталов, организовывающих общение сетевых сообществ.

    Коммунивер (Communiware, по-русски произносится и склоняется так же, как "софтвер", "хардвер") представляет собой попытку Института коммерческой инженерии зафиксировать новое понимание того, какие средства организации общения необходимы в современном Интернете, как работают со статьями и репликами участников организаторы общения.

    Качественное общение может и должно быть организовано. И для этого мало "создать условия". Необходимо иметь людей - организаторов общения. Можно пригласить много людей в ресторан и наблюдать за тем, как они молча напиваются, букой глядя друг на друга. Условия для общения и веселья есть, но оно не возникает. Но стоит добавить организатора общения - тамаду, который задает темы, направляет беседу, структурирует время (такой вот психологический термин), - как общение оживляется, и присутствующие на вечеринке превращаются в сообщество. В каждой компании должна быть своя "душа", серая масса должна быть организована, чтобы в ней завелась жизнь.

    Нужно рассмотреть различные позиции организаторов и участников общения - модератора, евангелиста, редактора, "писателя", читателя. Модератор следит за дисциплиной дискуссии, исправляет текущие ошибки, поддерживает темы, обеспечивает гиперссылки. Евангелист пишет программные статьи и активно спорит по содержательным вопросам. Он является культовой фигурой, его реплики в дискуссии авторитетны. Редактор обеспечивает поток новостной информации, ведет переписку с писателями по поводу их статей, разрабатывает рубрикацию для накопившихся архивов. "Писатель" пишет статьи и отклики-реплики на чужие статьи (часто не менее интересные, чем те статьи, на которые эти отклики написаны), "читатели" только читают и постепенно превращаются в активных участников общения - "писателей".

    Коммунивер обеспечивает взаимодействие всех этих позиций, предоставляя организаторам общения (модераторам, редакторам, евангелистам), а также "писателям" и "читателям" удобные для них веб-интерфейсы. И, кроме этого, обеспечивает инструменты для программиста-дизайнера сайта, диктующего вид веб-страниц, на которых представляется "живое" содержание сайта, и даже системного администратора, обеспечивающего бесперебойную работу программного обеспечения сайта.

    Три кита, на которых стоит портал: новости, библиотечка, дискуссии

    Общение в вертикальном портале не слишком похоже на обмен мнениями в курилке. Оно как-то организовано и структурировано. Обмен репликами происходит по поводу статей, аргументы содержат ссылки на литературу. Этой "литературой" вполне могут оказаться вчерашние реплики - или книги, которые можно найти тут же, в удобно организованной библиотечке. Да и сам "разговор" часто появляется как реакция на то или иное сообщение из новостной ленты, присутствующей на коммунивер-сайте. Люди предсказуемы: чтобы они продолжали регулярно общаться, сайт должен содержать три обязательных компоненты. Во-первых, свежие новости, чтобы было что обсуждать. Во-вторых, "нетленное" содержание: статьи и книги. Особо эта информация важна для новичков, присоединяющихся к сообществу. В-третьих, возможность высказаться и быть услышанным, заработать статус в сообществе, стать в чем-то причастным, "своим".

    Лучшие тематические отечественные сайты, пытающиеся конкурировать по посещаемости даже со "всеохватными" искалками, устроены именно таким образом. Новости, статьи и дискуссия www.polit.ru, новости, статьи и форумы www.computerra.ru, новости, статьи и обсуждения forum.msk.ru - список примеров можно продолжить. Сообщество читает, пишет, организаторы непрерывно меняют структуру сайта, и нужно просто поддержать устройство сайта удобной программой. Что и было сделано Институтом коммерческой инженерии, предложившим Коммунивер.

    Традиционно в программах, организующих дискуссии в какой-либо форме, нет места для поддержки публикации статей и книг. Инструментарий, поддерживающий новостные ленты, плохо приспособлен для организации дискуссий. Статьи и книги зачастую выкладываются на сайт безо всякого инструментария вообще, что делает любую реорганизацию рубрикатора содержания весьма болезненной процедурой. Коммунивер не открыл ничего нового. Просто поддержка всех необходимых функций и интерфейсов была реализована "в одном флаконе". Вкус получившегося салата отличается от вкуса составляющих его ингредиентов.

    Реализация

    Конечно, поддержка такого большого числа функций требует опоры на большие программные системы. Содержание коммунивер-сайта не похоже на застывшую глыбу, а остается в любой момент времени таким же текучим и неуловимым, как в момент создания. Нет никакого фиксированного содержания. В любой момент коммунивер-сайт может поменять дизайн на более модный и современный, в любой момент рубрикация может быть изменена полностью. Это не означает, что живая протоплазма контента погибнет.

    Коммунивер держит всю информацию (новости, статьи, реплики-отклики, рубрикаторы) в виде независимых кусочков в базе данных Oracle. Конечно, Коммунивер программно поддерживает работу с такими объектами, как "реплика", "статья", "рубрикатор", "дискуссия", "список материалов", "автор" и многими другими, а также сложные варианты связей между единицами хранения ("в ответ на X", "см. также Y", "в приложение к Z" и т.д.). Информация отделена от ее представления, поэтому полностью поменять структуру (рубрицирование и дизайн) обширного коммунивер-сайта можно быстро, на ходу. И вовсе не обязательно для этого находиться в "редакции". Современные "редколлегии" могут быть раскиданы по разным городам, поэтому Коммунивер предлагает веб-интерфейс не только для читателей и "писателей", но и для организаторов общения - модераторов, редакторов, евангелистов.

    Реализация Коммунивера на основе Oracle позволяет в полной мере использовать возможности базы данных, и не только для удобного резервирования содержания. Ключевым фактором в реализации явилась всесторонняя поддержка времени, событийности. Дата написания и публикации - существенные параметры любого клочка информации. Коммунивер-сайты живут во времени. То, что видно на вытаскиваемых из Сети страницах коммунивер-сайта, существенно зависит от времени вытаскивания. Запросы вытаскивают на экран в каждый момент времени и для каждого пользователя только то, что ему нужно. Хотите - "пять самых свежих реплик в дискуссии XYZ", а может быть - "не более 7Кб новостей за позавчера". Тем самым коммунивер-сайты уходят все дальше и дальше от типичных порталов, имеющих прототипом "бумажные" новостные ленты, газеты и журналы. Коммунивер-сайты - это уже не средства массовой информации, это инфраструктура массовой коммуникации.

    Осталось только заметить, что Коммунивер реализован в среде Linux и использует веб-сервер Apache.

    Приходите пообщаться

    Создание Коммунивера невозможно без активного обсуждения его свойств и особенностей со всеми заинтересованными сторонами. Поэтому был организован модельный сайт, на котором каждый желающий мог опробовать технологию и высказать свои пожелания к ее реализации. К этому приглашаетесь и вы, читатели этих строк. Продолжим разговор там. До встречи на www.ice.ru/communiware/!


    В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site