This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 15
Сюжеты | Тема номера
Андрей Себрант

Мемуары виртуального сотрудника

Подмечено, что время в Интернете течет намного быстрее, чем в остальном мире. Пршло всего несколько лет, а многие реалии этой статьи кажутся архаикой. Телнет-доступ, текстовый броузер Линкс, модем на две-четыреста для большинства сетян сегодня все равно что рыцарские латы, кивера и шашки из музея. Атрибуты ушедших эпох часто больше мешают, чем помогают разглядеть причины, истоки и, в конце концов, внутреннюю суть того, что видишь вокруг. Разглядеть "сегодня" и "завтра" сквозь "вчера" пробует директор по маркетингу компании "Гласнет" Андрей СЕБРАНТ, asebrant@glasnet.ru

Это началось для меня так давно, что невозможно привести URLы, относящиеся к первым проектам. Их просто нет. Странно это звучит, но не все, что существовало в Сети, относилось к WWW, и не все легло в доступные ныне архивы... Так что зря говорят, что в Интернете есть все.

Десять лет назад, в доисторическом для многих читателей этой статьи 1989 году, учителя-энтузиасты из Голландии и США строили всемирный кабинет для виртуальных занятий школьников и, кстати, других учителей. Это был первый масштабный и координируемый на профессиональной основе международный сетевой проект, доступ в который предлагался американским школам на коммерческой основе (с соответствующими гарантиями качества, методического сопровождения, соответствия образовательным стандартам и т.д.).

Сейчас слово worldclassroom при поиске в Yahoo! дает десяток страничек с мертвыми ссылками. А десять лет назад WorldClassroom был суперпроектом, единственным в своем роде. Все размещалось на сервере в Техасе, уже тогда имевшем неплохую связь с Интернетом, а участники получали доступ почти из всех штатов и нескольких стран мира с помощью казавшейся тогда экзотикой команды telnet со своих компьютеров. Не менее необычным для 89-го года было требование иметь модем и возможность позвонить местному провайдеру, который обеспечит работоспособность этой команды... Спасибо проекту San Francisco - Moscow Teleport, прародителю нынешней "России Онлайн" (www.online.ru/rwelcome.rhtml), от которого осталась лишь строчка в описании группы "Глобал ТелеСистемз" (www.sovam.ru/rcompany/), - я работал тогда через них и периодически ругался с юным тамошним гуру-тезкой Андреем Колесниковым, когда этот паршивый telnet почему-то не хотел работать.

Но к делу от личных воспоминаний, хоть и приятно было не так давно выпить с Андреем за десятилетие нашей с ним электронной переписки. Пока такие юбилеи в российском Интернете еще не массовы. WorldClassroom был, по сути, комбинацией электронной почты и системы форумов, похожих хоть на ньюс-группы, хоть на вебборды. Почта имела шлюз с Интернетом, а конференции были доступны только локально участникам проекта, залогинившимся на техасскую машину. Все функционировало исключительно в текстовом режиме и слушалось своего собственного командного языка.

Большинство форумов было открыто для всех участников проекта (формально участниками были учителя школ по всему миру, но, конечно, подразумевалось, что учитель использует этот вход не только для себя лично, но в первую очередь для совместной работы в системе со своими учениками). Каждая конференция посвящалась одному тематическому проекту (это могло быть написание рассказа-буриме несколькими классами младших школьников или исследование потребительской корзины типичной семьи в разных странах и городах старшеклассниками, "Уголок поэзии" или "Дневник фенолога", кружок любителей Шекспира или актовый зал для выступлений именитых гостей - нормальная пестрота хорошей живой школы). Небольшая группа форумов была закрыта дополнительными паролями - в любой школе есть учительская и кабинет завуча, куда просто так детишкам вход заказан.

Став координатором этого проекта по СССР, я впервые попробовал онлайновой работы и дружбы... Пришлось научиться придумывать проекты и вписывать их в существующий график работы других, помнить не только о разнице часовых поясов участников, но и о разных днях каникул и государственных праздников (не говоря уж про семейные обстоятельства коллег!), - и все это с людьми, которых никогда не видел и не слышал. Работа казалась немного странной, виртуальность еще не была расхожим понятием, и объяснить суть дела большинству московских учителей оказывалось совершенно невозможно. Многие смотрели в глаза с нескрываемой завистью и спрашивали, сколько же времени я провожу за границей и кто за все эти вояжи платит и устраивает визы. Я тыкал в ответ в монохромный и невзрачный экран Toshiba 1200, древнего лаптопа, носимого ящика доноутбуковой эпохи, - но учителя никак не верили, что США, Голландия, Индонезия, Англия - все они там, пока тоненький серенький провод тянется от коробочки с огоньками к телефонной розетке прямо в их классной комнате.

Но работа шла, школьники и даже некоторые наиболее любопытные преподаватели втягивались в странные игры. Мало-помалу осваивались такие сейчас очевидные вещи...

  • Надо четко научиться не путать а) реплику в конференцию, которую прочтут все подряд; б) письмо с конкретным списком адресатов - кто в Cc:, кто в Bcc:; в) письмо лично одному адресату. Ничего нет хуже в работе команды, чем необдуманное или обидное высказывание на публике. То, что никогда бы не пришло в голову сказать громко со сцены перед незнакомыми людьми, так легко постится в конференцию, пока не выработалось ощущения близости всех этих невидимых слушателей-читателей.

  • Надо привыкнуть, что письма от шестиклассника, его учительницы или его папы - по обращению, стилю и даже подписи могут быть совершенно неотличимы. Поэтому тон переписки с незнакомым корреспондентом надо выбирать аккуратно, а деликатность ставить превыше желания пошутить. Хохмить лучше с уже знакомыми людьми, а то можно сильно попасть впросак - а ведь потом вместе предстоит работать, а отходчивость у разных людей сильно разная...

  • Модерирование форума, который поручено вести, отнюдь не сводится к вымарыванию дурацких постингов - для этого не надо большого ума и фантазии, - а требует умения вовремя подбросить тему в затухающую дискуссию, спровоцировать новый поворот обсуждения до того, как народ от скуки начнет дурачиться. Модерирование - это не столько самодовольное право цензора, сколько нелегкий труд сценариста, режиссера и актера в одном лице.

    Работа в WorldClassroom - хоть и были нам доступны только почта да конференции - быстро показала важнейшую потребность виртуальной команды:

    Для нормальной организации сотрудничества в Сети необходима структурированная среда общения членов виртуального коллектива. Логическая структура среды должна быть дополнена структурой прав доступа к различным элементам и операциям с ними.

    Теперь, в 1999 году, очень хорошо видно, что эти очевидные идеи находят более адекватное выражение в сложных системах модерируемого виртуального общения. Такие системы оказываются и одним из важнейших продуктов деятельности The MiningCo (home.miningco.com), и объектом разработки нашего Института коммерческой инженерии (там родилось слово "коммунивер" - www.libertarium.ru/communiware/).

    Одновременно наблюдая в те дальние годы жизнь Usenet'а и много общаясь с фидошниками, которые тоже любили порассказывать про виртуальное братство, я очень скоро начал ощущать четкую разницу. Самоорганизация виртуальной команды ведущих WorldClassroom до какой-то степени напоминала аналогичный процесс в открытой Сети. Но только до какой-то. Здесь не мог, например, разгореться серьезный флейм. Его участников сначала предупреждали в индивидуальном порядке по почте, а при попытке продолжить - немедленно изгоняли. Доступ в коммерческий проект школы покупали не для того, чтобы наблюдать чьи-то выяснения отношений.

    Здесь существовала незаметная на первый взгляд, но столь же серьезная, как в любой большой офлайновой конторе, субординация. Сколь угодно демократичный начальник или хозяин все равно оставался сначала начальником или хозяином, а уж потом демократом. И на призыв не разобравшегося в иерархии новичка "Ладно, я вас тут послушал, мне не понравилось, дайте-ка я сам порулю!" следовала сильно отрезвляющая для пришедшего из вольной Сети реакция.

    Так лет десять назад я для себя четко усвоил еще один жесткий закон виртуальных коллективов:

    Виртуальная команда сотрудников остается трудовым коллективом со всеми производственными и неформальными отношениями в нем, включая субординацию и различия между владельцами и наемными менеджерами. Без сохранения этих жестких иерархических отношений (хотя они совершенно необязательно должны выпячиваться) невозможно подчинить деятельность виртуальной команды выполнению бизнес-плана - за что участникам, собственно, и платят деньги.

    До сих пор я наблюдаю, как иногда не могут нормально работать в виртуальной команде (только теперь уже - в крупных контент-проектах в Сети) завсегдатаи чатов и гестбуков, т.е. виртуальных тусовок. Для них Интернет - очевидная отдушина и противоположность дисциплине рабочего места, и сдерживаться при общении на внутренних листах компании или форумах проекта у таких людей не получается. Им кажется, что они все еще в той Сети, где ты волен, анонимен и - почти всегда безнаказан. Привыкшие зайти помочиться в любой открытый подъезд, они с той же непринужденностью идут это делать в кабинет виртуального начальника - поскольку у него дверь тоже не заперта. Последствия, однако, бывают неприятно материальны.

    ...В WorldClassroom я проработал несколько лет. Побывал в шкуре координатора проекта и модератора форума, приглашенного докладчика и соредактора онлайновой газеты. Самое странное, что сейчас, активно работая во вроде бы совсем другом, повзрослевшем и заматеревшем, Интернете, я вижу гораздо меньше различий, чем сходства. Изменились инструментарий и программные интерфейсы, через которые мы взаимодействуем. Одно появление ICQ чего стоит! Да и разнообразие решений для чатов, форумов, гестбуков тоже радует глаз, хотя и не всегда - бухгалтерию. Изменились масштабы (виртуальный коллектив уже упомянутой The MiningCo сейчас насчитывает более 700 человек в 39 странах). Но вот проблемы и лежащие в основе успешной работы виртуальных команд идеи остались все теми же. Некоторые из них я пытаюсь в этих воспоминаниях выделить шрифтом. Уж не знаю, что редакция сделает с этим выделением при публикации.

    Следующий мой опыт был на стыке онлайна и офлайна - но зато совсем из иной, чем WorldClasroom, оперы. Кто из современных экспертов по коммуникациям вспомнит, что такое NAPLPS? За претенциозной, даже можно сказать несколько шовинистической, расшифровкой North American Presentation Level Protocol Syntax скрывалась идея, которая по сей день не оставляет программистские умы - векторный графический формат, который обеспечит передачу хорошего качества картинок за малое время даже паршивым линиям, где модем не может разогнаться до нормальной скорости.

    Правда, речь в 1992 году шла - как это ни удивительно - еще не про WWW. Большим фанатом NAPLPS был в то время легендарный на американских BBS Дэйв Хьюз (Dave Huges) из Колорадо, больше известный как Ковбой Курсора. И прикрутить NAPLPS он хотел именно к BBS-ному софту, в том числе написать компактную и удобную клиентскую терминальную программу, которая, общаясь с BBS в текстовом режиме, могла бы показывать NAPLPS-графику (а там, надо заметить, были предусмотрены возможности анимации). Так что письма с MIME-вложениями, которые сразу при просмотре придают посланию мультимедийность, - это далеко не свежо, между прочим. Поздравительные открытки с мультиками с поддерживающих NAPLPS BBS-ок мы еще под новый 1993 получали!

    А читали/смотрели мы эти открытки как раз той программой, которую под виртуальным руководством Дэйва разрабатывали в Москве. Мы познакомились с Хьюзом в Сети через ныне знаменитого аналитика Интернета Гордона Кука - тогда еще не издававшего принесшего ему славу и деньги The COOK Report on Internet (www.cookreport.com) и даже не мечтавшего о личной оптике к себе в дом.

    Дэйв решил воспользоваться дешевой и качественной программерской рабочей силой, об изобилии которой всегда ходили легенды по Штатам. Ему, однако, не хотелось эту силу нанимать совсем заочно и полностью оставлять без офлайнового присмотра. Поэтому Дэйв выбрал компромисс. В онлайне он по рекомендациям, которым вполне доверял, разыскал меня, некоторое время потестировал, а потом предложил найти и нанять пару подходящих программистов - и дальше на месте по его общим указаниям конкретно руководить процессом разработки и отчасти сопровождения.

    Степень виртуальности общения в нашей российской тройке Дэйва не волновала - ему были нужны отчеты строго по графику и своевременная поставка альфа и бета версий продукта - а после их тестирования в Штатах и Канаде - опять же не выбивающееся из графика получение конечного продукта со всеми устраненными багами. Для Саши и Кирилла, которых пригласили в проект добрыми старыми очными методами, Дэйв стал первым виртуальным работодателем... Кстати, жизнь Саши этот опыт в итоге изменил сильно - уже несколько лет, как он перебрался в Нью-Йорк и теперь коммуникационный софт пишет там. Виртуальное сотрудничество - как и виртуальный флирт - иногда круто меняет реальную жизнь.

    В работе над этим проектом не было ничего выдающегося и принципиально нового по сравнению с уже накопившимся опытом онлайнового совместного творчества, если бы не одна принципиальная деталь. Мы трудились над коммерческим продуктом, и Дэйв впервые заставил меня всерьез задуматься над вопросом защиты информации, передаваемой по Сети в ходе общения сотрудников виртуальной команды. Больше всего заказчика волновала возможность перехвата отсылаемых ему исходников программы - для потенциальных конкурентов именно исходный код был бы самой лакомой добычей.

    В итоге, все взвесив и оценив степень риска, мы не стали прибегать к каким-либо изощренным средствам защиты. Однако сама по себе проблема обозначилась явно.

    В виртуальной команде, работающей по открытой Сети с конфиденциальной информацией, должны существовать четкие правила ее защиты и распределение уровней прав работы с нею.

    Для виртуальных коллективов разработчиков, которые в наши дни не редкость, это проблема куда значимее, чем для нас тогда. Как-никак конкуренция стала пожестче, полку хакеров заметно прибыло, да и арсенал у них обогатился немало.

    Работа в виртуальных командах - это не только полезный опыт, новые умения и заработанные, не выходя из дома, деньги. Но еще и - не в последнюю очередь! - удивительный кайф общения. Общения не просто так, не на уровне трепа в курилке или застольной беседы а контакта коллег, объединенных азартом решения одной и той же задачи.

    Мне везло и везет - сейчас уже не первый год я тружусь в The MiningCo с ее сложной системой взаимодействия сотен виртуальных сотрудников. Когда почти год назад в этом же журнале я писал про первый юбилей The MiningCo (www.inter.net.ru/10/19.html), можно было только высказывать надежду поработать в аналогичном российском проекте. В жизни Интернет, как всегда, оказался щедр на сюрпризы - и мне повезло, мечты сбылись, теперь я вхожу в команду List.Ru. Здесь пока не сотни, а лишь десятки гидов, и география их проживания охватывает не мир, а Россию - но стиль очень знаком. List.Ru (и связанные проекты) делают десятки людей, объединенных Сетью и - как и должно быть! - азартом в создании уникального конкурентоспособного продукта каждый своей головой, но в общей упряжке. И теперь гораздо приятней заканчивать и без того затянувшуюся статью не вздохами, а предложением. Хотите сами изнутри попробовать, что такое виртуальная команда? Легко! Почитайте условия работы (www.list.ru/guide.html) и - если понравится - присоединяйтесь. Обогатитесь если не финансово, то хотя бы жизненным опытом...


    В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site